Слайд 2Раздражители – все, что действует на органы чувств, и может
вызвать возбуждение в нервных клетках
раздражители
внутренние
Химические
(гормоны,
пит.в-ва, СО2)
Боль во внутр.
органах
Рецепторы мышц
внешние
Безусловные
Механические
(нажим,
поглаживание);
Пищевые
(лакомство)
Условные
Команды
Жесты
Запах человека
Запах наркотика
…
Слайд 3Восприятие внешних раздражителей происходит с помощью:
Обонятельного анализатора
Вкусового анализатора
Кожного анализатора
Слухового анализатора
Зрительного
анализатора
Слайд 4Обоняние
Обоняние – обеспечивает преимущественную ориентацию собаки
Тонкая чувствительность к запахам наследуется,
формируется условиями жизни и поддается тренировке
Чувствительность к запахам у собак
в 11500 раз больше, чем у человека
Особая чувствительность к запахам, связанным с условиями хищной жизни: крови, мясу, моче, поту
Слайд 5Вкусовой анализатор
Восприятие химических веществ, попадающих в рот
Оценка качества и вкуса
пищи
Слайд 6Чувствительность кожи
Кожа – комплексный орган чувств, т.к. в ней находятся
различные рецепторы, настроенные на восприятие разных раздражителей
Тепло
Холод
Давление
Касание
Болевые ощущения при повреждениях
Слайд 7Слуховой анализатор
Слуховые проходы открываются на 6-8 день жизни
Воспринимает звуковые волны,
четко различает различные звуки, шумы.
Для восприятия доступен ультразвуковой диапазон волн
У
собак очень чувствителен – шорохи слышит с расстояния 24 м
Орать нет никакой необходимости
Очень важна интонация – благодаря ей собака воспринимает команду, как важный раздражитель, или нет.
Слайд 8Зрительный анализатор
Глаза открываются на 11-13 день жизни
Восприятие световых волн, различение
формы, величины, подвижности предметов, расположения их в пространстве
Обычно граница видимости
– 200-300 м
Одинаковая одежда дрессировщиков может ввести собаку в заблуждение
Слайд 9Анализаторы
Анализаторы – сложные нервные образования, обеспечивающие восприятие сигналов извне, кодировку
их в виде нервных импульсов и анализ ощущений в коре
головного мозга.
Состав:
орган чувств
нерв
чувствительная зона коры головного мозга
Слайд 10Аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга
Различные чувствительные зоны коры
находятся в тесной взаимосвязи между собой – кора – единое
целое
Аналитическая и синтетическая деятельность коры неразрывно связаны между собой, протекают одновременно, что способствует совершенствованию условных рефлексов при обучении
Слайд 11Обучение
В начале формирования условного рефлекса на команду преобладает синтетическая деятельность
коры (соединение сигнального раздражителя с определенной ответной реакцией).
Дрессировщик дает
сразу комплекс раздражителей (команда, наклон, нажим, показ лакомства…), собака при этом может сесть, лечь, вскочить… Если она садится, то подогнув ногу или в неправильном направлении
Слайд 12Отрабатывая навык дальше, добиваются все более точного исполнения команды.
На
последующих этапах дрессировки преобладает аналитическая деятельность коры головного мозга
Дрессировщик дает
только команду, но уже не поворачивает корпус, не наклоняется, не показывает лакомство…
Подкрепляется только правильная ответная реакция собаки – посадка параллельная дрессировщику, без подогнутой ноги, без продвижения….
Слайд 13 Если постоянно работать в упрощенных условиях (только на одной площадке,
только на одних снарядах, только на один аппортировочный предмет, только
с одним фигурантом….), то анализа новых раздражителей в коре не происходит,
синтетическая деятельность оказывается замкнутой на уже знакомые собаке раздражители,
что приводит к отказу работать в других условиях
Слайд 14Правила применения раздражителей при дрессировке
Условные (сигнальные) раздражители бывают нужные нам
и ненужные, ответ на которые мы не планировали сформировать, но
тем не менее сформировали. Ненужные:
Пространственные (площадка, кухня)
Временные (дрессировка только в 7 часов вечера)
На особенности дрессировщика (одежда)
Слайд 15Команды
Комплекс звуков, всегда постоянных!!!
Нельзя уговаривать собаку и путать ее потоком
слов
Важны тембр, громкость, интонации
Разные команды должны подаваться с разными интонациями
(приказ, угроза, одобрение, любовь)
Слайд 16Жесты
Используются реже: в IPO только в одном навыке части
А – в начале работы, в одном навыке части В
– посыл вперед, и в одном навыке части С – обыск. В ОКД – в каждом навыке, кроме движения рядом.
Должны подаваться однообразно и четко
Обычно первоначально вырабатывается одновременно со звуковой командой
В начале формирования навыка жесты сопровождаются движениями корпуса дрессировщика (поворотами, наклонами, приседаниями), затем оставляем только руки
Слайд 17Запахи
Наибольшая чувствительность – к жиропоту человека или животного
Следить, чтобы
не было связи со зрительными сигналами (отпечатков ног, сломанных веток…)
НЕЛЬЗЯ
на одном занятии работать на 2 разных запаха
Работа по запаху требует от собаки очень большой концентрации, следить, чтобы не наступило утомление
Систематическая тренировка дает самый лучший результат
Слайд 18Условные подкрепляющие раздражители
Команда «хорошо», «браво», «молодец»,….
Звук кликера
Вначале вырабатывается положительная реакция
на условное подкрепление, потом его можно использовать в качестве поощрения
Вы
получаете возможность похвалить собаку на расстоянии, дать ей понять, что она поступает правильно.
Важно применять ОЧЕНЬ точно.
Слайд 19Подкрепляющие раздражители (положительные)
Положительные – лакомство, ласка, игра. Если совпадают с
нужным действием, то увеличивается вероятность появления этого действия.
Должно применяться в
момент действия или сразу после него, оно дает воспитаннику информацию о том, что именно является нужным действием, поэтому нельзя запаздывать
Размер кусочков лакомства – минимальный (задача дрессировать, а не кормить)
За трудную работу кусочек должен быть больше
Слайд 20Режим подкрепления
В начале формирования навыка подкрепление должно быть 100% (идет
синтез)
При шлифовке навыка – в случайном порядке, это резко усиливает
заинтересованность ученика и толкает его на эксперименты
Это дает дрессировщику возможность поощрять только самое правильное, самое быстрое, самое четкое, самое радостное исполнение
Научиться правильно и вовремя хвалить – основная задача дрессировщика!
Слайд 21Отрицательные раздражители
Наказания, рывки, падения, драки
Если они совпадают с каким-либо действием,
то вызывают стремление избегать его
Наказание эффективно в момент преступления! Или
до него.
Строго дозировать. Цель их использования – показать, что правильно, и что не правильно
Тренер должен научить дрессировщика правильно применять подкрепляющие раздражители (игра по типу «горячо-холодно»)
Слайд 22Нейронные механизмы поведения
обучение команде «Ко мне»
Внешние
Условия
Площадка
Голод
Колбаса
Враг
Сигнальный
раздражитель
Команда
Ко мне
Подойти быстро,
медленно,
подраться
Выработка
программы
+
Прогноз
Результата
Я
ему покажу,
кто тут главный!
В лакомстве
В ласке
Самоутверждении
Потребности
Афферентный синтез
Память
Всегда
хвалили
Подерусь
решение
драка
Действие
Результат
(лупят)
Параметры
результата
(меня унизили)
Слайд 23Нейронные механизмы поведения
обучение прыжку через барьер
Внешние
Условия
Площадка
Голод
Колбаса
Сигнальный
раздражитель
Команда
Барьер
Не прыгать,
Прыгать
С разбега
Ласточкой
С опорой
Выработка
программы
+
Прогноз
Результата
лакомство
В
лакомстве
В ласке
Самосохранении
Потребности
Афферентный синтез
Память
Всегда
дают
вкусное
оббегу
решение
оббегает
Действие
Результат
(ругают)
Параметры
результата
(лакомство не дают,
обидно)
Слайд 24Если дрессировщик поступает неправильно:
Он может резко усложнить условия (увеличить высоту
барьера), собака будет пытаться реализовать старые программы, ее действия будут
неэффективными (боль, неподкрепление лакомством), что привет к отказу от работы
Вместо пищевой мотивации за счет падений может появиться более сильная мотивация в самосохранении, собака будет избегать барьера
Если не следить за внешними раздражителями, может сформироваться мотивация, не имеющая отношения к барьеру (агрессия на врага, игра с друзьями), собака не будет работать
Если собака насыщается, пропадает пищевая мотивация, дрессировка будет не эффективной
Слайд 2595% ОШИБОК ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ НАХОДИТСЯ НА КОНЦЕ ПРИСТЕГНУТОГО К НЕЙ
ПОВОДКА