Слайд 1Еще раз о сочинении
Цели: подготовить учащихся к выполнению части 2
ЕГЭ
Слайд 2План сочинения
Вступление
Формулировка проблемы исходного текста
Комментарий к сформулированной проблеме
Отражение позиции автора
Аргументация
собственного мнения ( жизненный и читательский опыт)
Заключение
Слайд 3Хорошее сочинение могут написать только те ученики,
кто знаком с
нормами языка!
Исключите из своей речи тавтологию и плеоназм, если они
не являются стилистическим приёмом. Под тавтологией в лингвистике понимается повторение однозначных или тех же самых слов: заболеть простудным заболеванием вместо - простудиться. Однако тавтология может применяться и как стилистический приём, например, когда мы используем риторическую фигуру анафору:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть…
NB!
Слайд 4Плеоназм очень близок тавтологии (иногда его называют разновидностью тавтологии) и
представляет собой многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние
слова: Каждый покупатель получает бесплатный подарок (в самом слове подарок содержится значение бесплатный).
Упал вниз, жестикулировал руками, ностальгия по родине, главный приоритет, инкриминировать вину, избитая банальность.
Слайд 5ПРАКТИКУМ
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он был!
Он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку
И с мухами дружил!
Но вот пришла лягушка –
Прожорливое брюшко
И съела кузнеца!
Не думал, не гадал он,
Никак не ожидал он
Такого вот конца! (Н. Носов)
Слайд 6Вступление
Вступление, как уже говорилось, должно начинаться с плавного подхода к
проблеме. А какая здесь проблема? На первый взгляд, это просто
детская песенка, но проблема всё-таки есть. Назовите ее.
проблема насилия, порабощения, издевательства сильных над слабыми.
Определим жанр произведения - детская песенка. Автор тоже всем хорошо известен.
Слайд 7Варианты вступлений
Первый вариант (начинаем с глобальной проблемы): Проблема насилия в
мировой и русской литературе поднимается с незапамятных времён. В цивилизованном
мире физическая сила не должна быть определяющей, но, к сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что сильный физически отстаивает свою правоту перед слабым исключительно с помощью игры мышц либо вообще ничего не доказывает, а отбирает у немощных то, что ему нужно. Даже самое дорогое - жизнь. Именно об этом песня на стихи Н. Носова «В траве сидел кузнечик».
Слайд 8Второй вариант (начинаем с рассуждения об авторе): С творчеством Николая
Николаевича Носова мне довелось познакомиться уже в детстве: всё начиналось
с рассказов «Фантазёры» и «Мишкина каша», услышанных мною в исполнении читавшего вслух старшего брата ещё в те времена, когда я ходил в детский сад. Позже я сам прочитал многие произведения известного детского писателя. Больше всего мне понравилась трилогия Носова о приключениях Незнайки и его друзей. Именно эти романы-сказки дали мне первые представления об основных законах человеческого общежития. Но кто в детстве задумывался о глубокой философской мысли, заложенной в любимые книжки? Тем более о глубине детской песенки о кузнечике и лягушке?
Слайд 9Третий вариант (начинаем с жанра произведения): Детские песенки обычно воспринимаются
нами как нечто, способное настроиться на нужный лад. Простые и
понятные слова, незатейливая музыка и ритм за всем этим мы порой не видим глубины сюжета, смысла самих песен. Однако любое настоящее произведение (если это не песня-однодневка современной поп-культуры), в том числе и написанное для детей, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Не является исключением и всем хорошо знакомая песня «В траве сидел кузнечик» на слова Н. Носова.
Запомни! Вступление обязательно должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объему(2-5 предложений).
Слайд 10Основная часть
Формулировка проблемы исходного текста: Что движет лягушкой, когда она
безжалостно расправляется с бедным кузнечиком? На мой взгляд, эгоизм, желание
удовлетворить свои плотские потребности даже ценой жизни других членов сообщества. Носовым в анализируемой нами детской песенке не совсем прямо, но весьма убедительно поставлена проблема сопоставления целей (насыщение) и средств для их достижения (умерщвление более слабых). Самое страшное во всём этом, что жестокое земноводное не задумывается над своими поступками, им руководят зачастую даже не желания, а привычки, животные инстинкты...
Слайд 11Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: На мой взгляд, людям
не следует жить одними инстинктами, а следует задумываться над последствиями
своего поведения, заботиться о тех, кто находится рядом. Мы не должны уподобляться более сильной в сравнении с кузнечиком лягушке, памятуя о главной моральной библейской истине: «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Никто, разумеется, не захочет, чтобы его использовали в качестве пищи другие люди...
Слайд 12Отражение позиции автора исходного текста в данном конкретном случае не
представлено явно, но позиция ясна: Несмотря па то, что автор
не говорит о явных симпатиях и антипатиях к героям данной песни, мы можем судить о том, что он находится на стороне кузнечика. Свидетельством тому являются уменьшительно-ласкательные суффиксы при описании жертвы: «огуречик», «зелёненький». Показательна и характеристика кузнечика: добрый («не трогал и козявку») вегетарианец («он ел одну лишь травку»), способный на искреннюю дружбу («и с мухами дружил»).Описание лягушки свидетельствует о явной антипатии автора: по представлению Н. Носова, она заботится лишь о собственном насыщении «прожорливое брюшко». и не думает ни о чём более.
Слайд 13Аргументация собственного мнения уже представлена в предыдущих абзацах, поэтому закрепим
её доводами из личного и читательского опыта: К сожалению, таких
«не думающих лягушек» можно найти и в нашей жизни. Пусть реальные люди не настолько безжалостны, как героиня анализируемой песни, а потому не умерщвляют свои жертвы, но они не менее жестоки в моральном плане. Некоторые члены общества для «насыщения» собственных амбиций или для того, чтобы иметь мнимый «вес» в коллективе, обижают более слабых, пытаясь доказать этим, что они не самые последние люди в своём окружении. Парадоксально, что при этом мы зачастую сталкиваемся с философией толпы: большая часть свидетелей несправедливости переходит на сторону не обиженного, а обидчика, а другая часть предпочитает просто не замечать никакого конфликта.
Слайд 14Из литературных произведений, на мой взгляд, наиболее созвучна носовской песенке
басня И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок». Главные герои данного произведения
тоже вступили в подобный конфликт, физическая сила также стала последним аргументом в разговоре. Однако басенный злодей всё же поступил порядочнее героини песни: он вступил в спор с Ягнёнком, желая «делу дать... законный вид и толк», кроме того - «голодный рыскал Волк». Лягушка же съела кузнечика без долгих разговоров, даже не пытаясь придавать своему действию «законный вид и толк», вовсе не обязательно, что при этом она была голодна.
Слайд 15Заключение, как нами уже отмечалось, должно резюмировать всё рассуждение, перекликаясь
по смыслу с вводной частью. Поэтому и в данном случае
возможны три варианта его оформления:
Первый вариант (заканчиваем глобальной проблемой): На такие мысли натолкнула меня затронутая Н. Носовым в песне о кузнечике и лягушке проблема насилия.
Второй вариант (заканчиваем рассуждением об авторе): Вот какие глубокие мысли могут раскрыться при детальном анализе творчества детских писателей.
Третий вариант (заканчиваем жанром произведения): После написания данного сочинения я. наконец, понял значение выражения «глубокая философия детских песен».