Слайд 1Лекция 2. Международная торговля
2.1. Сущность и основные характеристики
международной торговли (МТ)
2.2. Причины формирования МТ
2.3. Теории международной торговли
2.4. Факторы,
сдерживающие развитие международной торговли.
Слайд 22.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
Международная торговля представляет
собой специфическую форму обмена продуктами труда между продавцами и покупателями
разных стран, логически и исторически являющуюся исходным видом мирохозяйственных связей.
Слайд 32.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
Международная торговля
?=
Внешняя торговля
?=
Мировая
торговля
Контрольное задание: Объясните, в чем может состоять различие между приведенными
выше терминами?
Слайд 42.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
В ходе внешнеторговых
операции произведенная продукция либо вывозится за пределы национальной таможенной территории,
либо ввозится на нее из-за границы. Соответственно, говорят об экспорте или об импорте.
Товар может пересекать таможенную территорию, направляясь из страны происхождения в страну назначения. Это - транзит.
Слайд 52.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
Внешнеторговые операции могут рассматриваться
с разных точек зрения и, соответственно, выступать в разных формах:
- выпуск для свободного обращения, временный ввоз/вывоз, реэкспорт/реимпорт, транзит;
- прямой экспорт/импорт, косвенный
экспорт/импорт;
- активный экспорт/импорт, пассивный экспорт/импорт.
Слайд 62.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
Международную торговлю и внешнюю
торговлю характеризуют прежде всего три важнейших показателя:
- общий объем
(товарооборот);
- товарная структура;
- географическая структура.
Слайд 72.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
Объем товарооборота на уровне
отдельной страны (или группы стран), получается суммированием всех экспортных и
все импортных операции.
ВТОб = Х + М,
где ВТОб - внешнеторговый оборот,
Х - экспорт, М - импорт.
Слайд 8Динамика мировой торговли товарами, $ млрд.
Слайд 92.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
Для оценки результатов внешнеторговой
деятельности часто приходится сравнивать данные об объеме товарооборота за ряд
лет.
=>
два вида временных рядов:
- товарооборот в текущих ценах (стоимостной объем товарооборота);
- товарооборот в неизменных ценах (физический объем товарооборота).
Слайд 102.1. Сущность и основные характеристики международной торговли
МТ – это, по
существу, совокупность внешней торговли всех стран мира.
Контрольное задание:
Дайте ответ
на вопрос, можно ли для оценки величины оборота МТ использовать формулу:
ОМТ = Х + М, где
ОМТ - оборот международной торговли,
Х - общий объем мирового экспорта,
М - общий объем мирового импорта?
Слайд 112.1. Сущность и основные
характеристики международной торговли
Для отдельно взятой национальной
экономики объемы экспорта и импорта чаще всего не совпадают.
Контрольное
задание:
Дайте ответ на вопрос, является ли такое несовпадение правилом или исключением в рамках всемирного хозяйства взятого в целом?
Слайд 122.1. Сущность и основные
характеристики международной торговли
Товарная структура международной (а
в равной степени и внешней) торговли показывает соотношение различных групп
товаров в общем объеме соответствующих операций =>
- товарная структура экспорта;
- товарная структура импорта.
Слайд 132.1. Сущность и основные
характеристики международной торговли
Географическая структура международной (а
в равной степени и внешней) торговли характеризует долю отдельных стран
и групп государств в общем объеме соответствующих операций купли-продажи =>
- географическая структура экспорта;
- географическая структура импорта.
Слайд 142.2. Причины формирования МТ
Почему страны устанавливают между собой отношения купли-продажи?
Причина, лежащая в основе международной торговли в принципе та же,
что и в случае торговых отношений, устанавливаемых хозяйствующими субъектами в рамках отдельно взятой национальной экономики.
Слайд 152.2. Причины формирования МТ
В качестве важнейшего условия формирования рынка выступает
разделение труда.
До той поры, пока каждый хозяйствующие субъект производят
все необходимые для удовлетворения своих потребностей продукты (или выпускают одинаковый набор изделий) говорить о рыночных формах связи не приходится.
Слайд 162.2. Причины формирования МТ
С точки зрения условий возникновения отношений купли-продажи,
разделение труда является необходимым, но отнюдь не достаточным условием.
Контрольное задание:
Приведите примеры ситуации, при которой разделение труда не сопровождается установлением рыночных отношений.
Слайд 172.3. Теория сравнительных преимуществ
Теория “сравнительных преимуществ” была разработана великим английским
экономистом Давидом Рикардо в первой четверти XIX века.
Вместе со
своим соотечественником и предшественником Адамом Смитом он считается одним из корифеев “классической школы”, заложившей основы современной экономической науки.
Слайд 182.3. Теория сравнительных преимуществ
Формирование классической школы происходило в борьбе с
меркантилистами, которые считали, что:
- совокупный объем мирового общественного богатства является
фиксированной величиной;
- на основе осуществления внешнеторговых операций происходит перераспределение «общего пирога» между отдельными странами.
Слайд 192.3. Теория сравнительных преимуществ
Контрольное задание:
Оцените, какие выводы относительно природы международной
торговли и оптимальных условий ее осуществления можно сделать на основе
вышеизложенных предпосылок?
Слайд 202.3. Теория сравнительных преимуществ
Основные положения меркантилизма были подвергнуты Смитом критике
=>
Теория “абсолютных преимуществ”, объясняющая закономерности формирования взаимовыгодных внешнеторговых связей между странами.
Слайд 212.3. Теория сравнительных преимуществ
Абсолютные преимущества имеют место, когда страна может
осуществлять производство товара с меньшими издержками, чем ее потенциальные внешнеторговые
партнеры.
На его производстве следует специализироваться, продавая излишки по каналам международной торговли в обмен на продукцию, выпуск которой в стране не осуществляется.
Слайд 22Теория «абсолютных преимуществ» А.Смита
Вариант 1.
Слайд 232.3. Теория сравнительных преимуществ
По двум ключевым позициям А.Смит дает принципиально
отличную, по сравнению с меркантилистской, трактовку:
- международная торговля превращается
в деятельность, приносящую выгоду всем участникам;
- рациональной внешнеторговой политикой является “фритредерство”.
Слайд 242.3. Теория сравнительных преимуществ
Теория “абсолютных преимуществ” далеко не во всех
отношениях могла удовлетворить предъявляемым требованиям.
Контрольное задание:
Попытайтесь ответить на вопрос, в
чем заключаются основные недостатки разработанной А.Смитом концепции международной торговли?
Слайд 252.3. Теория сравнительных преимуществ
Рикардо, применительно к условиям модели “2х2”, стремится
обосновать целесообразность МТ в условиях, когда одна из стран имеет
абсолютное преимущество по обоим продуктам.
Слайд 262.3. Теория сравнительных преимуществ
Ключевым условием, по его мнению, является наличие
не абсолютных, а сравнительных преимуществ.
Сравнительное преимущество имеет место, когда страна
может осуществлять производство данного товара с меньшими альтернативными издержками чем ее потенциальные внешнеторговые партнеры.
Слайд 272.3. Теория сравнительных преимуществ
Слайд 282.3. Теория сравнительных преимуществ
Когда в двух странах альтернативные
издержки производства двух товаров различны, обе они могут выиграть в
результате взаимной торговли.
Для этого каждая из них должна будет специализироваться на производстве и, соответственно, на экспорте того товара, по которому она имеет сравнительно более низкие альтернативные издержки.
Слайд 292.3. Теория сравнительных преимуществ
Наглядно последствия установления внешнеторговых связей как для
отдельных государств, так и для всемирного хозяйства в целом можно
проследить в том случае, если перейти к анализу совокупных товарных потоков.
Слайд 302.3. Теория сравнительных преимуществ
Пускай для РС и для СРЭ заданы
следующие таблицы производственных возможностей и границы производственных возможностей (ГПВ).
Слайд 31Границы производственных возможностей для развивающейся страны (ГПВ для РС)
Слайд 32Границы производственных возможностей для страны с рыночной экономикой (ГПВ
для СРЭ)
Слайд 332.3. Теория сравнительных преимуществ
ГПВ представляет собой всю совокупность вариантов, из
которых страна может осуществлять свой выбор.
Допустим, что в режиме «закрытой
экономики» этот выбор соответствует:
для РС точке “е” (200 кг зерна и 400 кв.м ткани);
для СРЭ точке “k” (400 кг зерна и 1600 кв.м ткани).
Слайд 342.3. Теория сравнительных преимуществ
Применительно к режиму «закрытой экономики» мы можем
сделать два вывода:
- соответствующие точкам “e” и “k” уровни производства
предопределяют и уровни потребления, т.е. ГПВ одновременно является границей возможного потребления (ГВП);
- выбор точек “e” и “k” для каждой из стран может осуществляться автономно и независимо друг от друга.
Слайд 352.3. Теория сравнительных преимуществ
Последствия установления между РС и СРЭ внешнеторговых
отношений на основе выявленных сравнительных преимуществ:
РС, произведя 1000 кг
зерна, может свой урожай обменять как полностью, так и частично на производимую СРЭ ткань.
Это означает, что возможные варианты выбора для РС и СРЭ располагаются на новых ГВП.
Слайд 36ГВП для РС, участвующей в международной торговле
Слайд 37Последствия установления внешнеторговых отношений для PC
Слайд 38ГВП для СРЭ, участвующей в международной торговле (вариант А)
Слайд 39ГВП для СРЭ, участвующей в международной торговле (вариант Б)
Слайд 40Последствия установления внешнеторговых отношений для СРЭ
Слайд 41Последствия установления торговых отношений СРЭ и РС
Слайд 422.3. Теория сравнительных преимуществ
Таким образом, МТ, осуществляемая в рамках выбранных
нами ценовых соотношений оказывается действительно взаимовыгодной для обоих участвующих в
ней государств.
Более того, совокупное богатство в масштабах всего всемирного хозяйства также возрастает.
Слайд 432.3. Теория сравнительных преимуществ
Применительно к режиму «открытой экономики» мы можем
сделать два вывода:
- для каждой отдельно взятой страны ГПВ и
ГВП не совпадают, смещение последней правее и выше первой показывает нам выигрыш от торговли;
- РС и СРЭ утратили частицу своей самостоятельности и автономии, взаимное положение точек “s” и “t” на графиках жестко детерминировано.
Слайд 442.3. Теория сравнительных преимуществ
Теория МТ после Рикардо:
- развитие теории сравнительных
преимуществ
а) модификация модели “2х2”;
б) изменение формы
ГПВ;
в) соответствие теории практике МТ;
г) формирование альтернативных теорий:
Э. Хекшера и Б.Олина Парадокс В. Леонтьева
Теория эффекта масштаба (уровень фирмы –Р.Коуз)
Теория ЖЦТ – Ч.Киндельбергер, Р.Вернон, Л.Уэлс
Теория М.Портера конкуренция кластеров отраслей
Слайд 452.3. Теория сравнительных преимуществ
Дополнительные аргументы в пользу развития торговли:
- экономия
от увеличения масштабов производства (внутренняя, внешняя);
- национальные различия в спросе;
-
стимулирование конкуренции;
- торговля как «локомотив развития»;
- неэкономические преимущества.
Слайд 462.4. Факторы, сдерживающие развитие международной торговли.
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ НА ЦЕНЫ
ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА;
РОСТ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК;
ТРАНСПОРТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ;
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ.
Слайд 47Лекция 2. Международная торговля
Подведем итог:
Мы определили сущность МТ и основные
параметры ее развития.
Знакомство с теорией “сравнительных преимуществ” обеспечило понимание
МТ как взаимовыгодного процесса.
Слайд 48
Задача
Соотношение издержек производства двух товаров в России и Германии
следующее