Разделы презентаций


Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило,

Содержание

Изобразительное искусство Древней Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как

правило, равнодушен и к своей стране. Д.С. Лихачев

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Слайд 2Изобразительное искусство Древней Руси

Изобразительное искусство  Древней Руси

Слайд 4Мозаика
Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.

Мозаичными панно

украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии

в Киеве.

В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь».
В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

Интерьер Киевской Софии

Мозаика Алтаря Киевской Софии

МозаикаМозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы,

Слайд 5Фрески -
Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в

Новгороде. 1199
роспись растительными красками на сырой штукатурке

Фрески - Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199роспись растительными красками на сырой штукатурке

Слайд 6Иконы -
станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками.

Иконопись

нигде не была так популярна, как на Руси.

Иконы - станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на

Слайд 7Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые

закрывают алтарь.

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь.

Слайд 8 Особенно на Руси любили изображать Богоматерь.
Существовали различные

виды изображений Богоматери:
Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений Богоматери: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица

Слайд 9Тип иконы «Оранта»
(от лат. orans — молящийся) — один из основных типов

изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны

руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

Тип иконы «Оранта» (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и

Слайд 10
Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а

левой — держит свиток, реже — книгу.
Как правило, Богородица представлена в поясном

изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост.
Центром композиции является Христос, обращённый к зрителю, Основной смысл этого образа — явление в мир «небесного царя и судии».

Тип иконы
«Одигитрия»

К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская икона Божией матери, Тихвинская, Иверская, Казанская.

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу.Как правило, Богородица

Слайд 11Елеу́са (греч. милующая сострадающая), Умиление — один из основных типов изображения

Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом,

сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.



К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, ярославской и других.

Тип иконы
«Умиление»

Елеу́са (греч. милующая сострадающая), Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена

Слайд 12
Виды изображений Спасителя:

Виды изображений Спасителя:

Слайд 13Спас Нерукотворный
Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый

образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу.

Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.

Симон Ушаков

Спас  НерукотворныйЭто самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате,

Слайд 14Добрый пастырь
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись,

- Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь

пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.
Добрый  пастырьВторой древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от

Слайд 15Христос- Эммануил
Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил

(«С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано:

«И нарекут ему имя Эммануил»
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки.
В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.
Христос- ЭммануилМного трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в

Слайд 16Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого

канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель»).
Согласно канону, в левой руке Христа

– закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

Христос – Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель»).Согласно канону, в

Слайд 17Спас на Престоле
Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя

Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с

открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда.
Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой.
Спас на ПрестолеСпас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит

Слайд 18Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410


Особый вид Спаса на Престоле

– Спас в Силах – нашёл распространение в основном в

русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.
Спас в Силах.  Андрей Рублёв. 1410Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл

Слайд 19Спас Ярое око – икона середины 14 в.
В русской иконописи

периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот

лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч».
Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами.
Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.
Спас Ярое око – икона середины 14 в.В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас

Слайд 21Феофан Грек. Христос Вседержитель
Феофан Грек стремится передать святого в момент

религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.



Феофан Грек.  Христос ВседержительФеофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам

Слайд 22Фрески Феофана Грека
Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам

и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и

драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.
Фрески Феофана ГрекаФрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении

Слайд 23Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Слайд 24Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.


Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались

на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.
Святые Борис и Глеб.  Феофан Грек.  Житийная икона из Коломны. Особую популярность получают иконы с

Слайд 25Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского
Чудесное проявление божественной природы Христа,

ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией.

Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.
Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля ЗалесскогоЧудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь,

Слайд 26Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве
Три мастера –

Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали

Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина
Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в МосквеТри мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с

Слайд 27Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа

ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу,

а левый ангел (Бог-отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.

Рублёв «Троица»

Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос)

Слайд 28Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век
Черты, присущие

творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре:
Душевная просветлённость
Гармоническая красота колорита
Отсутствие трагический сцен

Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 векЧерты, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре:Душевная просветлённостьГармоническая

Слайд 29 (Д.С. Лихачев)
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое;

это – и любовь к своему городу, своей местности, к

памятникам её культуры, гордость своей историей
(Д.С. Лихачев) Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – и любовь к

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика