Слайд 1Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как
правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев
Слайд 2Изобразительное искусство
Древней Руси
Слайд 4Мозаика
Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды.
Мозаичными панно
украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии
в Киеве.
В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь».
В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.
Интерьер Киевской Софии
Мозаика Алтаря Киевской Софии
Слайд 5Фрески -
Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в
Новгороде. 1199
роспись растительными красками на сырой штукатурке
Слайд 6Иконы -
станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками.
Иконопись
нигде не была так популярна, как на Руси.
Слайд 7Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые
закрывают алтарь.
Слайд 8 Особенно на Руси любили изображать Богоматерь.
Существовали различные
виды изображений Богоматери:
Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия
Слайд 9Тип иконы «Оранта»
(от лат. orans — молящийся) — один из основных типов
изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны
руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.
Слайд 10
Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а
левой — держит свиток, реже — книгу.
Как правило, Богородица представлена в поясном
изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост.
Центром композиции является Христос, обращённый к зрителю, Основной смысл этого образа — явление в мир «небесного царя и судии».
Тип иконы
«Одигитрия»
К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская икона Божией матери, Тихвинская, Иверская, Казанская.
Слайд 11Елеу́са (греч. милующая сострадающая), Умиление — один из основных типов изображения
Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом,
сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, ярославской и других.
Тип иконы
«Умиление»
Слайд 13Спас
Нерукотворный
Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый
образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу.
Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.
Симон Ушаков
Слайд 14Добрый
пастырь
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись,
- Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь
пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.
Слайд 15Христос-
Эммануил
Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил
(«С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано:
«И нарекут ему имя Эммануил»
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки.
В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.
Слайд 16Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого
канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель»).
Согласно канону, в левой руке Христа
– закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.
Христос –
Пантократор
Слайд 17Спас на Престоле
Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя
Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с
открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда.
Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой.
Слайд 18Спас в Силах.
Андрей Рублёв. 1410
Особый вид Спаса на Престоле
– Спас в Силах – нашёл распространение в основном в
русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.
Слайд 19Спас Ярое око – икона середины 14 в.
В русской иконописи
периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот
лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч».
Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами.
Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.
Слайд 21Феофан Грек.
Христос Вседержитель
Феофан Грек стремится передать святого в момент
религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.
Слайд 22Фрески Феофана Грека
Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам
и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и
драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.
Слайд 23Феофан Грек
Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
Слайд 24Святые Борис и Глеб.
Феофан Грек.
Житийная икона из Коломны.
Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались
на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.
Слайд 25Феофан Грек «Преображение»
Икона из Переяславля Залесского
Чудесное проявление божественной природы Христа,
ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией.
Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.
Слайд 26Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве
Три мастера –
Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали
Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина
Слайд 27Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа
ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу,
а левый ангел (Бог-отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.
Рублёв «Троица»
Слайд 28Дионисий
Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век
Черты, присущие
творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре:
Душевная просветлённость
Гармоническая красота колорита
Отсутствие трагический сцен
Слайд 29
(Д.С. Лихачев)
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое;
это – и любовь к своему городу, своей местности, к
памятникам её культуры, гордость своей историей