Слайд 1Выполнила:
студентка 1 курса магистратуры
Тищенко А.А.
Проверила :
к.п.н.
Платохина Н.А.
Эмоционально волевые сферы лиц с множественными нарушениями.
Слайд 2 Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и
служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что
его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Слайд 3Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте.
Несмотря на то
что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но
и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.
Слайд 4 Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных
проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша
в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
Слайд 5В дошкольном и школьном возрасте к указанным выше симптомам, могут
добавиться:
неумение следовать нормам и правилам поведения
недостаточное развитие самостоятельности
неуверенность в себе
нарушением
социального взаимодействия
снижением целе-устремлённости
неадекватностью самооценки
Слайд 6Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по
наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную
ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Слайд 7Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
! Быстрое психическое утомление ребёнка
по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается
в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
Слайд 8! Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться
в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
Слайд 9! Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым,
физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть
направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Слайд 10! Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции
другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как
правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
Слайд 11! Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием
контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как
полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого
Слайд 12Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала
жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так
малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
Слайд 13В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые
ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме
или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
Слайд 14Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка:
перенесённые стрессы;
отставание в
интеллектуальном развитии
недостаточность эмоциональных контактов
с близкими взрослыми
социально-бытовые причины
фильмы
и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста
внут-ий дискомфорт и чувство неполноценности
Слайд 15Диагностика нарушений.
Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики
Слайд 16Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте.
Что делать если поведение
малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать,
что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Слайд 17Обращение к психологу.
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к
детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно
реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.
В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.