Слайд 1Тема: «Девиантное поведение.
Профилактика девиантного поведения»
Нт-102 СПП ОЗО ФПП
Куличкова
Татьна Владимировна
Слайд 2Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то
есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в
обществе правовым или нравственным нормам.
Слайд 3Предпосылки асоциального поведения
Слайд 4Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг):
- ребенок
плаксив и раздражителен
- непоседлив
- часто ссорится с другими детьми
- капризничает за столом
- долго не засыпает
- не может одеваться самостоятельно
- не может слушать других, постоянно перебивает
- не доводит начатое до конца
- характерны перепады настроения, вспышки гнева
- принимает поспешные решения
- возникают проблемы с успеваемостью
- проявление эгоизма
- проблемы с милицией
- психология наплевательства
- сквернословит
- выкрикивает с места на уроках
- низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них
- выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка
- бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных
- они плохо успевают, необщительны
Слайд 5Дети «группы риска» -
категория детей, которая в
силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным
внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 6Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
-Неполная
семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа
(либо вообще бабушка с дедушкой).
- Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках.
-В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
- семьи с «алкогольным бытом»
-Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Слайд 7Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной
клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Слайд 8Профилактика девиантного поведения
Слайд 9 Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных
мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и
условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
Слайд 10Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные
на:
1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных
индивидов и групп риска;
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Слайд 11Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении
контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального
реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
-формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
-закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
-вырабатывание навыков адекватного поведения.
-обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
-развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Слайд 12Методы коррекции поведения
должны быть основаны на организации деятельности, интересной
ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного
возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
-коммуникативные и подвижные игры;
-разыгрывание «трудных ситуаций»;
-ритмические игры со словами;
-музицирование и танцы;
-чтение и обсуждение сказок.
Слайд 13
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается
в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за
просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
.
Слайд 14Основные цели профилактики:
- Формирование желания вести здоровый образ жизни
и сокращение доли детей, охваченной асоциальными проявлениями;
- Формирование мотивации
на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;
- Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д).
- Формирование навыков справляться со стрессами;
- Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения
- Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные
Слайд 15Социально-профилактический подход
в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию
причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления.
Сущностью этого
подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Слайд 16Система профилактики девиантного поведения детей включает в себя меры:
- создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные
педагоги, психологи, медики и др.);
- создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
- создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми;
- организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.
- информационно-просветительскую работу.