Разделы презентаций


Эпикурейцы и стоики

Содержание

Эпикурейцы и стоики Сократические школыКиренаики: этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: пессимистическая интерпретация гедонизмаАнникерид: гедонистический оптимизмКиники: этика аскетизмаАнтисфен: обоснование кинизмаДиоген: практика кинизмаКратет: критика гедонизма Эллинистическая философияЭпикурейцы: этика эвдемонизмаСтрахи и их

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы философии
Тема 6 Эпикурейцы и стоики
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Основы философииТема 6  Эпикурейцы и стоикиМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  Кафедра философии

Слайд 2Эпикурейцы и стоики
Сократические школы
Киренаики: этика гедонизма
Аристипп: обоснование гедонизма
Феодор: аморалистическая

интерпретация гедонизма
Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма
Анникерид: гедонистический оптимизм
Киники: этика аскетизма
Антисфен: обоснование

кинизма
Диоген: практика кинизма
Кратет: критика гедонизма
Эллинистическая философия
Эпикурейцы: этика эвдемонизма
Страхи и их преодоление
Классификация желаний
Стоики: автаркия разума
Онтология («физика») Ранней Стои
Этика Римской Стои
Эпикурейцы и стоики Сократические школыКиренаики: этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: пессимистическая интерпретация гедонизмаАнникерид: гедонистический оптимизмКиники:

Слайд 3Сократические школы и их преемники
Сократ
469-399
Элидо-эри- трейская
школа
Аристипп ок. 435 – ок. 365
Евклид ок. 430

– ок. 360
Платон 428/27 – 348/47
Федон 417 – ок. 350
Антисфен ок. 435-376
Киренская
школа
Мегарская
школа
Академия (платоники)
Киническая
школа
Эпикур
341-271
Зенон 336-264
Эпикурей- цы
Стоики
Аристотель 384 –

322/21

Древняя Академия
Средняя
Академия

Ликей (перипате- тики)

Сократические школы и их преемникиСократ469-399Элидо-эри- трейскаяшколаАристипп ок. 435 – ок. 365Евклид ок. 430 – ок. 360Платон 428/27

Слайд 4Рафаэль. «Афинская школа».
Афины – центр греческой философии
Пифагор
Гераклит
Парменид
Сократ
Платон
Аристотель
Антисфен
Диоген
Эпикур
Зенон
Плотин
Аверроэс
Платоники
Перипатетики

Рафаэль. «Афинская школа».Афины – центр греческой философии ПифагорГераклитПарменидСократПлатонАристотельАнтисфенДиогенЭпикурЗенонПлотинАверроэс ПлатоникиПерипатетики

Слайд 5Киренаики Этика гедонизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Киренаики Этика гедонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКирена

Слайд 6Киренаики Этика гедонизма
Аристипп
ок. 435 - ок. 365
Арета
Аристипп (Младший)
Гегесий
IV в.
Феодор
IV-III в.
Анникерид
IV-III в.
Аморализм
Пессимизм
Гедонистический оптимизм
Гедонизм (греч.

ήδονή, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Киренаики Этика гедонизмаАристиппок. 435 - ок. 365АретаАристипп  (Младший)ГегесийIV в.ФеодорIV-III в.АнникеридIV-III в.АморализмПессимизмГедонистический оптимизмГедонизм (греч. ήδονή, удовольствие) –

Слайд 7Аристипп Обоснование гедонизма
Единственное подлинное благо – телесное

удовольствие; единственное зло – телесное

страдание.
Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство).
Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым.
Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Аристипп
ок. 435 – ок. 365

Аристипп  Обоснование гедонизма  Единственное подлинное благо – телесное     удовольствие; единственное зло

Слайд 8



Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,
то всё прочее

(что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным.
Поэтому мудрец не

считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену.

Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать.

Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма

Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,то всё прочее (что не есть ни наслаждение,

Слайд 9



Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от

страданий.
1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от

того, что они не удовлетворены.

2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен.

3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим.

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий.1) Удовольствие мы получаем,

Слайд 10Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма
В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном

месте – Тяжбы, да спор о

делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба.
Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.

Посидипп, «О жизни» (III в. до н.э.)

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизмаВ жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте –

Слайд 11



Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.
1) Признание

духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий.
2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением

того, что нужно для их удовлетворения.

Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей.

Анникерид Гедонистический оптимизм

3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.1) Признание духовных наслаждений расширяет самый

Слайд 12Анникерид Гедонистический оптимизм
В жизни любая годится дорога. В общественном месте –

Слава и мудрость в делах, дома

– покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой.
Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

Метродор, «О жизни» (IV в. н.э.)

Анникерид Гедонистический оптимизмВ жизни любая годится дорога. В общественном месте –      Слава

Слайд 13Киники Этика аскетизма
Антисфен
ок. 435- ок. 376
Диоген Синопский ок. 404 - 323
Кратет Фиванский

IV в.
Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός)
Аскетизм (греч., άσκητής, упражняющийся) – этическое

учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.
Киники Этика аскетизмаАнтисфенок. 435- ок. 376Диоген Синопский ок. 404 - 323Кратет Фиванский  IV в.Кинизм  (греч.,

Слайд 14Киники Этика аскетизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Киники Этика аскетизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивы

Слайд 15


Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у

нас потребностей.
1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение

потребностей.

(В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны).

2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

Антисфен Обоснование кинизма

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей.1) Кратчайший и

Слайд 16Джон Уотерхаус. «Диоген».
Диоген Практика кинизма

Джон Уотерхаус. «Диоген».Диоген Практика кинизма

Слайд 17Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».
Диоген Практика кинизма

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».Диоген Практика кинизма

Слайд 18«Диоген и Александр».
Диоген Практика кинизма

«Диоген и  Александр».Диоген Практика кинизма

Слайд 19Кратет Критика гедонизма
Зная, что смертным родился, старайся питать

свою душу Сладостной негой пиров, – после смерти

ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались; Мудрости это житейской моё поучение людям.

Херил. «На гроб Сарданапала» (V в. до н.э.)

Кратет Критика гедонизмаЗная, что смертным родился,     старайся питать свою душу Сладостной негой пиров,

Слайд 20Кратет Критика гедонизма
Зная, что смертным родился, старайся

питать свою душу Сладостью мудрых речей, не

в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались.

Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н.э.)

Кратет Критика гедонизмаЗная, что смертным родился,      старайся питать свою душу Сладостью мудрых

Слайд 21Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни –

счастье.
Эпикур
341-271
Гермарх
IV-III в.
Метродор
330-277
Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)

Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭвдемонизм (греч. εύδαιμονία, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.Эпикур341-271ГермархIV-III в.Метродор330-277Тит Лукреций

Слайд 22Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Эпикурейцы Этика эвдемонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛампсакМитилена

Слайд 23Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эпикур. О природе (не сохр.)
Эпикур. Письмо к Геродоту
Эпикур. Письмо

к Менекею
Эпикур. Главные мысли
Тит Лукреций Кар. О природе вещей
Основные сочинения
Эпикур
341-271
Тит

Лукреций Кар (ок. 99-55)
Эпикурейцы Этика эвдемонизмаЭпикур. О природе (не сохр.)Эпикур. Письмо к ГеродотуЭпикур. Письмо к МенекеюЭпикур. Главные мысли

Слайд 24Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление
Страхи

– причины несчастий
Страх перед богами
Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не

имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.


Страх смерти


Страх перед страданием

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.Этика эпикурейцев Страхи и их преодолениеСтрахи

Слайд 25Этика эпикурейцев Классификация желаний
Желания бывают
Естественные
Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде
Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища
Не естественные и не

необходимые, например, венки и почётные статуи
Необходимые
Вздорные
Не необходимые

Этика эпикурейцев Классификация желанийЖелания бываютЕстественныеИзбавляющие от страданий, например, питьё при жаждеРазнообразящие наслаждение, например, изысканная пищаНе естественные и

Слайд 26Стоики Автаркия разума
Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э.
Средняя Стоя II-I вв. до н.э.
Поздняя

Стоя I-II вв. н.э.
Зенон из Кития 336-264
Луций Анней Сенека 4-65 н.э.
Клеанф ок. 331/30 –

ок. 232

Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204

Панэтий ок. 180 – после 110

Посидоний ок. 135 – ок. 50

Эпиктет ок. 50 – 138

Марк Аврелий 121-180

Стоя (греч., Στοά) – Портик

Стоики Автаркия разумаРанняя Стоя IV-III вв. до н.э.Средняя Стоя II-I вв. до н.э.Поздняя Стоя I-II вв. н.э.Зенон

Слайд 27Стоики Автаркия разума
Зенон из Кития (336-264)
Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)
Луций Анней Сенека (4-65

н.э.)
Марк Аврелий (121-180)
Автаркия (греч., αύτάρκια) –
самодовление, самодостаточность.

Стоики Автаркия разумаЗенон из Кития (336-264)Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)Марк Аврелий (121-180)Автаркия

Слайд 28Стоики Автаркия разума

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Стагира

Кирена

Синопа

Фивы

Самос

Лампсак

Митилена

Китий

Асс

Солы

Рим

Гиераполь
← Кордуба

Стоики Автаркия разумаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛампсакМитиленаКитийАссСолыРимГиераполь← Кордуба

Слайд 29Стоики Автаркия разума
Сенека. Нравственные письма к Луцилию
Сенека. О благодеяниях
Сенека. Рассуждения о

природе
Сенека. О блаженной жизни
Сенека. О скоротечности жизни
Сенека. О провидении
Эпиктет. Беседы

(записаны Ф. Аррианом)
Марк Аврелий. К самому себе

Основные сочинения

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

Стоики Автаркия разумаСенека. Нравственные письма к ЛуцилиюСенека. О благодеянияхСенека. Рассуждения о природеСенека. О блаженной жизниСенека. О скоротечности

Слайд 30Стоики Онтология («физика») Ранней Стои
Космос представляет собой единый

одушевлённый организм, отождествляемый с Богом

(пантеизм).
Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом.
Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм).
Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

Зенон из Кития (336-264)

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои  Космос представляет собой единый     одушевлённый организм, отождествляемый

Слайд 31Стоики Фатализм Ранней Стои
Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с

предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и

на этом основании исключающее случайность и свободу.
Стоики Фатализм Ранней СтоиФатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью

Слайд 32Стоики Фатализм Ранней Стои
Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую

не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со

стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.

Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)

Стоики Фатализм Ранней СтоиВластитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый.

Слайд 33



Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может

стать причиной несчастья.
Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может

быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными.

Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом.

Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо.

Стоики Этика Римской Стои

Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья.Всё, принадлежащее

Слайд 34Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика