Слайд 2Эссе
от французского "essai", англ. "essay", "assay" — попытка, проба, очерк;
от латинского "exagium" — взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень
("Опыты", 1580 г.).
Слайд 3Признаки эссе
рассуждение небольшого объема со свободной композицией.
Жанр критики и
публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы.
выражает индивидуальные впечатления и соображения
по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Слайд 4Эссе
самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть
предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Слайд 5Эссе должно содержать:
четкое изложение сути поставленной проблемы,
самостоятельно проведенный
анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого
в рамках дисциплины,
выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Слайд 6Виды эссе
анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме,
анализ материалов
из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей,
подробный разбор
предложенной задачи с развернутыми мнениями,
подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Слайд 7Тема эссе
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий,
ее цель — побуждать к размышлению.
Тема эссе должна содержать
в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.
Почему Россия до сих пор не вступила в Евросоюз?
Экономический кризис в странах Евросоюза: есть ли выход?
Как Евросоюз помогает бороться с коррупцией?
Слайд 8Построение эссе
это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое
основано на классической системе доказательств.
Слайд 9Введение
суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов,
связанных логически и стилистически.
очень важно правильно сформулировать вопрос, на который
вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
Слайд 10При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы:
«Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,
«Почему тема,
которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,
«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,
« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
Слайд 11Основная часть
теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
предполагает
развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из
имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.
важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.
Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
Слайд 12В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих
категорий:
причина — следствие,
общее — особенное,
форма — содержание,
часть
— целое,
постоянство — изменчивость.
Слайд 13Структурирование эссе
один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее
доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.
наполняя содержанием разделы аргументацией
(соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Слайд 14Подзаголовки
Хорошо проверенный способ построения любого эссе — использование подзаголовков
для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на
то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел).
Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
Слайд 15Заключение
обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области
ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит
пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Слайд 16Методы, рекомендуемые для составления заключения:
повторение, иллюстрация, цитата (но не
следует ей заканчивать), впечатляющее утверждение.
Заключение может содержать такой очень
важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Слайд 17
Доказательство
совокупность логических приемов обоснования истинности какого—либо суждения с помощью других
истинных и связанных с ним суждений.
доказательство или аргументация — это
рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Слайд 18Структура любого доказательства включает в себя три составляющие:
тезис,
аргументы
выводы
или оценочные суждения.
Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы
— это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Слайд 19
Аргументы обычно делятся на следующие группы:
Удостоверенные факты — фактический материал
(или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения
тенденций, а на их основании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
Слайд 20Методы аргументации
Подготовить самостоятельно
Слайд 21От чего зависит качество написания эссе?
исходный материал, который будет использован
(конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и
накопленный опыт по данной проблеме);
качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами)
Слайд 22Фактические данные
Все данные соотносятся с конкретным временем и местом.
Слайд 23
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания
и представления работы.
Цель должна определять действия.
Идеи, как и цели,
могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Слайд 24
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и
доказательство мнений.
Аргументация — ряд связанных между собой суждений, которые высказываются
для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Слайд 25
Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе
допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения).
Эссе
— это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше.
Слайд 26
На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства,
отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе
могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.
Слайд 27
Специфика жанра эссе:
* заголовок эссе не находится в прямой
зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться
отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого;
свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон;
* если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция;
* Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
Слайд 28Требования к эссе по социологии
1) Умение формулировать и объяснять проблемы
(которые явно или неявно присутствуют в выбранной Вами теме эссе)
с учетом специфики социологии, анализ, обосновать свои аргументы, выделить различные аспекты, решения проблемы).
2) Умение выстраивать теоретическую и эмпирическую (с помощью примеров) аргументацию своей позиции, привлекать для этих целей знание классических и современных социологических концепций.
Слайд 29
3)знание основных терминов и понятий и умение их корректного использования,
знание ключевых теорий, имен их авторов (корректно использовать термины и
понятия, знание соответствующих рассматриваемым проблемам концепций, подходов,теорий, имен их авторов, ключевых категорий).
4) Навык грамотной организации письменного текста (последовательность
изложения, аргументированность базовых положений, логичность ответа, наличие
примеров, иллюстрирующих свою позицию, отсутствие необоснованных отступлений).
Слайд 30
Навык грамотной организации письменного текста (последовательность изложения, аргументированность базовых положений,
логичность ответа, наличие примеров, иллюстрирующих свою позицию, отсутствие необоснованных отступлений).
Слайд 31
Объем – максимум 6 страниц, 14 шрифт, 1,5 интервал.