Слайд 1Импрессионизм как стилевая манера
Этапы биографии и творчества
А. А. Фета
Слайд 3 Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков,
зародившееся во Франции, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы,
которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Слайд 4 Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872,музей Мармоттан Моне, Париж.
Слайд 5Огюст Ренуар, Лягушатник,
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Слайд 6Эдгар Дега, Голубые танцовщицы,
1897 , ГМИИ им. Пушкина, Москва
Слайд 7Женщины в саду, Моне, 1866,Музей Орсе, Париж
Слайд 8Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876,Музей Орсе, Париж
Слайд 9Любовь и природа — любимые темы А. Фета. Неброская
красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые
ее переходные состояния: как художник-пейзажист он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.
Для поэта природа — источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(«Вечер»)
Слайд 10Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим
много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и
ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину...
Строки стихотворений «Печальная береза...», «Чудная картина...», «Осень», «Я пришел к тебе с приветом...» убеждают читателей в этом.
Слайд 11 Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце
встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся,
веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Слайд 12«Я пришел к тебе с приветом...»
Стихотворение это —
одно из ранних у Фета и одно из самых популярных.
Впервые оно напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.
Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная. А от стихотворения Фета веет свежестью и новизною, оно ни на что не похоже.
Начальные слова «Я пришел к тебе с приветом...» как раз благодаря их случайности, невыверенности кажутся особенно органичными и естественными для живой речи.
Слайд 13Стихотворение кончается словами:
...не знаю сам, что буду
Петь, — но только
песня зреет.
Эти слова тоже о непреднамеренности, естественности поэтического слова.
Предметы внешнего
мира и чувства героя соотносятся, и все это находится в движении: радость героя – мир, залитый солнцем, — проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, — человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, — зреющая в душе торжественная песня. Таков стройный, цельный сюжетный ряд фетовского стихотворения.
Слайд 14Концовка. Фет придавал большое значение концовке, считал, что в концовке
должна сосредоточиваться вся сила стихотворения она должна быть такой, чтобы
к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такова концовка стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…». Она подлинно завершает лирический сюжет. Любовь и радость разрешаются песней. Песня — это высший взлет высшая точка радости. Для песни еще нет слов, но она уже есть, она просится наружу. В этом смысл финала; смысл этот вытекает и всего содержания и ставит в нем последнюю точку.