Слайд 1Эрик Берн
Игры, в которые играют люди
Слайд 2Две самые известные книги Эрика Берна: `Игры, в которые играют
люди` и `Вы сказали `здравствуйте`. Что дальше?` посвящены трансакционному анализу
или, проще говоря, психологии человеческих взаимоотношений и психологии человеческой судьбы. Они задумывались как продвинутый учебник по психоанализу, однако автор хотел, чтобы их смогли читать и непрофессионалы.
Слайд 3Eric Berne
США, 10.5.1910 - 15.7.1970
Эрик Берн - Родился в Квебеке в
семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы
при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа. В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, - "Игры, в которые играют люди". Был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.
Слайд 4У каждого человека есть некий набор поведенческих схем, который соотносится
с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние,
часто несовместимое с первым, бывает связан с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я – система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я:
Слайд 5Состояния Я, сходные с образом родителей (родитель) – человек может
эффективно играть роль своих детей, благодаря этому состоянию многие реакции
стали автоматическими, что позволяет сэкономить время;
Состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности (взрослый) – контролирует действия ребенка и родителя, является посредником между ними;
Состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки (ребенок) – источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости.
Слайд 6Трансакционный анализ
Его цель – выяснение, какое именно состояние Я ответственно
за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствии другого) и какое
состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответ на трансакционный стимул). При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.
Слайд 7Правила коммуникации:
Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать неопределенно долго;
Процесс
коммуникации прерывается, если происходят пересекающиеся трансакции (общение взрослый-взрослый, его прерывает
трансакция ребенок-родитель или родитель-ребенок);
Дополнительные трансакции – поверхностные взаимоотношения, легко нарушаются простыми пересекающимися трансакциями. Помимо этого, существуют и скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я – эта категория служит основой для игр. На внешнем уровне общение может происходит между взрослыми, а на психологическом – между ребенком и ребенком (пример- сексуальные взаимоотношения, заигрывание).
Слайд 8Игры,в которые играют люди
Хорошие игры – позитивный вклад в социальную
жизнь перевешивает неоднозначность мотивов, особенно, если игрок примерился с ними
без легкомыслия и цинизма.
Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.
Слайд 9Игры,в которые играют люди
Пример: на приеме у терапевта
Игры, в которые
играют психотерапевты и другие представители службы помощи – “Я всего
лишь пытаюсь помочь Вам” и “Психиатрия”;
Игры, в которые играют люди с медицинским образованием, входящие в качестве пациентов в состав психотерапевтических групп, например – “Оранжерея”;
Игры, в которые играют пациенты и клиенты: “Неимущий”, “Крестьянка”, “Дурачок” и “Калека”.
Слайд 10Структурирование времени
Длинные ряды трансакций, возникающие на протяжении жизни человека, можно
так классифицировать, что в результате появляется возможность кратко и долгосрочного
прогнозирования его социального поведения. Виды влечения или потребностей:
Слайд 11Стимулирование или жажда ощущений – многие люди утверждают, что они
стремятся избегать возбуждающих ощущений, а на самом деле большинство из
них ищут их
Жажда признания
Жажда структурированности
Формы структурирования времени:
Один полюс – замкнутость – явная коммуникация между людьми отсутствует
Близость – искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исключающим извлечение выгод.
Слайд 12Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения,
основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для
широкого круга читателей, особенно при разрешении конфликтов, возникающих в процессе общения.
Слайд 13Сам автор о книге
`Оказавшись перед необходимостью сделать выбор между сверхусложненностью
и простотой, - пишет Берн, - я сделал выбор в
пользу народа, время от времени вставляя специальные термины: нечто вроде гамбургера, который я бросаю сторожевым псам академической науки, а сам тем временем проскальзываю в боковую дверь и говорю своим друзьям `Здравствуйте!`
Слайд 14Спасибо за внимание!
Приятного Вам чтения