Слайд 1Экзистенциальный подход в консультировании Ирвина Ялома
Подготовил студент 3 курса ППДП-31-17
Бобров Никита
Слайд 2Ирвин Ялом (Irvin D. Yalom) – американский психолог и психотерапевт,
доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стентфордского университета. Родился (1931) в
Вашингтоне в семье выходцев из России.
Слайд 3И. Ялом отмечает, что слово «бытие» представляет собой что кто-то
находится в процессе превращения во что-то. А также утверждает, что,
когда слово «бытие» используется как существительное, оно означает потенцию, источник потенциала.
Можно провести такую аналогию: желудь имеет потенциал стать дубом. Однако эта аналогия является не очень подходящей, когда дело касается людей, так как у людей есть самосознание. Люди могут выбирать собственное бытие. Выбор, который они делают, имеет большое значение в каждый момент их жизни.
Слайд 4Три вида бытия, которые характеризуют существование людей как пребывающих в
мире:
«Внешний мир», который представляет собой естественный мир, законы природы и
окружающую среду, животных и людей.
Он включает в себя биологические потребности, стремления, инстинкты, а также ежедневные и жизненные циклы каждого рганизма. Естественный мир воспринимается как реальный.
2. «Совместный мир» – это социальный мир общения людей с подобными им людьми отдельно и в группах. Значимость взаимоотношений с другим человеком зависит от отношения к нему. Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы зависит то, какое значение имеют для них эти группы.
3. «Внутренний мир» уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и самоосознания, он также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы должны иметь собственное отношение к вещам и людям. Например, выражение: «Этот цветок красив» означает: «Для меня этот цветок красив».
Слайд 5Экзистенциальное консультирование используется для оказания помощи в противостоянии основным проблемам
существования, связанным с тревогой, отчаянием, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью.
Все перечисленные проблемы могут стать источником «экзистенциальной боли». Данный подход также может быть использован для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом.
Цель экзистенциальной работы в том, чтобы в процессе жизни давать человеку больше знания и свободы.
Ялом вводит понятие «экзистенциальный конфликт» и «экзистенциальная динамика»
Слайд 6И. Ялом выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны со
смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Этим беспокойствам в экзистенциональном консультировании
придается большое значение.
Экзистенциальный конфликт, связанный с осознанием смерти – проявляется как противостояние между осознанием неизбежности смерти и желанием жить.
Осознание этого конфликта провоцирует возникновение экзистенциальной тревоги, а взаимодействие с тревогой провоцирует возникновение защитных механизмов.
Защитные механизмы должны быть оптимальными (не сильными и не слабыми).
Защитные механизмы:
- вера в свою особенность (бессмертие, неприкосновенность);
- вера в Спасителя, который спасет, убережет, придет на помощь в последний момент.
Слайд 7Как экзистенциальные консультанты работают с проблемой смерти и конечности человека?
Одной
из прописных истин, которые человечество усвоило еще на заре своего
существование – всё конечно. Человек – не исключение, он смертен и биологически ограничен в своем существовании. Как правило, люди даже смиряются (вроде бы) с осознанием этой истины. А скорее – предпочитают не задумываться об этом глубинном факте, не видя в этом смысла.
Таким образом, сознавание своей конечности может запустить процесс внутриличностных изменений, которые, в конечном счете, дадут возможность улучшить нашу жизнь. Основным инструментом экзистенциального психологического консультирования в этой области есть оказать помощь осознать клиенту то, что он и так знает.
Слайд 8Техника нахождения своей точки на отрезке между жизнью и смертью,
техника направленного фантазирования на тему собственной смерти, написания собственного некролога.
Здоровые
пациенты и терминальные больные.
Акцент на повышении удовлетворенности жизнью и ее психологического качества у пациента. Экспериментально доказано, что у людей, которые довольны своей жизнью, тревога перед смертью ниже, чем у разочарованных жизнью.
Техника работы со сновидениями. Сновидения – один из немногих информативных путей к бессознательному, хранящему тревогу перед конечностью и смертью.
Техника снижения чувствительности к смерти путем неоднократной работы с ней (так называемая десенсибилизация смерти).
Применяемые техники:
Слайд 9Экзистенциальный конфликт, связанный с осознанием свободы – проявляется как столкновение
людей с отсутствием опоры и свободой в простраивании своей структуры.
Защитные механизмы:
- желание и стремление переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого;
- патологическое изъявление желаний, позиция «Я хочу!» и уверенность в том, что найдется тот, кто будет удовлетворять желания;
- зависимое поведения (желание «спрятаться под крыло»);
- позиция жертвы (утрата контроля над своей жизнью)
Слайд 10Работа с ответственностью и волей
Осознание своей конечности и одиночества неизбежно
ведет к необходимости принятия ответственности за свою жизнь и воли,
чтобы жизнь организовывать. Человеку свойственно выстраивать защитные механизмы, которые не способствуют принятию ответственности (ведь ответственность за происходящее в жизни – тяжелая ноша). Пациент может переносить ответственность, существовать под властью неких сил, которые управляют им, отрицать ответственность, избегать самостоятельного поведения.
Работают с ответственностью и волей в экзистенциальном консультировании так:
Применение принципа «здесь и теперь»
Неструктурированное и не авторитарное консультирование (чтобы избежать перенесения ответственности на консультанта).
Работа по преодолению экзистенциальной вины как неудачной реализации своих возможностей.
Техника осознания своих желаний и способности хотеть.
Техника работы с решением предпринимать ответственные действия.
Слайд 113. Экзистенциальный конфликт, связанный с осознанием изоляции и одиночества
– конфликт между осознанием фундаментальной изоляции и желанием установить контакты,
связи и чувствовать себя частью чего-то.
И. Ялом выделил три формы изоляции:
- межличностная (отчужденность от других);
- внутриличностная (отчуждение частей «Я» от самого себя, непризнание субличностей);
- экзистенциальная, фундаментальная (отчужденность человека от мира).
Защитные механизмы:
- тенденция слиться с большой группой или другим индивидом (конформизм);
- демонстративное поведение, привлекающее к себе внимание (внешний вид, гиперсексуальность);
- стремление к «серийным» отношением (смена партнеров).
Слайд 12Работа с изоляцией: одиночество – как его пережить?
Именно знание о
своей смерти открывает человеку понимание того, что он одинок (никто
не может умереть вместе с ним). Человек рождается один и уходит из жизни в одиночестве. И хотя люди социальные существа (то есть ему необходимо подтверждение его другими людьми, что достигается включением в многочисленные социальные группы), сама экзистенциальная природа человеческого существа предполагает его базисное одиночество. Преодоление базисной изоляции невозможно, но разделение такой изоляции с другим человеком – это способ компенсировать любовью тревогу от одиночества.
Экзистенциальные техники в работе с изоляцией такие
Техника исследования своего одиночества, намеренного переживания изоляции искусственным путем.
Акцент на «ненуждающихся» отношениях (то есть когда любовь не становится зависимостью)
Слайд 134. Экзистенциальный конфликт, связанный с осознанием бессмысленности существования –
конфликт между потребностью людей в смысле и безразличным равнодушным миром.
Защитные
механизмы:
- бегство в активность, в работу;
- стремление к получению удовольствий, выраженная мотивация к власти и статусу.
Научить человека жить подлинной аутентичной жизнью, переживать свое состояние существования как реальность, несмотря на экзистенциальные данности.
Слайд 14В чем смысл жизни? И что делать, если смысла не
видно? Работа с бессмысленностью существования
Поиск смысла существования и стремление понимать,
зачем мы живем – естественная глубинная данность, доступная каждому человеку. Бессмысленность и бесцельность своего существования – распространенная проблема, с которой работают экзистенциально ориентированные практики. Можно выделить следующие стратегии работы с бессмысленностью:
Внимание к факторам, которые определяют бессмысленность жизни пациента (например, тревоге о смерти, страху перед одиночеством, отрицанию ответственности за происходящее в жизни).
Внимание к усилиям и попыткам пациента творчески проявить свое Я.
Переключение вектора внимания с внутреннего мира, который кажется лишенным смысла, на поиск смысла в окружающем мире.
Помощь в поиске смысла в происходящих трагических или неприятных событиях в жизни.
Слайд 15Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат.- выделяться, появляться. Этим подчеркивается,
что существование- не прозябание, не статический процесс, а динамический, т.е.
рост — связано с возникновением и становлением. В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.
Экзистенциальное консультирование направлено на помощь клиенту в отстаивании и утверждении своего собственного уникального способа бытия, способа существования, несмотря (и даже вопреки) на те ограничения, которые связаны с существованием человека (этими ограничениями выступают: осознание конечности жизни, фундаментальная изоляция, чувство бессмысленности и необходимость нести бремя свободы)
Слайд 16Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит
в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических
защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования.
Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладания с тревогой, которую вызывает ситуация.