Слайд 1МПТ
Электрические машины постоянного тока
Принцип действия и конструкция
Системы возбуждения
Обмотки
Реакция якоря
Коммутация
Характеристики
Слайд 2МПТ
Основные элементы конструкции МПТ
Статор – неподвижная часть электрической машины.
Ротор –
подвижная (вращающаяся) часть электрической машины.
Индуктор – часть электрической машины, обеспечивающая
создание основного магнитного потока. В машине постоянного тока индуктор неподвижен и имеет явно выраженные полюса чередующейся полярности.
Якорь – часть электрической машины в которой наводится э.д.с. В машине постоянного тока якорь вращается.
Щеточно-коллекторный узел – механический преобразователь переменного тока в постоянный и обратно.
Возбуждение – создание основного магнитного потока электрической машины.
Слайд 3МПТ
Принцип действия МПТ
1,2 – щетки
1’,2’ – коллектор
3 – полюса индуктора
4
– якорь
Простейший генератор постоянного тока
Кривые э.д.с. и тока простейшей
машины
в якоре (а) и во внешней цепи (б)
Слайд 4МПТ
Модель машины постоянного тока
с двумя витками на якоре
Пульсация напряжения на
щетках
генератора постоянного тока:
а – при двух витках на полюс;
б –
при большом количестве витков
Уменьшение пульсаций напряжения и момента МПТ
Для сглаживания пульсаций тока и момента в МПТ необходимо разместить на якоре несколько витков, равномерно распределенных по окружности, и увеличить количество коллекторных пластин.
Слайд 5МПТ
Направления э.д.с. тока и моментов
в генераторе (а) и двигателе (б)
постоянного тока
Работа простейшей машины
постоянного тока в режиме
генератора (а) и двигателя
(б)
Генераторный и двигательный режим работы МПТ
Слайд 6МПТ
Преобразование энергии в МПТ
Потери энергии в якоре возникают в результате
его вращения в неподвижном магнитном поле. Возникающие при этом электромагнитные
силы оказывают на якорь тормозящее действие и проявляют себя подобно силам трения.
Слайд 7МПТ
Энергетические соотношения
Генератор
Двигатель
Слайд 8МПТ
Основные конструктивные элементы
Магнитные процессы в электрической машине формируются с помощью
магнитопровода, который обеспечивает необходимую конфигурацию магнитного поля.
Электрические процессы электрических машин
формируются с помощью токопроводов, называемых обмотками.
Механические процессы организуются посредством вращающегося ротора (якоря МПТ).
Электромеханическое преобразование энергии в электрической машине происходит в результате взаимодействия магнитного, электрического и механического процессов.
Слайд 9МПТ
Основная конструктивная схема
машины постоянного тока
1 – станина; 2 –
главные полюсы;
3 – сердечник якоря; 4 – коллектор;
5 – вал;
6 – подшипник;
7 – подшипниковый щит; 8 - вентилятор
Устройство электрической машины
постоянного тока
1 – коллектор; 2 – щетки; 3 – сердечник якоря;
4 – сердечник главного полюса; 5 – полюсная
катушка; 6 – станина; 7 – подшипниковый щит;
8 – вентилятор; 9 – обмотка якоря
Конструкция МПТ
Слайд 10МПТ
Главный полюс
1 – сердечник полюса;
2 – полюсный наконечник;
3 –
полюсная катушка.
Добавочный полюс
1 – сердечник;
2 – полюсная катушка
Элементы конструкции статора
МПТ
Слайд 11МПТ
Сердечник якоря:
а - якорь без обмотки;
б – стальной лист сердечника
якоря;
в – необмотанный якорь машины
постоянного тока.
Сердечник якоря МПТ
Слайд 12МПТ
Обмотки якоря МПТ
Основным элементом обмотки является секция – наименьшая часть
обмотки содержащая один или несколько витков и присоединенная своими концами
к коллекторным пластинам.
Полюсное деление
Расположение активных
сторон секций на
сердечнике якоря
Требования к якорной обмотке:
Выдерживать напряжение и ток нагрузки, соответствующие номинальной мощности
Электрическая, механическая и термическая прочность, обеспечивающую необходимый срок службы машины (до 15-20 лет)
Обеспечение токосъема с коллектора без вредного искрения
Минимальный расход материалов
Простая технология изготовления
Слайд 13МПТ
Устройство коллектора:
1 – корпус коллектора; 2 – стяжной болт;
3 –
нажимное кольцо; 4 – изоляция (миканит);
5 – «петушок»; 6 –
«ласточкин хвост»;
7 – пластины.
Коллектор:
1 – коллекторная пластина;
2 – изоляционная прокладка;
3 – конусная втулка;
4 – нажимная шайба.
Расположение коллекторных пластин (1)
и изоляционных прокладок (2) в коллекторе
Коллектор на пластмассе:
1 – коллекторная пластина;
2 – пластмасса;
3 – стальная втулка.
Коллектор МПТ
Слайд 14МПТ
Система возбуждения МПТ
Магнитное поле возбуждения создается обмотками расположенными на полюсах
МПТ.
Магнитное поле формируется с помощью магнитопровода.
Основной магнитный поток Ф -
создается полюсами и проходит через якорь.
Поток рассеяния Фрс – создается полюсами и замыкается минуя якорь.
Слайд 15МПТ
Магнитная цепь МПТ в режиме холостого хода
Магнитная цепь машины постоянного
тока
1 – обмотка возбуждения; 2 – полюсы; 3 – ярмо;
4
– полюсный наконечник; 5 – якорь; 6 – проводники
якорной обмотки; 7 – зубец якорного сердечника;
8 – воздушный зазор машины.
Слайд 16МПТ
Схема четырехполюсной МПТ
Распределение потока в четырехполюсной машине:
а – чередование полюсов;
б – распределение индукции в
воздушном зазоре.
Многополюсные МПТ
Воображаемую линию, проходящую
посредине между полюсами называют геометрической нейтралью.
Слайд 17МПТ
Обмотка якоря МПТ
Обмотка якоря МПТ представляет собой замкнутую систему проводников,
уложенных в пазах якоря и соединенных с коллектором.
Основным элементом обмотки
является секция – наименьшая часть обмотки, присоединенная к двум коллекторным пластинам.
Форма секций и порядок их подключения к коллекторным пластинам определяется типом обмотки.
Двухвитковые секции:
Простая петлевая обмотка – концы секций подключаются к соседним коллекторным пластинам
Простая волновая обмотка – концы секций подключаются к коллекторным пластинам расположенным на расстоянии двойного полюсного деления.
Наиболее распространены петлевая и волновая обмотки
Слайд 18МПТ
Простая петлевая обмотка
1 – активная часть секции
2 – лобовая часть
секции
Активные части секций располагают под полюсами разной полярности на расстоянии
приблизительно равном полюсному делению , это обеспечивает суммирование э.д.с., наводимых в активных частях.
Простыми петлевыми называют обмотки, у которых последовательно соединяются радом расположенные секции.
Размещение нескольких элементарных пазов в одном реальном
y1, y2, y, yk – шаги обмотки
Слайд 19МПТ
Развертка простой петлевой обмотки
Схема простой петлевой обмотки с 2p=4, числом
пазов Z=16. Первый шаг по якорю y1=4
Число щеток равно числу
полюсов.
Щетки одинаковой полярности соединяются параллельно.
Секции образуют параллельные ветви, число которых равно числу полюсов: 2a=2p.
Слайд 20МПТ
Простая волновая обмотка
Простой волновой называют обмотку, у которой последовательно соединяются
секции, находящиеся в равных магнитных условиях и не расположенные рядом.
Форма секций волновой обмотки напоминает волну.
Волновую обмотку применяют в электрических машинах для получения большего напряжения, а петлевую для получения больших токов
Неперекрестная обмотка
Перекрестная обмотка
Слайд 21МПТ
Развертка простой волновой обмотки
Схема простой волновой обмотки с 2p=4, число
секций S=Z=15. Первый шаг по якорю y1=3.
Число параллельных ветвей
2a=2 независимо от количества полюсов машины.
Слайд 22МПТ
Определение э.д.с. якоря
и электромагнитного момента
ЭДС обмотки якоря
Слайд 23МПТ
Определение э.д.с. якоря
и электромагнитного момента
Электромагнитный момент
Слайд 24МПТ
Магнитное поле реакции
якоря (а) и распределение
индукции в зазоре (б)
1-F, 2-B
Реакция
якоря – воздействие магнитного поля якоря на основное магнитное поле
полюсов
Магнитное поле в режиме
холостого хода:
а – магнитное поле машины;
б – распределение индукции в зазоре.
Слайд 25МПТ
Разложение н.с. обмотки
якоря на составляющие
Реакция якоря – воздействие магнитного поля
якоря на основное магнитное поле полюсов
Результирующее магнитное поле (а)
и
распределение индукции в зазоре (б)
Слайд 26МПТ
Станина машины постоянного тока
с компенсационной обмоткой
Компенсационные обмотки
Применение компенсационной обмотки позволяет
устранить искажение магнитного поля в зазоре за счет негативного влияния
реакции якоря.
Компенсационную обмотку соединяют последовательно
с якорем. При таком соединении через них проходит
один и тот же ток, обеспечивая автоматическую
компенсацию при любой нагрузке
Слайд 27МПТ
Схема распределения тока в коммутируемой секции в различные моменты времени
при γ=1
Коммутация
Коммутацией называется процесс переключения секций обмотки из одной параллельной
ветви в другую путем замыкания этих секций щетками при переходе с одной коллекторной пластины на другую. При этом ток меняет знак на противоположный.
Секция замкнутая щеткой – коммутируемая секция.
Время в течении которого проходит замыкание - период коммутации (Тк).
Слайд 28Коммутация
МПТ
Причины искрения во время коммутации:
механические (качество изготовления коллектора
и щеточного узла),
электромагнитные (добавочный ток, вызванный результирующей ЭДС),
потенциальные (повышенное напряжение
между коллекторными пластинами).
Слайд 30МПТ
Графики изменения тока
в коммутирующей секции
Ток в коммутируемой секции
Прямолинейная коммутация
Замедленная
коммутация
Ускоренная коммутация
Слайд 32МПТ
Н.с. и кривая результирующего
поля машины с добавочными
полюсами без компенсационной
обмотки
Расположение и полярность
добавочных полюсов
Способы улучшения коммутации
Слайд 33МПТ
Варианты электромагнитного возбуждения МПТ
Независимое
Параллельное (шунтовое)
Последовательное (сериесное)
Смешанное (компаундное)
Схемы включения обмоток возбуждения
генераторов постоянного тока
Слайд 34МПТ
Характеристики электрических машин постоянного тока
Характеристики генераторов
Характеристики двигателей
Слайд 35Энергетичская диаграмма генератора независимого возбуждения
МПТ
Слайд 36МПТ
Схема для испытания
генераторов независимого
возбуждения
Характеристика холостого хода
генератора независимого возбуждения
1.
Характеристика холостого хода ГПТ
Слайд 37МПТ
Нагрузочные характеристики генератора постоянного тока:
а – при независимом и параллельном
возбуждении;
б – при одинаковом токе нагрузки для различных систем
смешанного
возбуждения.
2. Нагрузочные характеристики ГПТ
Слайд 38МПТ
Внешняя характеристика генератора
независимого возбуждения
1 – влияние падения напряжения
в
цепи якоря
2 – влияние падения напряжения и
размагничивающей реакции якоря
Внешняя
характеристика генератора
параллельного возбуждения (1)
и генератора последовательного возбуждения (2)
3. Внешние характеристики ГПТ
Слайд 39МПТ
Внешние характеристики
генератора смешанного возбуждения
1,2 – согласное, 3 – встречное
Схема
для испытания
генератора смешанного
возбуждения
3. Внешние характеристики ГПТ
Слайд 40МПТ
Регулировочная характеристика
генератора независимого
возбуждения
Сравнение внешних (а) и регулировочных (б)
характеристик генераторов
независимого (1),
параллельного (2), смешанного возбуждения
с согласным (3) и встречным (4)
включением
последовательной обмотки
4. Регулировочные характеристики ГПТ
Слайд 41МПТ
Внешняя характеристика генератора
с последовательным возбуждением
Схема генератора
с последовательным
возбуждением
Характеристики
генератора последовательного возбуждения
Генератор имеет только одну характеристику
Применяются редко в
следствии сильного изменения напряжения с изменением нагрузки.
Слайд 42МПТ
Самовозбуждение генератора параллельного возбуждения
При переменной частоте вращения
1, 2, 3 –ХХХ
Слайд 43МПТ
Самовозбуждение генератора параллельного возбуждения
Условия для самовозбуждения ГПТ
Наличие остаточного магнитного потока.
Ток
обмотки возбуждения направлен согласно с потоком остаточного магнетизма.
Сопротивление обмотки возбуждения
меньше критического для данной частоты вращения
Слайд 44МПТ
Энергетическая диаграмма двигателя
параллельного возбуждения
Двигатели постоянного тока
Слайд 45МПТ
Задачи пуска
Обеспечить необходимый пусковой момент
– МП
Уменьшить пусковой ток
Способы пуска
Прямой пуск
С помощью пускового реостата,
включаемого последовательно в цепь якоря.
При пониженном напряжении цепи якоря
Пуск двигателей постоянного тока
Слайд 46МПТ
Схема пуска двигателя параллельного возбуждения
с помощью пускового реостата (а) и
пусковых сопротивлений (б)
Диаграмма процесса пуска двигателя в ход
Пуск с помощью
пускового реостата
Слайд 47МПТ
Изменение направления вращения ДПТ
Схемы для изменения направления вращения двигателя
Для изменения
направления вращения необходимо изменить направление тока в якоре (вместе с
добавочными полюсами и компенсационной обмоткой) или в обмотках возбуждения.
Слайд 48МПТ
Регулирование частоты вращения ДПТ
Слайд 49Условия устойчивости работы двигателя
МПТ
Механические характеристики ДПТ М=f(n) и приводного механизма
Mст=f(n)
Устойчивый (а) и неустойчивый (б) режим работы двигателя
Под устойчивостью работы
двигателя понимается его способность вернуться к исходному, установившемуся режиму работы при малых возмущениях, когда действие этих возмущений прекратится.
Слайд 50МПТ
Схема двигателя с параллельным возбуждением (а)
и зависимости его момента
и частоты вращения от тока якоря (б)
Двигатели параллельного возбуждения
Виды естественных
скоростных
и механических характеристик двигателя
параллельного возбуждения
Слайд 51МПТ
Механические и скоростные характеристики
двигателя параллельного возбуждения при
разных потоках возбуждения
Скоростные
(а) и механические (б) характеристики
двигателя с параллельным возбуждением при
разных
значениях магнитного потока
Регулирование частоты вращения двигателя параллельного возбуждения путем изменения тока возбуждения (магнитного потока)
Регулирование скорости вращения до 1:8
Слайд 52МПТ
Схема регулирования скорости вращения двигателя
параллельного возбуждения с помощью сопротивления
в цепи
якоря (а) и соответствующие механические
и скоростные характеристики (б)
Регулирование частоты
вращения двигателя параллельного возбуждения путем изменения сопротивления в цепи якоря
Слайд 53МПТ
Скоростные характеристики двигателей с параллельным (а)
и последовательным (б) возбуждением при
различных
напряжениях на якоре
Регулирование частоты вращения двигателя параллельного возбуждения путем
изменения напряжения якоря при Iв=const
Слайд 54МПТ
Рабочие характеристики двигателя параллельного возбуждения
Слайд 55МПТ
Схема двигателя с последовательным
возбуждением (а), зависимости его
момента и частоты
вращения от тока якоря (б)
Двигатели последовательного возбуждения
Слайд 56Способы регулирования частоты вращения ДПТ последовательного возбуждения
МПТ
ДПТ посл.возб.
развивают больший
пусковой момент,
при изменении момента нагрузки в широких пределах, мощность изменяется
в меньших пределах чем у ДПТ парал.возб.
Область применения ДПТ посл.возб. – тяжелые условия пуска, изменение момента нагрузки в широких пределах (электротранспорт, подъемно-транспортные установки.
Слайд 57МПТ
Схемы регулирования скорости вращения двигателя последовательного возбуждения посредством шунтирования обмотки
возбуждения (а), шунтирования якоря (б) и включения сопротивления в цепь
якоря (в)
Механические характеристики двигателя
последовательного возбуждения
Параллельное и последовательное включение двигателей последовательного
возбуждения для изменения скорости вращения
1 – естественная характеристика
2,3 – шунтирование обмотки возбуждения
4 – шунтирование якоря
5 – сопротивление в цепи якоря
6 – последовательное включение двигателей
Слайд 58МПТ
Схема двигателя со смешанным возбуждением (а)
и его скоростные характеристики
(б)
Двигатель смешанного возбуждения
1 – Сильная параллельная обмотка
2 – Сильная последовательная
обмотка