Слайд 1
Эмпирические методы психолого-педагогического исследования
Слайд 2Метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений
психолого-педагогических явлений и процессов.
Особенностями наблюдения как научного метода являются:
направленность
к ясной, конкретной цели;
планомерность и систематичность;
объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
Наблюдение как метод сбора педагогической информации
Слайд 3целенаправленным и случайным;
сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным
и кратковременным;
открытым и скрытым;
констатирующим и оценивающим; сплошным и
выборочным;
неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным и др.
Наблюдение может быть:
Слайд 4схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы
наблюдений, системы категорий и шкалы.
Весь этот инструментарий повышает точность
наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.
Средства наблюдения различны:
Слайд 5Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно
содействует решению изучаемой проблемы. Это – подлинные факты, которые наиболее
точно представляют конкретную ситуацию.
Помимо протоколов, возможны и другие формы ведения записи, например, дневник, ведущийся хронологически по возможности без перерыва. Дневниками обычно пользуются при долговременном наблюдении.
Слайд 6Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и
недостатки.
К сильным сторонам следует отнести возможность изучения предмета в
его целостности, естественном функционировании, живых многогранных связях и проявлениях.
В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры.
Слайд 7Следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с
помощью других методов психолого-педагогического исследования.
Слайд 8один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение
информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой
личности, членов изучаемой группы.
Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа может быть формализованной и неформализованной
Беседа
Слайд 9Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на
них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная
беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.
Слайд 10беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
формулировать вопросы
четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
подбирать и
ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника и др.
Правила применения метода беседы
Слайд 11представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя
к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные
стороны изучаемой проблемы.
К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся непосредственные
участники изучаемых процессов и явлений.
Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования
Слайд 12С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях
и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Широкое применение
методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно оперативно.
Слайд 13Среди недостатков методов опроса можно выделить следующие:
субъективность получаемой информации (респонденты
нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли
в них);
искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности (выборки), интерпретации данных;
некоторые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
Слайд 14Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях применяются в следующих формах:
интервью
(устный опрос);
анкетирование (письменный опрос);
экспертный опрос, тестирование (со стандартизированными формами
оценки результатов опроса) и др.
Слайд 15метод эмпирического исследования, основанный на
опросе значительного числа респондентов и используемый
для получения
информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явле-
ний. Этот
метод дает возможность установить общие взгляды, мнения лю-
дей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, сис-
тему отношений.
Анкетирование
Слайд 16Различают следующие варианты анкетирования:
личностное (при непосредственном контакте исследователя и
респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают
на них в удобное время);
индивидуальное или групповое;
сплошное или выборочное.
Слайд 17это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий
упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто
с вариантами ответов на них.
Целесообразно, чтобы анкета включала в себя три смысловые части:
вводную, содержащую цель и мотивировку анкетирования, значимость участия в нем респондента, гарантию тайны ответов и четкое изложение правил заполнения анкеты; целесооб-
Анкета
Слайд 18основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ;
социально-демографическую,
призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.
Слайд 19Практика показывает, что к разработке анкеты исследования целесообразно предъявлять следующие
основные требования:
апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее
обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов;
разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования;
Слайд 20корректная постановка вопросов, предполагающая одновременно уважительное отношение к респондентам;
возможность анонимных
ответов;
исключение возможности двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и
иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;
построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложным и др.
Слайд 21При составлении анкеты используются несколько вариантов построения вопросов:
открытые,
закрытые,
полузакрытые.
Открытыми называют
вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести
их в анкету. Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь опрашиваемого к активной работе по проблеме.
Слайд 22Закрытыми называются вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты
ответов. Преимущество:
возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных
групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.
Полузакрытый вопрос отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса.
Слайд 23Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно
быть слишком большим – максимум до 15. Кроме того, в
любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует иметь альтернативу ―затрудняюсь ответить.
Это нужно для того, чтобы могли отразить свою позицию респонденты, которые не знают, как ответить на вопрос, или не имеют определенного мнения по затронутой в нем проблеме.
Слайд 24разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или
группой людей.
В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в
отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы.
Интервью
Слайд 25в ходе работы с опрашиваемыми удается учесть его уровень подготовки,
определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать его интонацию
и мимику;
появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов;
можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наво-
дящие, поясняющие и т.п.) вопросы и т.д.
Преимущества интервью
Слайд 26В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большую трудоемкость
работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.
Слайд 27выполнения испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов
и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний,
умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Такие задания принято называть тестами.
Метод тестирования
Слайд 28это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания,
которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого,
его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.
В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.
Тест
Слайд 29Тесты характеризуются следующими признаками:
объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого);
модельностью
(выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления);
стандартизированностью (установлением одинаковых
требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).
Слайд 30система заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке
возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения
уровня подготовленности обучающихся.
Дидактический тест
Слайд 31Метод тестирования является наиболее спорным и одновременно широко распространенным при
исследовании личности.
Надежность теста – его фундаментальная характеристика, показывающая в
какой степени ответы одной и той же личности при ее неоднократном тестировании этим тестом совпадают.
Валидность теста – мера измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.