Слайд 1Эмоциональная отзывчивость на художественные произведения
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Ясинских Л.В.
Слайд 2Понятие эмоциональная отзывчивость
как умение откликаться на события, явления, произведения разных
жанров,
как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным
опытом (Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович),
как эмоционально-душевный отклик на произведения искусства (В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова),
как способность эмоционального сопереживания музыке (Н.А. Ветлугина).
Слайд 3Развитие эмоциональной отзывчивости представляет собой процесс переживания чувств, возникших в
результате эмоционального отклика ребенка на художественное произведение, обусловливающего понимание его
эмоционального содержания
(Л.В. Ясинских)
Слайд 4Этапы развития
эмоциональной отзывчивости на художественные произведения
- эмоционально-ориентационный;
- эмоционально-творческий;
-
эмоционально-смысловой.
Слайд 5На эмоционально-ориентационном этапе деятельность педагога направлена на активизацию эмоционального отклика
детей и развитие у них способности определять настроение, характер произведения
посредством специальных вопросов.
Слайд 6На эмоционально-творческом этапе развития эмоциональной отзывчивости деятельность педагога направлена на
организацию творческой активности ребенка по воплощению переживания, возникшего у него
в процессе эмоционального отклика на художественное произведение в выразительном движении, в озвучивании голосом или на музыкальном инструменте, в изображении в цвете и т.д.
Слайд 7На эмоционально-смысловым этапе развития эмоциональной отзывчивости деятельность педагога направлена на
стимулирование высказываний детей по определению ими эмоционального содержания произведения, нахождению
личностного смысла.
Слайд 8На эмоционально-ориентационном этапе происходила концентрация внимания школьника на определении настроения
произведения. Ряд заданий (определи настроение произведения с помощью слова) был
направлен на развитие у детей эмоционального отклика, определение настроения произведения. Если ребенок затруднялся в определении настроения, использовались вспомогательные задания: вырази настроение в цвете, движении. На данном этапе использовались такие методы, как:
Слайд 9Методы 1 этапа
- метод первоначальной ориентировки в произведении (С.М. Чемортан).
Педагог нацеливал детей на внимательное прослушивание музыки, стихотворения и определение
настроения произведения с помощью слова. Перед этим педагог знакомил детей с основными настроениями и их нюансами, используя рисунки в детских книгах и пиктограммы. Также использовались игры: «Узнай настроение», «Угадайка» «Вырази настроение в движении» и др.
Слайд 10- метод контрастного сопоставления (выявление настроений разных произведений и оттенков
контрастных настроений в одном произведении). Педагог предлагал детям прослушать стихотворение
и музыку, контрастные по настроению. Также использовались игры, где герои были контрастны по настроению: «Мямлик и Шустрик», «Озорник и Ябеда», «Грустный и веселый человек» и др.
Слайд 11Содержание основного, эмоционально-творческого этапа было направлено на развитие у младшего
школьника способности воплощать переживание, возникшее у него при восприятии художественного
произведения, в собственном художественном продукте: в выразительном слове (сочинение маленьких стихотворений), выразительном движении (пластический этюд), в цветовой гамме (цветные квадраты), в озвучивании настроения голосом или в инструментальной импровизации на элементарных детских музыкальных инструментах,
Слайд 12Методы второго этапа
- метод уподобления характеру художественного образа, (разнообразные творческие
действия ребенка: моторно-двигательные, словесные, вокальные, темброво-инструментальные, интонационные и другие, соответствующие
характеру художественного произведения).
Слайд 13- метод моделирования художественно-творческого процесса,
направленный на воплощение чувств, возникших в результате
эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности школьника.
Темы творческих сочинений: «Веселый день», «Плакса», «Весельчак», «Дождик», «Море», «Игра в лошадки», «Ночь».
Слайд 14- метод сочинение сочиненного
Д.Б. Кабалевского, В.О. Усачевой заключался в
том, что ребенок принимал позицию человека, ищущего идею для сочинения.
В качестве идеи выступало слово, образ которого помогал школьнику создавать вербальное или музыкальное высказывание.
Слайд 15Эмоционально – смысловой этап направлен на развитие у ребенка способности
определять идею произведения на основе выявления основного эмоционального тона произведения.
На данном этапе использовались такие методы как:
Слайд 16Методы третьего этпа
- метод размышления о музыке Д.Б. Кабалевского,
направленный на самостоятельное, творчески – индивидуальное нахождение ребенком личностного смысла
произведения;
- метод сопереживания Н.А. Ветлугиной, А.А. Мелик – Пашаева направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту, и опыту других людей;
Слайд 17- метод музыкального обобщения
Д.Б. Кабалевского, направленный на сравнение
ребенком эмоции, пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией;
- словесный метод (определение эмоционального содержания произведения); деятельность педагога была направлена на установление ребенком взаимосвязи между настроением произведения и его эмоциональным содержанием.