Слайд 2Средневековье - это огромный период развития европейского общества, охватывающий 5-15-й
века нашей эры.
Это время часто называют «темными веками» или «мрачным
Средневековьем»
И для этого есть основания
Нелегко жилось людям в ту эпоху
Слайд 3Началась она после падения великой Римской империи, когда племена, жившие
на севере, хлынули в Европу и начали ее подчинять и
перекраивать
Рождалась новая Западная Европа
Слайд 5Велись бесконечные войны за лучшие территории
границы новых государств постоянно передвигались
Слайд 6Постепенно на территории Европы установился новый государственный строй – Феодализм,
сменивший рабовладение
Слайд 7Феодальный строй предполагал строжайшее подчинение низших слоев населения высшим
Слайд 8Каждому слою населения предписывались свои нормы поведения, свои профессии, своя
одежда…
Слайд 9Церковь занимает ведущую позицию
Слайд 10Христианство, изменило сознание человека Средневековья.
Человек рассматривается как греховное существо,
требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом.
Церковь предписывает очень
строгие правила поведения – посты, молитвы, покаяние, а самое главное – отказ от многих радостей и удовольствий жизни – красивой одежды, вкусной еды, увеселений и праздников
Слайд 11Были созданы особые суды – Суды святой инквизиции, на которых
рассматривались дела грешников
Слайд 12А грешником мог стать любой человек, которого заподозрили в ереси
– то есть любом отступлении от веры и законов церкви.
Была
распространена система доносов – особых писем, в которых человек обвинялся в ереси
Слайд 13Такое письмо мог написать кто угодно и его даже не
надо было подписывать
Вывешивались специальные ящики, куда просто опускались доносы
Слайд 14Вот такой ящик висел на дворце Доджей в Венеции.
Слайд 15Человек, попавший в застенки инквизиции редко выходил оттуда живым и
здоровым.
Инквизиторы придумывали такие страшные пытки, что человек признавался в любых
грехах и преступлениях, даже тех, которые он никогда не совершал
Слайд 17Заканчивалось все, как правило, костром инквизиции
Слайд 18Конечно, в таких условиях искусству развиваться было очень трудно.
Его роль
рассматривается только как способ прославить Бога.
Церкви же приписывается роль
единственного посредника между людьми и Богом.
Слайд 19Тем не менее культура и искусство развивались
В архитектуре появился Готический
стиль, проникнутый мыслью о слабости и греховности человека, о его
мизерности и низости перед Всемогущим Богом, Творцом и Правителем мира.
Слайд 20Готические соборы огромны и прекрасны
Слайд 22Украшены резьбой, лепниной и статуями
Слайд 23Все должно было говорить о Величии и красоте Божьего Дома
Слайд 24Внутри Соборы были не менее впечатляющими
Слайд 25Высокие сводчатые потолки создавали впечатление огромного пространства
Заходя в такой храм
человек должен был почувствовать себя песчинкой в глазах Бога
Слайд 27Убранство храма тоже поражало великолепием - позолотой
Слайд 32Феодалы жили в замках – мрачных, неприступных крепостях, больше похожих
на тюрьмы, чем на дома
Слайд 35Внутри замков все тоже было просто и грубо
Слайд 40Вот так выглядел средневековый город
Слайд 42Мода того времени тоже была скромна и проста. Так одевались
священники и монахи
Слайд 47Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога
Наибольшего развития
достигает живопись
Сюжеты картин, как правило, связаны с Библией
Слайд 48Картина итальянского художника Джотто ди Бондоне больше напоминает икону
Слайд 49Винченцо Кампи «Поклонение волхвов»
изобрели масляные краски и художники начинают писать настоящие картины
Слайд 52Музыка этого времени разделяется на три главных направления
Музыка церковная
Слайд 56В церкви того времени сосредотачивалось развитие всего серьезного – науки
и искусства
При церкви работали самые лучшие ученые, художники, музыканты
Слайд 58В церковной музыке того времени царил хор.
Слайд 59Сложился особый вид песнопений – хорал.
Он подчинялся очень строгим правилам.
Музыка
не должна была затемнять текст молитвы, поэтому особой красотой не
отличалась
Мелодия была одноголосной, не выходила за рамки диатонической системы
И исполнялась только мужчинами
Постепенно таких песнопений накопилось очень много
Слайд 60Римский папа Григорий I, прозванный Великим, был не только священником,
но и талантливым музыкантом.
Слайд 61Он отобрал 200 хоралов, объединил их в сборник обязательных песнопений
и распределил по церковным датам.
Считается, что некоторые из них Папа
сочинил сам.
С тех пор это пение и хоралы называют «Григорианскими.
благодарны этому времени за изобретение нотной письменности.
Это сделал итальянский монах Гвидо
Слайд 64Гвидо жил в небольшом городке Ареццо в Тоскане, неподалеку от
Флоренции. Поэтому его так и звали – Гвидо Ареттинский
Слайд 65В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений.
Слайд 66Дело это было нелегким и долгим.
Певчие под руководством преподавателя
и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое
песнопение католической мессы.
Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.
Слайд 68Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами
Нота это особый знак в
виде заштрихованного квадратика, который размещался на нотном стане
Нотный стан Гвидо
состоял из четырех параллельных линий.
Слайд 70Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип,
введенный Гвидо, остался без изменений.
Более высокие ноты изображаются на
более высокой линейке.
Слайд 71До Гвидо нотная запись выглядела так
Над текстом располагались особые знаки,
которые только приблизительно показывали направление мелодии
Слайд 72Также замечательному монаху Гвидо мы обязаны названиям нот.
Шести нотам октавы
Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la
Это
– первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Слайд 74Впоследствии слог Ут заменили слогом До
И добавили ноту си, которая
расшифровывается как Святой Иоанн
Святой Иоанн считался покровителем певцов и музыкантов
итальянцы поставили Гвидо Ареттинскому памятник
Слайд 76Светская профессиональная музыка развивалась при дворах королей и знати
Слайд 77Там царили рыцари-музыканты Трубадуры
Рыцари средневековья – это низший дворянский слой
Но
это были особенные люди, которые жили по особенным законам
Слайд 79Каждый рыцарь проходил обряд посвящения
Слайд 80Давал клятву верности своему господину
Слайд 81Честь и достоинство были для рыцаря самыми главными жизненными принципами,
которые они отстаивали постоянно
рыцарь выбирал себе «Прекрасную даму», которой тоже давал обет верности
Слайд 83Часто своим дамам рыцари сочиняли песни, в которых прославляли их
красоту и достоинства
Слайд 84Послушай одну такую старинную мелодию, которая называется «Леди Зеленые рукава»
Слайд 85Постепенно из таких
рыцарей стали выделяться те, которые сделали музыку своей профессией
Их стали называть Трубадурами
Слайд 86Трубадуры часто выступали перед богатыми лордами в их замках, а
иногда просто жили при своем хозяине-феодале, развлекая музыкой обитателей замка.
Обычно
они были и певцами, и исполнителями своих произведений
Слайд 88Посмотри, как в фильме «Ромео и Джульетта» показано выступление Трубадура
на балу