Разделы презентаций


Сознательное и Бессознательное

Содержание

Метафизика Нового времени: Оппозиция Рене Декарт (1596-1650) → субстанциональный дуализмГотфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) → первым допустил возможность неотчетливых, т.е. бессознательных, представлений«Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сознательное и Бессознательное




Сальвадор Дали. Слоны (1948 г.)

Сознательное  и  БессознательноеСальвадор Дали. Слоны (1948 г.)

Слайд 2 Метафизика Нового времени: Оппозиция
Рене Декарт (1596-1650) → субстанциональный дуализм
Готфрид Вильгельм Лейбниц

(1646-1716) → первым допустил возможность неотчетливых, т.е. бессознательных, представлений

«Преходящее состояние,

которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции, или сознания <…>. И здесь картезианцы сделали большую ошибку, считая за ничто несознаваемые восприятия. Это же заставило их думать, будто одни лишь духи бывают монадами и что нет вовсе душ животных или других энтелехий; поэтому же они, разделив ходячие мнения, смешали продолжительный обморок со смертью в строгом смысле. А это заставило их впасть в схоластический предрассудок, будто душа может совершенно отделиться от тела, и даже укрепило направленные в другую сторону умы во мнении о смертности душ» (Лейбниц Г.В. Монадология (п. 14)).
Метафизика Нового времени: Оппозиция Рене Декарт (1596-1650) → субстанциональный дуализмГотфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) → первым допустил

Слайд 3ТРАДИЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
ЗИГМУНД
ФРЕЙД
АЛЬФРЕД
АДЛЕР
КАРЛ ГУСТАВ
ЮНГ
КАРЕН
ХОРНИ
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ МЕНТАЛЬНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) ФЕНОМЕНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ

ОТЛИЧНОЙ ОТ СОЗНАНИЯ СТРУКТУРОЙ, ЛОГИКОЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЯЗЫКОМ?

ТРАДИЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗАЗИГМУНДФРЕЙДАЛЬФРЕДАДЛЕРКАРЛ ГУСТАВЮНГКАРЕНХОРНИСУЩЕСТВУЮТ ЛИ МЕНТАЛЬНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) ФЕНОМЕНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ОТЛИЧНОЙ ОТ СОЗНАНИЯ СТРУКТУРОЙ, ЛОГИКОЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И

Слайд 4Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) Психоанализ - группы концепций, техник и методов

по исследованию бессознательного
«Какой вклад внес Фрейд? Разумеется, не бессознательное,

которое уже имело за собой чрезвычайно мощную теоретическую традицию. Дело не в том, что у Фрейда нет бессознательных восприятий, но есть бессознательные желания. Вы помните, что у Фрейда есть идея, будто репрезентация может быть бессознательной, а в другом смысле бессознательным может быть также и аффект. Это соответствует восприятию и аппетиций. Однако нововведение Фрейда — в том, что он мыслит бессознательное, — и тут я говорю нечто поистине элементарное, чтобы отметить колоссальную разницу: он мыслит бессознательное в отношениях конфликта, или оппозиции, с сознанием, а не в каких-то дифференциальных отношениях. Одно дело — бессознательное, выражающее дифференциалы сознания, и совсем другое дело — бессознательное, выражающее силу, противостоящую сознанию и вступающую с ним в конфликт. Иными словами, у Лейбница имеется отношение между сознанием и бессознательным, отношение различия к исчезающим различиям, а у Фрейда — отношение оппозиции сил» (Жиль Делёз. Лекции о Лейбнице. М.: Ад Маргинем, 2015. С. 83).
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) Психоанализ - группы концепций, техник и методов по исследованию бессознательного «Какой вклад внес

Слайд 5СТАНДАРТНАЯ МОДЕЛЬ ФРЕЙДА
ОНО (ID) – сфера подсознательного; котёл, доверху наполненный

бурлящими возбуждениями; программа получения наибольшего удовольствия
СВЕРХ-Я (SUPER-EGO) – сфера надсознательного;

три функции: родительский авторитет, совесть и внутренний наблюдатель (культурные и общественные традиции)

Я (EGO) – сфера сознательного, управляемая принципом реальности

СТАНДАРТНАЯ МОДЕЛЬ ФРЕЙДАОНО (ID) – сфера подсознательного; котёл, доверху наполненный бурлящими возбуждениями; программа получения наибольшего удовольствияСВЕРХ-Я (SUPER-EGO)

Слайд 6Выводы:
1. Фрейд не только рассмотрел взаимоотношения между двумя сферами психики

человека (сознательным и бессознательным), но и попытался раскрыть содержательные характеристики

самого бессознательного как психического феномена, выявив глубинные процессы и механизмы бессознательного, объяснив причины возникновения внутриличностных конфликтов (ведущих к образованию неврозов и снижению качества жизни человека).
2. Фрейд предпринял попытку создания системы знаний о топике, динамике и экономике различных психических процессов, а также функционировании психики человека, структурно состоящий из трех элементов – сознательного, подсознательного и надсознательного.
3. Выделил три области эмпирически фиксируемого проявления бессознательного – это ошибочные действия (оговор, описки, забывание слов и намерений и т.д.), сновидения и невротические симптомы поведения. Все эти три области рассматривались Фрейдом как полноценные психические акты, наделенные смыслом и имеющие важное значение в жизни человека.
4. Фрейд показал зависимость сознания от бессознательных влечений и от требований культуры с ее этическими предписаниями, нравственными запретами, социальными ограничениями. Сознание в картине Фрейда предстает как «несчастное существо», подверженное фрустрации с трех сторон (со стороны внешней реальности, вожделений подсознания и строгости цензурирующей функции культуры). Масштаб влияния психологизма Фрейда сопоставим с теми глобальными изменениями в истории развития научной мысли, которые были связаны с появлением космологической теории Коперника и эволюционной теории Дарвина.
Выводы:1. Фрейд не только рассмотрел взаимоотношения между двумя сферами психики человека (сознательным и бессознательным), но и попытался

Слайд 7● Индивидуальная психология. Альфред Адлер (1870-1937 г.)
вводит понятие сверхкомпенсации (при

физических недостатках возникают патологические отклонения от нормального состояния; пример –

с Наполеоном).

● Аналитическая психология. Карл Густав Юнг (1875-1961 г.)
вводит понятие коллективного бессознательного — сфера архетипического, ядро психики, которое вообще не может быть осознано. Коллективное бессознательное включает в себя содержания и образы поведения, являющиеся у всех индивидуумов одними и теми же, т. е. оно идентично у всех людей.
Архетипы — это бессознательные образы самих инстинктов или образцы инстинктивного поведения. Архетипы — системы установок, являющиеся одновременно и образцами, и эмоциями. Это как бы корни, пущенные в мир в целом. По выражению К. Г. Юнга, архетипы являются «психическими аспектами структуры мозга». Они формируют инстинктивные предубеждения и в то же время представляют собой действенные средства инстинктивного приспособления к миру. Наряду с инстинктами, архетипы являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного и составляющими основу общечеловеческой символики.

● Индивидуальная психология. Альфред Адлер (1870-1937 г.)вводит понятие сверхкомпенсации (при физических недостатках возникают патологические отклонения от нормального

Слайд 8● Неофрейдизм. Карен Хорни (1885-1952 г.)
1) выступает против фрейдовской теории

либидо, которая представляет собой теорию влечений и порождает иллюзию, будто

либидозные проявления являются источником всех наклонностей. В ее основе лежит представление о том, что человеком правит принцип удовольствия, в то время как другой ведущий принцип – безопасность – не принимается во внимание. Хорни предлагает конструктивистскую теорию, согласно которой движущей силой является не только удовлетворение, но и тревога. Вместо инстинктивных влечений в центре внимания оказываются невротические наклонности.
2) Фрейд полагал, что в аналитической ситуации эмоциональные реакции пациента представляют оживление инфантильных чувств, которые направляются на психоаналитика. На этом положении основывалась концепция переноса, которая оценивалась Хорни как наиболее ценное открытие того, что эмоциональные реакции пациента на психоаналитика и на аналитическую ситуацию можно использовать в терапевтических целях. Однако она считала, что данная концепция была ограниченна в рамках классического психоанализа механистически-эволюционистским мышлением Фрейда, сводящим настоящее целиком и полностью к прошлому. Когда пациент проявляет большую, чем обычно, привязанность к аналитику, последнему следует, по мнению Хорни, прежде всего соотнести ее с признаками тревоги и небезопасности.

● Неофрейдизм. Карен Хорни (1885-1952 г.)1) выступает против фрейдовской теории либидо, которая представляет собой теорию влечений и

Слайд 9ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
▪ Действие человека требует расшифровки через выявление стоящего за

ним психического факта. Значение скрытой в таком факте символики может

быть понято только в контексте отношений Я-Другой.

▪ Классический психоанализ ошибается, когда использует принцип объяснения эмоций и человеческого поведения посредством выявления общих каузальных зависимостей между ними.

▪ Классический психоанализ ошибочно рассматривает личность человека только в ретроспективе как историю развития индивидуально-личностных переживаний, которые своими корнями уходят в прошлое.

▪ Личность человека следует рассматривать в перспективе через понятие жизненного проекта, поскольку ожидаемое и/или желаемое будущее оказывает воздействие на мотивацию и поведение человека не меньше, чем его прошлое.

▪ Понятие жизненного проекта инвертирует стандартную модель Фрейда. Не бессознательное, а сознание составляет основу человеческого существования. Экзистенциальный психоанализ отвергает примат бессознательного, для него любой психический факт совпадает с сознанием. Однако сознание личности тематизируется на рефлексивное и не-рефлексивное.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ▪ Действие человека требует расшифровки через выявление стоящего за ним психического факта. Значение скрытой в таком

Слайд 10СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
▪ Структуры языка рассматриваются как конститутивные элементы психики, речи

и культуры. Объектом исследования становится символическая функция бессознательного. Слова, речь

и дискурс – самостоятельные психические феномены.

▪ Основная среда структурного психоанализа – поле языка и функции речи. Психоанализ имеет дело с речью, которая сообщает действиям человека определенный смысл. Бессознательное есть просто часть надиндивидуального дискурса, которого не хватает субъекту речи, чтобы восстановить непрерывность своего сознательного дискурса.

▪ Основная среда структурного психоанализа – поле языка и функции речи. Психоанализ имеет дело с речью, которая сообщает действиям человека определенный смысл. Бессознательное есть просто часть надиндивидуального дискурса, которого не хватает субъекту речи, чтобы восстановить непрерывность своего сознательного дискурса.

▪ Задача структурного психоанализа – освободить речь субъекта посредством погружения его в язык собственного желания. Взамен стандартной трехчастной модели Фрейда, субъект наделяется тремя регистрами психики – Реальное, Воображаемое и Символическое.

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ▪ Структуры языка рассматриваются как конститутивные элементы психики, речи и культуры. Объектом исследования становится символическая функция

Слайд 11СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
▪ В регистре Реального субъект является субъектом потребности.
В регистре

Воображаемого субъект является субъектом желания.
В регистре Символического субъект является субъектом

требования.

▪ Потребность (непосредственные жизненные функции) через психическое представление опосредуется языком в виде требования, адресованного Другому. Причиной конфликта внутри субъекта становится расщепление между желанием (регистр Воображаемого) и требованием (регистр Символического). Невротический субъект испытывает потребность в том, чтобы реализовалось его желание, но он либо не знает чего требует, либо требует того, что не способствует реализации его желания.

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ▪ В регистре Реального субъект является субъектом потребности.В регистре Воображаемого субъект является субъектом желания.В регистре Символического

Слайд 12ШИЗОАНАЛИЗ
▪ Шизоанализ критикует структурный психоанализ за понимание бессознательного как некой

символической функции (языка). Структурные интерпретации устраняют реальное из механизмов бессознательного.

Бессознательное есть производство желания. Задача шизоанализа – изучение способа, в границах которого общественное производство и производственные отношения выступают как производство желания.

▪ Социальное производство и производство желания отождествляются в единый механизм. Это предполагает выявление трансцендентального бессознательного (не индивидуального и не коллективного).

▪ Производство желания осуществляется посредством «машин желания», референтами которых могут служить отдельные субъекты, социальные группы или общество в целом.

▪ Сознание – репрессивный механизм, который сдерживает свободную деятельность «машины желания». Историческая эволюция «машин желания» ведет к деконструированному субъекту (шизойду), или тотально бессознательному индивиду, который отвергает каноны общества ради своего естественного «производящего желания».

ШИЗОАНАЛИЗ▪ Шизоанализ критикует структурный психоанализ за понимание бессознательного как некой символической функции (языка). Структурные интерпретации устраняют реальное

Слайд 13СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика