Разделы презентаций


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Содержание

Лекция 1. Историко-логические основания развития знаний об окружающем мире Основные понятияОбъект, предмет и цели изучения. Закономерности и специфика. Природа и науки. Содержание естественнонаучной картины мира.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Слайд 2Лекция 1. Историко-логические основания развития знаний об окружающем мире
Основные

понятия
Объект, предмет и цели изучения.
Закономерности и специфика.
Природа и

науки.
Содержание естественнонаучной картины мира.
Лекция 1. Историко-логические основания развития знаний об окружающем мире Основные понятияОбъект, предмет и цели изучения. Закономерности и

Слайд 3Объект исследования

Природа (живая и неживая), обладающая цикличностью, т. е.

природосообразными ритмами развития, отражающими, в частности, его известную спиральность.


Фрагмент

Объект исследования Природа (живая и неживая), обладающая цикличностью, т. е. природосообразными ритмами развития, отражающими, в частности, его

Слайд 4Предмет курса

Современная естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) как комплекс знаний

о природе, представленный в виде основополагающих идей, понятий, моделей или

концепций.
Предмет курса Современная естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) как комплекс знаний о природе, представленный в виде основополагающих идей,

Слайд 5ЕНКМ — это целостная система представлений об общих свойствах и

закономерностях природы, которая возникает в результате анализа и синтеза основных

естественнонаучных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.
ЕНКМ — это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, которая возникает в результате анализа

Слайд 6Природа — весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной.
Природа

(в узком смысле) — совокупность естественных условий существования и жизнедеятельности

человека.
Природа (в системе охраны окружающей среды) → «три природы»:
а) природа «первая» - естественная экосистема Земли;
б) природа «вторая» - преобразованные человеком экосистемы — поля, сады, пруды, виноградники и т. п.;
в) природа «третья» - искусственно созданные системы окружающей человека сферы — промышленная и бытовая техника, производственные интерьеры и т. д.
Природа — весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной. Природа (в узком смысле) — совокупность естественных условий

Слайд 7Понятие «естествознание»
Два подхода

Понятие «естествознание»Два подхода

Слайд 8Понятие: концепция (имеет две дефиниции):
1) система взглядов, то или иное

понимание явлений и процессов.
2) единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо

произведения, научного труда, исследования.

Концепция — совокупность наиболее существенных элементов теории, система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов, изложенные в конструктивной для понимания форме.
Понятие: концепция (имеет две дефиниции):1) система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов.2) единый определяющий замысел,

Слайд 9Метод естествознания - методология современного естественнонаучного исследования.
Цели данной дисциплины:
1.

Раскрытие современной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ).
2. Формирование и развитие концептуального

мышления личности (историко-логический подход).
Метод естествознания - методология современного естественнонаучного исследования. Цели данной дисциплины:1. Раскрытие современной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ).2. Формирование

Слайд 10Концептуальное мышление (в этой основе лежат три концепции:
1) системного подхода;


2) эволюции;
3) самоорганизации.

Концептуальное мышление (в этой основе лежат три концепции: 1) системного подхода; 2) эволюции; 3) самоорганизации.

Слайд 111) Системный подход ориентирует исследователя на системный целостный охват изучаемых

процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими

явлениями.
1) Системный подход ориентирует исследователя на системный целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и

Слайд 122) Концепция эволюции - рассматривает одну из форм развития в

природе и обществе: непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от

революции (быстрого, коренного, количественного изменения). Вносит в познание требования учета непрерывной изменчивости процессов, явлений как в предшествующем историческом развитии (в ретроспективе), так и на будущее (на перспективу).
2) Концепция эволюции - рассматривает одну из форм развития в природе и обществе: непрерывное, постепенное количественное изменение,

Слайд 133) концепция самоорганизации — раскрывает внутренние механизмы эволюции.

3) концепция самоорганизации — раскрывает внутренние механизмы эволюции.

Слайд 14
Культуры:
1. Естественнонаучная культура.
2. Гуманитарная культура
(включает искусство, литературу, философию, мораль

и просвещение.)

Культуры:1. Естественнонаучная культура.2. Гуманитарная культура (включает искусство, литературу, философию, мораль и просвещение.)

Слайд 15Правила научного познания
(правила Декарта):
1. Ничего не принимать за истинное,

что не представляется ясным и отчетливым.

2. Трудные вопросы делить на

несколько частей: начинать исследование с самых простых для познания вещей и восходить к познанию трудных и сложных.

3. Останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание.
Правила научного познания (правила Декарта):1. Ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым.2. Трудные

Слайд 16Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку, производство и

систематизацию объективных знаний об окружающем мире.
Наука — это и

совокупность самих знаний, отвечающих определенным критериям.
Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку, производство и систематизацию объективных знаний об окружающем мире. Наука

Слайд 17Наука сформировалась в XVI–XVIII вв. Активно развиваясь, к началу XVIII в. заняла

доминирующее место в культуре человеческой деятельности.
В начале XIX в. развитие

науки зависело от развития производства, к концу столетия: развитие науки стало предшествовать развитию производства.
В ХХ в. объем научной информации удваивался каждые 10–15 лет.
В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные.
Наука сформировалась в XVI–XVIII вв. Активно развиваясь, к началу XVIII в. заняла доминирующее место в культуре человеческой деятельности. В

Слайд 18Науки: естественные, гуманитарные, технические
К естественным наукам относят физику, химию, биологию,

космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует

множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д.).
Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем [1] и Э.Г. Дюбуа-Реймоном [2].

Науки: естественные, гуманитарные, техническиеК естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию.

Слайд 19
Две из этих загадок относятся к физике.
Сущность материи и

силы.
Происхождение движения.

Две загадки относятся к биологии:
Происхождение жизни.
Целесоообразность природы.

Три

загадки относятся к психологии:
Возникновение ощущения и сознания
Возникновение мышления и речи
Свобода воли
Две из этих загадок относятся к физике. Сущность материи и силы.Происхождение движения. Две загадки относятся к биологии:Происхождение

Слайд 20Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но

в нём есть и определенная упорядоченность, иерархичность.
В середине 19-го

века немецкий химик Кекуле составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности (а точнее, по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).
Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нём есть и определенная упорядоченность, иерархичность.

Слайд 21Современные идеи (теории) и достижения науки
Специальная теория относительности (А. Эйнштейн,

1905 г.);
Общая теория относительности (А.Эйнштейн, 1915 г.);
Теория квантовой механики 1925-26

гг. (де Бройль, Шредингер, Гейзенберг); [1929, 1933, 1932 гг.]
Современные идеи (теории) и достижения наукиСпециальная теория относительности (А. Эйнштейн, 1905 г.);Общая теория относительности (А.Эйнштейн, 1915 г.);Теория

Слайд 22Современные идеи (теории) и достижения науки
4. Теория «Большого взрыва» Г.

Гамов (1948 г.). Согласно теории наша Вселенная расширяется уже ≈15

млрд лет.

Эры формирования Вселенной:
1. Эра адронов – тяжелых частиц (нарушение симметрии, равенство частиц и античастиц);
2. Эра лептонов – легких частиц (до 10 с, Т= от 1010 К до 1012 К);
3. Эра радиации - 70 млн лет. Т понижается до 300 К.
4. Эра вещества. Образование маленьких и больших газовых облаков, состоящих из элементарных частиц, атомов водорода и гелия.


Современные идеи (теории) и достижения науки4. Теория «Большого взрыва» Г. Гамов (1948 г.). Согласно теории наша Вселенная

Слайд 23Современные идеи (теории) и достижения науки
5. Синергетика - теория самоорганизации

в неравновесных сложных системах (физических, биологических, социальных, психологических).
Г.Хакен о механизме

кооперативных процессов, происходящих в лазере («синергетика»). 1973 г.
И.Пригожин о диссипативных системах. 1977 г.


Современные идеи (теории) и достижения науки5. Синергетика - теория самоорганизации в неравновесных сложных системах (физических, биологических, социальных,

Слайд 24Примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей

теории развития.
Синергетика – новое направление междисциплинарных научных исследований процессов возникновения

порядка из беспорядка (самоорганизации) в открытых системах физической, химической, биологической и другой природы. Существенную роль в процессе научной интеграции выполняют такие общенаучные методы исследования, как математизация, разработка принципов системных исследований, использование новейших И.Т.
Примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей теории развития. Синергетика – новое направление междисциплинарных научных

Слайд 25Характеристика самоорганизующихся систем
Самоорганизация  это процесс перестройки структуры системы и

перехода ее на более высокий уровень упорядоченности за счет внешнего

неспецифического воздействия.
Область знания, изучающая процессы самоорганизации систем, называется синергетикой.
Характеристика самоорганизующихся системСамоорганизация  это процесс перестройки структуры системы и перехода ее на более высокий уровень упорядоченности

Слайд 26 Открытость системы
(Диссипативность)
Неравновесная
Нелинейность
Положительная обратная связь (стабильное

и динамическое развитие системы является неустойчивым).

Условия для самоорганизации:

Открытость системы (Диссипативность)Неравновесная Нелинейность Положительная обратная связь (стабильное и динамическое развитие системы является неустойчивым).Условия для самоорганизации:

Слайд 27Основные понятия синергетики:
Бифуркация (раздвоение);
Аттрактор — близко к понятию «цель»;
Хаос;
Детерминированный хаос;
Диссипативная

структура;
Фрактал (вложенные объекты);
Случайность;
«Стрела времени» - (неподчинение статическим законам: процесс (скачок)).

Основные понятия синергетики:Бифуркация (раздвоение);Аттрактор — близко к понятию «цель»;Хаос;Детерминированный хаос;Диссипативная структура;Фрактал (вложенные объекты);Случайность;«Стрела времени» - (неподчинение статическим

Слайд 28Устойчивость и равновесие – это тупики эволюции (нет развития).

Развитие идей

идет через точку бифуркации (точку выбора), через случайность.

Возникает новое

миропонимание, которое ведет к отказу от детерминизма.
Устойчивость и равновесие – это тупики эволюции (нет развития).Развитие идей идет через точку бифуркации (точку выбора), через

Слайд 29Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире,

его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных

естественнонаучных теорий.
Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней происходят качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира.
Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в

Слайд 30Виды и уровни материи:
На современном этапе развития естествознания различают следующие

виды материи:
вещество;
физическое поле;
физический вакуум.
уровни материи: микромир, макромир и

мегамир.

Виды и уровни материи:На современном этапе развития естествознания различают следующие виды материи: вещество;физическое поле;физический вакуум. уровни материи:

Слайд 31Микромир
Элементарные частицы (атомы, молекулы) – размеры < 10-8 –

10-9 м;
Ядра атомов 10-15 м

Взаимодействие: сильное, слабое и электромагнитное

Микромир Элементарные частицы (атомы, молекулы) – размеры < 10-8 – 10-9 м;Ядра атомов 10-15 мВзаимодействие: сильное, слабое

Слайд 32Макромир
Объекты 10-9 – 108 м.

Взаимодействие: электромагнитное и гравитационное

МакромирОбъекты 10-9 – 108 м.Взаимодействие: электромагнитное и гравитационное

Слайд 33Мегамир
Космические объекты > 108 м.
Взаимодействие: гравитационное

Формы материи:
Видимая материя –

4 %
Темная материя – 23 %
Темная энергия – 73 %

МегамирКосмические объекты > 108 м.Взаимодействие: гравитационноеФормы материи: Видимая материя – 4 %Темная материя – 23 %Темная энергия

Слайд 341929 г. астрофизик Хаббл обнаружил «красное смещение» спектральных линий излучения

от удаленных галактик
Скорость разбегания галактик V:
V = H∙L
H –

постоянная Хаббла;
L – расстояние между галактиками.
Время жизни галактики
t = L / V; t = H-1

1929 г. астрофизик Хаббл обнаружил «красное смещение» спектральных линий излучения от удаленных галактик Скорость разбегания галактик V:V

Слайд 35Границы применимости физических теорий

Границы применимости физических теорий

Слайд 36Выводы:
1. В мегамире определяющим является гравитационное взаимодействие
2. В макромире –

электромагнитное взаимодействие и незначительная роль – гравитационного
3. В микромире –

сильное и слабое взаимодействие
4. Если частицы движутся со скоростями до 0,5 с, то работает квантовая механика. В релятивистской механике не работают законы Ньютона и др.
Выводы:1. В мегамире определяющим является гравитационное взаимодействие2. В макромире – электромагнитное взаимодействие и незначительная роль – гравитационного3.

Слайд 37Вещество представляет собой основной вид материи, обладающий массой покоя. К

вещественным объектам относят: элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные

из них материальные объекты. Свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия атомов и молекул, что и обусловливает различные агрегатные состояния веществ.
Физическое поле представляет собой особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям исследователи относят: электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, волновые поля, соответствующие различным частицам. Источником физических полей являются частицы.
Физический вакуум – это низшее энергетическое состояние квантового поля. Этот термин был введен в квантовую теорию поля для объяснения некоторых процессов. Среднее число частиц – квантов поля – в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время.
Вещество представляет собой основной вид материи, обладающий массой покоя. К вещественным объектам относят: элементарные частицы, атомы, молекулы

Слайд 38Контрольные вопросы:
1. Объект, предмет и методы естествознания.
2. Цели введения данной

дисциплины.
3. Объем и содержание основные понятий.
4. Что такое концептуальное мышление.
5.

Соотношение естественно-научной и гуманитарных культур.
6. Найти фрагмент по взаимодействию этих видов культур.
Контрольные вопросы:1. Объект, предмет и методы естествознания.2. Цели введения данной дисциплины.3. Объем и содержание основные понятий.4. Что

Слайд 39СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика