Слайд 1Методика преодоления заикания А.В. Ястребовой
Слайд 2Кандидат педагогических наук, профессор педагогики и психологии Академии работников образования.
Около
40 лет А. В. Ястребова занималась исследовательской и научно-методической работой
в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР (РСФСР), руководимой Р. Е. Левиной. Разрабатывала вопросы изучения и коррекции таких сложных форм речевой патологии, как заикание и алалия, изучала причины неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ с различными формами первичной речевой патологии. Исследования А. В. Ястребовой сыграли существенную роль в разработке путей коррекции недостатков устной и письменной речи у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Ястребова Алла Васильевна
Слайд 3В основе системы А.В. Ястребовой лежит идея о преодолении заикания путем работы
над интонацией, над развитием умения вслушиваться в чужую речь и
передавать в своей речи соответствующую интонацию. Выразительная речь требует от заикающегося умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса.
Слайд 4 А.В. Ястребова, исследовав состояние устной и письменной речи заикающихся школьников
1-4 классов массовых школ, выделила две категории детей:
Учащие с высоким
и нормальным речевым развитием
Учащиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие
Слайд 5 Справляются с делением простых, нераспространенных и распространенных
предложений на слова, свободно выделяют любой звук в слове, производят
анализ звукового состава слов. Словарный запас разнообразен и богат. Свободно оперируют большим количеством понятий и представлений, использую в активной речи слова-обобщения. Фраза развернутая, сложная. Отличаются высокой грамотностью. Легко усваивают правила правописания и активно применяют их на письме.
Первая категория детей
Слайд 6 Недостатки произношения, выражающиеся в отсутствии, замене или смешении звуков.
Это отображается и на письме. Недостаточно ясно представляют, что такое
«предложение», «слово», «слог», «звук». Трудность представляют для детей выделение отдельных звуков в слове. В самостоятельной речи пользуются общеизвестными словами и выражениями. Многие слова известны в приблизительном, неточном значении.
Вторая категория детей
Слайд 7Работа в группах заикающихся с проявлениями недоразвития речи планируется в
двух основных направлениях:
Всестороннее развитие всех компонентов речи
Упорядочения темпа и плавности,
воспитания выразительности речи
Логопедические занятия с этими детьми продолжаются не менее 6 месяцев
Слайд 8Автор выделяет 3 периода обучения:
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Первый период логопедический
занятий имеет своей целью уточнение, развитие и расширение пассивных знаний:
Словарного
запаса;
Навыка анализа звукового состава слов;
Навыка в области грамматического строя речи;
Интонационной выразительности в процессе работы над темпом и плавностью.
Слайд 9В течение первого периода занятий проводились следующие виды работ по
упорядочению темпа и плавности:
упражнения в артикуляции гласных;
речевом дыхании;
грамматическом ударении;
слитном произнесении
отдельных звуков и слов во фразе из 2-3х слов с предлогом;
логическом ударении;
грамматическом ударении;
самостоятельные вопросы и ответы по прочитанному тексту
чтение текста с соблюдением пройденных правил плавной, ритмичной, четкой, выразительной речи.
Слайд 10В первом периоде работа по формированию грамматических знаний содержит:
Правильное построение
предложений из 2-3 слов с предлогом;
Прямое дополнение;
Единственное и множественное число
существительных и глаголов;
Предлоги в, на, к, от;
Вопросы к словам в предложении, обозначающим предмет и действие предмета;
Родовые окончания.
Слайд 11Задание
Выполни работу наборщика.
Логопед объясняет учащимся значение слова «наборщики».
Дежурный раздает конверты с набором букв разрезной азбуки (а, о,
а, р, к, т, с). Учащимся дается задание сложить за 10 минут из имеющихся букв как можно больше слов. Составленное слово нужно сразу же записать, в тетрадь. Слова пишутся в строчку через запятую. В ходе выполнения работы логопед задает учащимся вопросы. «Сколько слов ты уже набрал? Какое слово по счету ты пишешь? На какую букву начинается второе из записанных тобой слов?» и т. д. По истечении 10 минут логопед проверяет правильность выполнения задания.
Примеры заданий
Слайд 12Задание. Слоговая таблица.
На доске начерчена слоговая таблица.
Учащимся предлагается
в течение 10 минут составить и написать двусложные слова. После
окончания работы учащиеся выполняют предлагаемые им задания: «Скажи, сколько слов ты написал, и прочитай их. Прочитай слова, начинающиеся с одного и того же слога. Прочитай слова, оканчивающиеся на один и тот же слог».
Задание. Работай со словарем.
Учащимся дается задание открыть словарь на букву о и прочитать четыре существительных, столько же глаголов и слов, относящихся к другим частям речи.
Слайд 13Задание. Прочти стихотворение (на время).
Ералаш.
Злой кабан сидел на
ветке. Пароход томился в клетке. Дикобраз давал гудки. Соловей точил
клыки. Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила.
Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во дворе. Телевизор удит рыбу. Дед вспорхнул и сел на глыбу. Чиж купил пальто и зонт. Строгий дядя сдан в ремонт.
Слайд 14ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:
Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания
в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной
речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений.
Логопедическая работа строится с целью активизации полученных знаний в области словарного состава, грамматического строя.
Слайд 15дальнейшее уточнение и расширение и активного, а также пассивного словаря,
запаса понятий и представлений учащихся;
упражнения в словообразовании и словоизменении:
-родственные слова;
-
образование новой формы слова (с помощью приставок, суффиксов и т.д.)
- слова- признаки предмета, выделение противоположного качества,
- слова – обобщения
Словарная работа во втором периоде предусматривает
Слайд 16В течение всего второго периода развивают и закрепляют навык активного
наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи.
На первое место выступают
наблюдения над морфологическим составом слова.
Логопед направляет внимание на особенности интонации при перечислении, при произнесении предложений с однородными членами, прямой и косвенной речью и т.д.
В процессе логопедических занятий второго периода, так же как и первого, проводится большая воспитательная работа, предусматривающая развитие и закрепление у детей целенаправленности, настойчивости и упорства в достижении цели, прилежания и т.д.
Слайд 17Каждое занятие делится на две части, способствующие развитию
активной и
пассивной речи:
Учащиеся в различных упражнениях, осуществляемых на элементарном, бесспорно доступном
и в грамматическом, и в лексическом отношении материале, закрепляют навык спокойной, неторопливой, плавной, четкой и выразительной речи.
Логопед путем чтения, рассказа по картине, беседы организует наблюдение учащихся над звуковой и интонационной стороной языка, пополняет и расширяет словарный запас
Слайд 18Задание. Найди сбежавшие числа.
Логопед делает на доске такую запись:
х=16. По его просьбе дети воспроизводят ее, в своих тетрадях.
Затем логопед говорит: «Из примера сбежали числа. Остались знак умножения и равенство, цифры один и шесть. Найдите сбежавшие числа».
Вызванный к доске ученик пишет и одновременно называет сбежавшие числа, а затем читает весь пример. Возможная речь ученика: «Сбежали числа два и восемь, их произведение равно шестнадцати».
Примеры заданий
Слайд 19Задание Расположи строчки стихотворения в правильном порядке.
Дежурный раздает учащимся
конверты с полосками, на каждой из которых написана строка из
стихотворения А. Барто «Докладчик».
Докладчик.
Выступал докладчик юный, Говорил он о труде Он докладывал с трибуны: — Нужен труд всегда, везде.
Нам велит трудиться школа, Учит этому отряд.
—Подними бумажки с пола!— Крикнул кто-то из ребят
+Но гут докладчик морщится: — На это есть уборщица!
Учащимся предлагается составить из этих строк стихотворение. Во время выполнения работы логопед организует и направляет помощь учащихся друг другу.
Слайд 20Задание. Сосчитай количество ног у животных.
Логопед просит детей задавать
друг другу вопросы, касающиеся количества ног у разных видов животных
и птиц.
Задание. Закончи стихотворение, используя набор букв.
Бегемот.
В зоопарке бегемот Проглотил ежа. И вот Целый день все доктора (щ, у, т, и, б, е, е, а, о, о, ж, д, г, н).
Слайд 21ТРЕТИЙ заключительный ПЕРИОД
Является закономерным продолжением закрепления, углубления, совершенствования навыка плавной,
ритмичной, выразительной речи, наблюдения над звуковой и интонационной стороной языка,
а также приобретенных практических навыков в собственной речи учащихся.
Слайд 22
Самостоятельное составление рассказа по опорным словам, деформированному тексту, картинке, серии
картин;
самостоятельный пересказ текста, прочитанного логопедом, самим учащимся, придумывание окончания рассказа;
самостоятельный
рассказ о виденном, пережитом, на заданною тему;
диалоги на различные темы;
Драматизация стихотворений, басен, рассказов;
Разговор по телефону;
Самостоятельное чтение текста любой трудности и т.д.
Выдвигается требование полной самостоятельности:
Слайд 23 В течении всего периода обучения и особенно на
заключительных этапах логопед внимательно следит, чтобы дети соблюдали:
Правила речевого дыхания;
четко
артикулировали все звуки;
выдерживали паузу;
интонацию;
слитность произнесения смыслового отрезка;
неторопливый темп;
грамматически правильно оформляли свои мысли.
Слайд 24 Таким образом, система логопедических занятий А.В. Ястребовой заключается во всестороннем
развитии всех компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) наряду с работой
над плавностью и темпом у детей второй категории.