Слайд 1Ernest Barrias
(1841-1905)
«La Nature se dévoilant devant la Science» 1899
Musée
d'Orsay
Paris
Фото П.Н.Петрова
(дек 2007 г.)
Слайд 3Миф. Технология. Наука
А. Е. Левин
кандидат философских наук, Институт философии АН
СССР
«Природа», №3, 1977
Полностью воспроизведено на сайте http://elementy.ru/lib/430527
Слайд 4Наука — это прежде всего не сами результаты, но методы
их достижения и осмысления…
Слайд 51) критического отношения к корректности ставящихся ею проблем
и путей их
решения...
Наука неотделима от:
Слайд 6Наука неотделима от:
2) аналитического отношения к миру, от стремления
увидеть за явлениями управляющие ими общие закономерности
Слайд 7Наука неотделима от:
3) абстрагирования, от оперирования не с самими
объектами внешнего мира, а с их идеальными преобразованиями… (носителями нового
типа знания)
Слайд 8Ничего этого в сколько-нибудь развитых формах не существовало в цивилизациях
Востока и Америки
Та «критическая область» в пространстве и времени,
где было суждено зародиться научному мышлению (место — Греция и ее колонии в Малой Азии и Италии, время — VI–V вв. до н.э.), не может претендовать на особую развитость технологии
Слайд 10Карта Гекатея из Милета
(Hecataeus), прим. 550 — 490 до
н. э.)
Слайд 12Технологическая деятельность соответствует целям, санкционированные общественной идеологией
«Законность» сохранения
и развития технологии оправдывается только успехом её практического применения
Слайд 13Технология развивается, не ставя под вопрос нормы и принципы собственного
существования
Слайд 14Потребности практической жизни порождают технологический подход к материалу, а вовсе
не научный …
Слайд 15Если науку интересует выбор путей, ведущих к достижению определенных результатов,
то
технологию интересуют только сами результаты
Слайд 16Технологическое мышление альтернативно научному именно в своей «аметодологичности»
Слайд 17Наука постоянно выталкивает из своей сферы полностью апробированные результаты
Технология,
напротив, лишь такие результаты и способна адаптировать…
Слайд 19Любое общество всегда стремится соотнести своё бытие с глобальной моделью
мира,
стремится упорядочить свое восприятие мира
Слайд 20
Это стремление отразилось в определенном типе мировых моделей (общем
для всей ранней истории человечества)
Эту модель мы называем
мифом
Слайд 21Миф задавал базу координат, в которую укладывались все человеческие представления
о высших формах бытия
Слайд 22Миф универсален … Он поглощал всё содержание духовной сферы …
Он
ничего не оставлял под вопросом
Миф служил как бы матрицей памяти,
на которой закреплялись полезные для человека и человеческого общества знания
в том числе - все технологические нововведения
Слайд 23
Универсализм технологии и мифа порождает между
ними много глубинно общих
черт
Слайд 24
Технология, для которой все задачи в принципе подобны друг другу,
интересуется лишь получением нужных результатов
Миф, объясняя всё, не нуждается
в собственном оправдании и объяснении
Слайд 25В отличие от науки миф не оставляет места гипотезам.
Все
в мифе происходит так, как должно, и только так. Герои
мифов – реальные личности, а не какие-то абстрактные образы.
В мифе нет подтекста
Слайд 26Привязанность мифа к действительности отражается и его склонностью к именам
собственным.
В мифе все участники названы по имени
Слайд 27Но имена собственные непереводимы
Непереводимость языка имен собственных – это
тоже самое, что непереводимость мифологического сознания в план иного (например,
научного) описания (Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский, 1973)
Слайд 28Для мифологического сознания изменение названия – это изменение сути объекта,
его глубинной природы
Данная особенность осталась и в подсознании современного
человека
(Множество тому примеров давала и дает политическая жизнь; увы, проникает это и в науку)
Слайд 30Пифагорейцы увидели бесконечный ряд чисел, увидели многообразие идеальных геометрических фигур,
нашли смысл существования в постижении устройства мира математических абстракций. Это
была Истина, которую предстояло узреть
Но как можно было убедиться в том, что это — Истина?
… Опыт технологического мышления был здесь бессилен. Бессилен был и опыт мифологического объяснения
Слайд 31
То, в чем убеждался один, надо было сделать несомненным для
многих. Мир чисел и фигур был, по исходной установке, умопостигаем
всеми
Авторитет Учителя мог указать путь к такому постижению, но не в силах был заменить работу разума, потребную для проникновения в его устройство
Что-то иное должно было прийти на смену опыту и вере
Слайд 32
Новое пришло не с Олимпа, еще населенного стареющими богами, а
с шумных городских площадей
Слайд 33
VII—VI вв. до н. э.— эпоха великого перелома в жизни
греческого общества, эпоха освобождения от власти родовых вождей, роста самоуправляющихся
городов, интенсивного развития мореплавания, торговли, ремесел, эпоха зарождения той формы государственного устройства, которая получила название демократии.
Демократический строй — величайшее достижение античной цивилизации, невиданная ранее и невозможная в условиях восточных монархий степень участия широких масс свободного населения в решении государственных дел.
Слайд 34
Совпадение появления на исторической арене науки и демократии не случайно
Активность
народа требовала соответствующих форм своего выражения, и эти формы были
найдены: на агоре, главной площади города…
Искусство оратора — это искусство убеждения, причем в условиях свободы выражения суждений, свободы задавать вопросы и сомневаться — именно этим он и отличается от проповедника, наставника или командира
Слайд 36
Доказательный аппарат пифагорейской математики возник не на пустом месте
Принципы
ведения дискуссии, принципы построения убедительных рассуждений уже были более или
менее обрисованы
Эти принципы и были перенесены пифагорейцами в сферу математики
Слайд 37Пифагор
(ок. 580 – ок. 500 до н.э.)
Рафаэль. Афинская школа
(1510-1511, Рим, Ватикан)
Слайд 38
Так сложилось понятие доказательства –
«рассуждение, убеждающее нас настолько, что с
его помощью мы готовы убеждать других»
(В.А.Успенский)
Слайд 39
Если технология и мифология универсальны, то наука уникальна
Она возникла единожды
и далее развивалась непрерывно подобно филетической линии в развитии живых
существ
Слайд 40
Наука чрезвычайно уязвимая форма культуры
Она может исчезнуть в отличие от
технологии и мифологии, которые будут существовать всегда
Слайд 41
Научное мировоззрение требует специального обучения (освоения методологии). Оно часто не
соответствует «здравому смыслу», обыденному сознанию…
Cм. заметку А.Маркова «Неприятие научного знания
уходит корнями в детскую психологию» по материалам статьи в Science
http://elementy.ru/news/430521
Слайд 42
«Воспринимать мир научно – совсем не естественно, а условно в
том смысле, что это предполагает какие-то предпосылки, которые сами еще
должны возникнуть или быть осуществлены…»
М.К.Мамардашвили // Вопросы
философии, 1990, № 10, с.3
Слайд 43
2. Наука противостоит мифологии, а в современном мире мифология не
только продолжает существовать, но и хорошо укреплена политтехнологиями
Слайд 44
3. Наука противостоит и технологии
В отличии от технологии наука не
может быть секретной
Открытость науки – повод для раздражения власти
Слайд 45
Чтобы добыть средства для существования, наука вынуждена прикидываться технологией, а
порой притягивать и мифологию
Слайд 46
Пример из недавней истории экологии:
эксплуатация слова БИОРАЗНООБРАЗИЕ,
еще более
новое «catch word» - «биологические инвазии»
Слайд 47The Changing Ecology of
United States Science
Radford Byerly Jr. and Roger
A. Pielke Jr.*
SCIENCE * VOL. 269 * 15 SEPTEMBER 1995
Interaction
between science and the rest of society has followed a paradigm, a social contract, codified in Vannevar Bush's seminal 1945 report, "Science: The Endless Frontier". The contract provided that in return for federal support and relative autonomy, "the researcher was obligated to produce and share knowledge freely to benefit- in mostly unspecified and long-term ways-the public good" (4, p. 4). A major ecological function of the social contract is to shape the expectations of both science and society. Science expects autonomy and support. Society expects substantial benefits based on the justifications scientists offer for federal support.
Слайд 48Vannevar Bush (1890 – 1974), an American engineer and science
administrator known for his work on analog computing
Слайд 49Three related assumptions underlie
Bush's social contract.
First, scientific progress is
essential to the national welfare. Bush formally avoided promising too
much by noting that science "by itself, provides no panacea for individual, social, and economic ills," but instead serves the national welfare "as a member of a team“ (3, p. 11). In practice, however, science and society soon forgot this disclaimer and assumed that benefits would automatically follow research.
Слайд 50The second assumption is that science provides a reservoir of
knowledge that can be applied to national needs (3, p.
12). The image of flow into a fund or reservoir is another critical metaphor of the report. "Basic research . . . provides scientific capital. It creates the fund from which the practical applications of knowledge must be drawn" (3, p. 19). Implicit in the reservoir-flow metaphor is a linear model of the relation between science and society in which social benefits occur "downstream“ from the reservoir of knowledge.
Слайд 51The third assumption is that "scientific
progress on a broad front
results from the
free play of free intellects, working on subjects
of
their own choice, in the manner
dictated by their curiosity" (3, p. 12). For
knowledge to flow freely, science must proceed
unfettered by political or other constraints.
Bush argued that because scientists
can best judge science, the direction of
research should be their responsibility.
Слайд 53Термин предложен в 1866 году Эрнстом Геккелем
ЭКОЛОГИЯ
OIKOS – среда,
жилище, обиталище
Слайд 54Эрнст Геккель
Ernst Haeckel (1834-1919)
Канарские острова, 1866 (Геккель слева)
Слайд 57Геккель, в 1866 г. выходит:
"Всеобщая морфология: Общие основы науки об
органических формах, механически основанной на теории эволюции, реформированной Чарлзом Дарвиным"
Слайд 59"ЭКОЛОГИЯ - общая наука об отношениях организмов
с окружающей средой".
Слайд 60"Окружающая среда" включает все условия существования", которые могут быть: "...частично
органической, частично неорганической природы; но как те, и другие [...]
имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе.
Слайд 63Термин «ЭКОЛОГИЯ», предложенный в 1866 г., очень медленно входил в
науку. У многих естествоиспытателей он связывался с «геккелизмом», с перегруженностью
философией и чисто умозрительными построениями
Слайд 64ЭКОЛОГИЯ восходила к конкретному опыту эмпирических исследований. Этот опыт надо
было как-то осознать и упорядочить
Только в 1900=х годах термин «экология»
начинает приобретать популярность. Появились люди, называвшие себя ЭКОЛОГАМИ!
Слайд 65В 1913 г. возникает Британское экологическое общество
В 1915 г –
Американское экологическое общество
С 1920 г. выходит журнал «ECOLOGY»
Слайд 661920-1930 гг. или более точно
1920-1940 гг.
ЗОЛОТОЙ ВЕК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ
Это
то время, когда фактически сложился концептуальный (методологический аппарат современной экологии)
Слайд 67Появились или получили толчок к развитию такие понятия как:
«Биосфера» (В.И.Вернадский)
«Экологическая
ниша» (Гриннелл, Элтон)
«Экосистема» (Тенсли)
Слайд 68Появились:
математические модели роста популяции (Лотка, Перль) и взаимодействия разных популяций
(Вольтерра, Лотка, Гаузе)
Сформулировано:
представление о продукции, измерена первичная продукция (Винберг)
Слайд 69В начале ХХ века укрепляются идеи системного подхода
(Герберт Спенсер)
Идея подвижного равновесия
Принцип Ле-Шателье
Развитие физической химии (модель для будущей теоретической экологии)
Слайд 71
Herbert Spencer (1820 – 1903)
«Progress: Its Law and Cause» (1857),
«First Principles of a New System of Philosophy» (1862), «Principles
of Biology» (1864)
Слайд 75Георгий Францевич
Гаузе (1910-1986)
Слайд 76
ОСОБЕННОСТИ современной ЭКОЛОГИИ
Слайд 77Charles Krebs (1985):
«…Экология – наука о взаимодействиях, определяющих распространение и
обилие организмов»
Слайд 78
Критическое определение экологии:
Современная экология – это гетерогенная («рыхлая») наука,
в которой:
Слайд 79
Критическое определение экологии:
В которой сосуществуют разные подходы к одним и
тем же проблемам
Слайд 80
Которая не спешит избавиться от груза исторически обусловленных предрассудков
Критическое определение
экологии:
Слайд 81
В которой нет унифицирующей, объединяющей теории
Критическое определение экологии:
Слайд 82
А если и есть теоретическая база, то это не набор
формул, «правил» или «констант», а скорее - методология
Продолжение критики
экологии:
Слайд 83
Экологи из рук вон плохо планируют свои исследования
Продолжение критики
экологии:
Слайд 84
Экологи панически боятся выдвигать фальсифицируемые гипотезы
- гипотезы, которые
в принципе могут быть опровергнуты
Продолжение критики экологии:
Слайд 85
Экологи боятся выдвигать и альтернативные гипотезы
- гипотезы,
проверка которых смогла бы выбрать одну из двух альтернатив
Продолжение критики
экологии:
Слайд 86
«Плюрализм» экологии (параллельное существование порой диаметрально противоположных концепций)
– свидетельство толерантности научного сообщества или свидетельство элементарной неразвитости науки?
Продолжение
критики экологии:
Слайд 87
«ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ» имеют крайне общий характер
Фактически это:
Слайд 88
1. Законы термодинамики, в частности, закон сохранения вещества
Слайд 89
2. Закон экспоненциального роста и некоторые другие простые правила популяционной
динамики (например, неизбежность возникновения колебаний в системе «ресурс – потребитель»)
Слайд 90
3. Представления об эволюции, в том числе - теория
естественного отбора Чарлза Дарвина
Слайд 91
У экологии тяжелое наследство, которое она должна тащить на своем
горбе
Продолжение критики экологии:
Слайд 92
Наследство это – ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
(Histoire naturelle
Natural history)
Слайд 93
По меткому выражению Мишеля Фуко
Естественная история – есть «называние видимого»
«Nomination
du visible”
Слайд 95
Но если ЭКОЛОГИЯ – это серьёзная современная наука, она должна
стремиться к тому, чтобы «выявлять скрытое»
Слайд 98
Анализировать прошлое
и извлекать из него уроки
Слайд 100
Положение российской экологии на международном фоне - удручающее
Слайд 101
Хотя в России работали такие выдающиеся
экологи как:
Леонтий Григорьевич
Раменский (1884-1953)
Георгий Георгиевич Винберг
(1905-1987)
Виктор Сергеевич Ивлев
(1907-1964)
Георгий Францевич Гаузе
(1910-1986)
Слайд 102
Впрочем, все они были еретиками (особенно в начале карьеры)
и никто из них (за исключением Г.Г.Винберга) не оказывал сколь
либо значимого влияния на развитие экологии в нашей стране
Слайд 103Предтеча экологии Александр Гумбольдт
Alexander von Humboldt (1769-1859)