Слайд 1Эрик Г. Эриксон: формирование личностной идентичности человека
Подготовили: 1 курс СЦГ-1,2-2019
Волкова
Мария, Марина Коноплёва, Юлия Катина, Татьяна Тутубалина
Слайд 2Эрик Эриксон
ЭРИКСОН Эрик (1902-1994) — американский психолог, представитель эго-психологии.
Теория развития Эриксона охватывает все жизненное
пространство индивидуума. Стадии развития предопределены
и порядок их неизменен. Эриксон разделил жизнь человека на 8 стадий психосоциального развития «Я». Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотный момент в
жизни индивидуума, возникающий при достижении определенного уровня зрелости. Каждый кризис содержит позитивный и негативный компоненты.
Слайд 3Основные идеи
Он пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент
на развитии Я индивида. С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических
представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания
Слайд 5Младенчество (1-ый год жизни)
Ребёнок получает всё, что хочет и в
чем нуждается. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Самое большое доверие
и привязанность ребенок испытывает именно от матери – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
Затем в жизни ребенка появляются другие значимые люди: отец, бабушка, дедушка, няня и т.д. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять. У ребёнка вырабатывается способность
формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим окружением.
Слайд 6Раннее детство (1-3 года)
У ребёнка появляется самостоятельность, автономия,
вырабатывается ощущение,
что он владеет своим телом, своими стремлениями . Родители дают
возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не
ограничивают его активность, поощряют ребёнка. Ребёнок не получает полную свободу, его свобода ограничена в пределах разумного.
Слайд 7Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу,
направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою
самостоятельность и самоконтроль.
Причины появления стыда:
1.родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво
делают за детей что-то, что те могут сделать сами;
2.родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии.
Благоприятное разрешение конфликта – воля.
Слайд 8Возраст игры (3-6 лет)
Дети, сами могут выбирать моторную деятельность,
они по своему
желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на
санках, на коньках - вырабатывают и закрепляют
предприимчивость.
Через игру познают мир, таким образом учатся ставить и достигать цели.
В данном возрасте очень важна инициативность и как ребенок приспосабливается к новому коллективу ( общие игры с другими детьми)
Так же в это возрасте обостряется чувство вины
Слайд 9 Школьный возраст (6-12 лет)
Дети получают похвалу за поделки
своими руками, строительство шалашей, варку, детям начинают доводить дело до
конца. Родители награждают за
результаты, тем самым у ребенка
вырабатывается умелость и
способности к техническому
творчеству.
Опасность этого периода состоит в появлении чувства
неполноценности, или некомпетентности.
Отличным способом решения конфликтов является компетентность и уверенность.
Слайд 10Юность (12-19 лет)
Молодой человек в поисках своей
идентификации, в поисках своего «Я». Если он решит данную проблему
то с легкостью найдет себе место в жизни и к какой среде он принадлежит.
Наоборот, если подросток недоверчив, стыдлив, неуверен в себе и полон чувства вины, если у него было тяжелое детство. То подросток может не решить задачу идентификации и определения свое «Я», подросток перестает понимать кто он такой и к какой среде принадлежит.
Благоприятное решение – верность.
Слайд 11Молодость (20-25 лет)
Эриксон использует термин интимность (достижение близости) , как
поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без
опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.
Проблема данной стадии заключается в зацикливании на своем «я» и боязни, избегании межличностных отношений. От этого происходит чувство одиночества и изоляции ( люди не способны устанавливать спокойные и доверительные личные отношения)
Эриксон говорит о еще одном важном аспекте данной стадии – это любовь (способность доверять другому человеку и оставаться верным в отношении Эриксон, даже
если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности). Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Слайд 12Зрелость (25-64 года)
В этот период времени человек творчески самореализует, строит
себе будущее, накапливает материальные ценности. Благоприятное решение конфликта – забота
.
Слайд 13Старость (65- смерть)
Человек на данном этапе начинает принимать себя, свою
роль в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного
личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы, где человек может сказать себе: «Я доволен»
Решение конфликта - мудрость.
Слайд 14Список литературы:
Заборовский Г.Е. История социологии: Учебник. 2004 г
Эрик Эриксон «Детство
и общество»
Эрик Эриксон «Идентичность и жизненный цикл»