Слайд 2
Рукописной книгой называется произведение письменности, текст и иллюстрации которого в
отличие от печатной книги, воспроизведенной средствами полиграфии, исполнены от руки
чернилами, красками, карандашом или выцарапаны на плоской поверхности.
Слайд 3Создатели книги
В создании рукописной книги участвовали не менее восьми ремесленников,
в том числе доброписец чернописный - писец, воспроизводивший основной текст;
статейный писец, воспроизводивший вязь, подстрочные и надстрочные записи, точки и другой текст, впоследствии прописывавшийся золотом; заставочный писец - художник, рисовавший заставки и буквицы; живописец иконный - художник, рисовавший миниатюры; златописец - мастер, покрывавший золотом заставки и отдельные участки миниатюр; златокузнец, среброкузнец и сканный мастер - ювелиры, изготовлявшие драгоценный оклад книги.
Слайд 4Писцы и их детища
Известно, что книгописание на Руси было
безусловной прерогативой церкви. Сама церковь нуждалась во все возрастающем количестве
богослужебных книг: библиях, евангелиях, псалтырях, часословах и др. Поэтому списывание "книг святых" считалось делом богоугодным. Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки с какого-либо оригинала, но могло иметь место и письмо под диктовку.
Слайд 5Буквицы
Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы - начальные буквы статьи.
Их чаще писали киноварью (красными чернилами), отсюда и название "красная
строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.
Слайд 6Орнамент
Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на
отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помещались
орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков
Слайд 7Миниатюра
Неотъемлемым элементом русской рукописной книги являются иллюстрации - небольшие
рисунки, выполняемые вручную многоцветными красками (гуашью, акварелью или клеевыми красками)
на полях, отдельных листах или в самом тексте и получившие название миниатюры. Рукописи, украшенные миниатюрами, называются лицевыми или иллюминированными.
Слайд 8
Орнаментальные украшения
заставки - небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как
правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале
книги или крупного раздела текста;
концовки - различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов;
инициалы - заглавные буквы большего размера, помещаемые в начале книги или ее раздела;
украшения на полях в виде стилизованной веточки или цветочка.
Слайд 9До XIV в. материалом для страниц рукописных книг служил пергамен
Пергамен
(от греч. Pergamos - Пергам, ныне Бергама, город в Малой
Азии, где во II в. до н.э. широко применялся пергамен) - специально обработанные кожи животных, применявшийся как основной материал для письма до изобретения бумаги. С появлением пергамена изменилась форма книги - вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному (кодекс). Листы пергамена обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. Сложенные пополам, они представляли собой 4 книжных страницы - тетрадь. Любители роскошных красочных изданий продолжали заказывать книги на пергамене и после появления бумаги. В дальнейшем пергамен стали использовать для обтягивания переплетов.
Слайд 11Для каждого писца переписанная книга становилась детищем его искусства. Она
несла в себе часть его души. Можно себе представить, какая
радость облегчения посещала писца по окончании трудов. С благодарственной молитвой и ликованием сообщается об этом в дневниковых записях. Однако радость зачастую сменялась тревогой: в какие руки попадет драгоценное творение? И вот писец прибавляет к послесловию страшные заклятья: "... кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веце и будущем вечная мука", или "...а который поп или дьякон чтет, а не застегает всех застежек, буди проклят".