Слайд 1Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического …
оперирует идеализированными
объектами
нацелен на получение научных фактов
не формулирует законов функционирования
изучаемого объекта
предполагает непосредственное взаимодействие с объектом исследования
Слайд 2Научная революция конца XIX – первой половины XX вв. связана
с формированием…
механической научной картины
идеи развития в научном
познании
представлений о новых механизмах возникновения научных теорий
представления о природе как сложном динамическом единстве саморегулирующихся систем
Слайд 3Агностицизм характерен для философии …
субъективного идеализма
конвенционализма
позитивизма
объективного идеализма
механицизма
Слайд 4Т. Кун вводит в научный оборот понятия:
парадигма
нормальная наука
интроекция
фаллибилизм
Слайд 5Согласно В. Дильтею, науки можно разделить на два класса …
«науки
о природе»
«науки о духе»
паранауки
«субъективные науки»
Слайд 6К формам научного знания относятся …
факт
гипотеза
аналогия
аксиология
Слайд 7Существенными чертами научного знания являются …
доказательность
интерсубъективность
абсолютность
субъективность
Слайд 8Согласно теории отражения, сознание – это …
форма отражения действительности
продукт мозга
субстанция,
которая может существовать вне тела человека
жидкость, которая образуется при мыслительном
процессе
Слайд 9Основными подходами к проблеме генезиса (возникновения) науки являются …
экстернализм
интернализм
техницизм
эмпиризм
Слайд 10«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто
ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи
без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент» (Ф. Энгельс).
Автор приведенного отрывка является представителем …
диалектического материализма
идеализма
агностицизма
платонизма
Слайд 11«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто
ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи
без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент» (Ф. Энгельс).
Поднятые автором вопросы о материи, ее свойствах, движении и формах, принадлежат к ____________ проблемам.
Слайд 12«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто
ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи
без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент» (Ф. Энгельс)
Наряду с механической формой движения, автор отрывка выделяет …
А) физическую Д) идеальную
Б) химическую Е) бессознательную
В) биологическую Ё) бессмертную
Г) социальную Ж) виртуальную
Слайд 13«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них <…> «Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже, исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, – существовать вне нашего сознания».
Автором приведенного отрывка является …
В.И. Ленин
Ф. Энгельс
Ж.-П. Сартр
И. Кант
Слайд 14«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые
примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон,
теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее» (Т. Кун).
Автор приведенного отрывка говорит о …
парадигме
логике
консенсусе
философии
Слайд 15По Аристотелю, в классификации знания выделяют …
теоретическое
практическое
творческое
индуктивное
естественнонаучное
социологическое
Слайд 16Установите соответствие между представителями древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего
сущего.
А) Фалес
Б) Анаксимен
В) Гераклит
Г) Эмпедокл
1. огонь, воздух, вода,
земля
2. вода
3. огонь
4. апейрон
5. воздух
Слайд 17Установите соответствие между онтологическими идеями Платона и понятиями, их обозначающими.
А)
Первоматерия
Б) Эйдос
В) Вещь
1. цель бытия
2. небытие
3. истинное бытие
4. бытие-становление
Слайд 18Постклассический этап развития науки отличается от классического тем, что…
А) сокращение
дистанции между научными открытиями и их практическим применением
Б) ее
функционирование в качестве самостоятельной отрасли общественного труда
В) необходимость гуманистической и нравственной экспертизы научных достижений
Г) возникновение новых научных дисциплин
Слайд 19Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии.
А) способы достижения истинного знания
Б)
природа и иерархия ценностей
В) вопрос о границах человеческого знания
Г) материальное
единство мира
Слайд 20Установите соответствие между именами античных философов и представлениями о сущности
процесса познания.
Слайд 21Установите соответствие между категориями развития и законами диалектики.
Слайд 22К субъективным критериям истины относятся …
А) согласованность мысли
Б) опыт
В) общезначимость
Г) ясность и очевидность
Д) полезность
Е) опредмечивание
Слайд 23Характерными чертами научного знания являются…
А) объективность
Б) непротиворечивость
В) возможность
его опровержения опытом
Г) системность, рациональность
Д) достоверность
Слайд 24Установите соответствие между именами философов и их высказываниями.
Слайд 25Формами практики как критерия истины являются …
А) исторический опыт человечества
Б) социально-политическая деятельность
В) прогностическая деятельность
Г) общественное
производство
Д) научно-экспериментаторская деятельность
Е) духовное производство
Слайд 26К общенаучным методам научного исследования относятся…
А) математическое моделирование
Б) аналогия
В)
абстрагирование
Г) измерение
Слайд 27Укажите суждения, в которых наиболее корректно характеризуется взаимосвязь эмпирического и
теоретического уровней познания.
А) Теория может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими
данными.
Б) Всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений.
В) Теоретическое знание полностью производно (зависит) от эмпирического.
Г) Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны.
Слайд 28Когерентная концепция связывает истинность знания с…
А) практической полезностью
Б) непротиворечивостью
В)
самосогласованностью
Г) его соответствием объекту познания
Слайд 29К натуралистическим теориям познания относятся…
А) физический редукционизм
Б) конвенционализм
В) диалектический материализм
Г)
физикализм
Слайд 30Для современной научной картины мира характерны принципы…
А) жесткого детерминизма
Б)
антропный принцип
В) глобального эволюционизма
Г) финитизма
Слайд 31В греческой философии нет понятия «сознание», но существуют, как минимум,
четыре термина, которые можно соотнести с современным представлением о сознании,
это – …
А) логос, эйдос
Б) биос, абисос
В) нус, психея
В) технэ, архэ
Слайд 32Установите соответствие между этапами развития позитивизма и их особенностями: