Слайд 2 Якутские поселения делились по сезонному признаку на
зимние и летние. Летники ставились на местах, удобных для выпаса
скота, и были более крупными, чем зимники.
Якутские поселения делились по сезонному признаку на зимние и летние. Летники ставились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники.
Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт.
Слайд 3Якутская усадьба состояла из жилой постройки и нескольких хозяйственных построек.
В пределах усадьбы строились загоны для лошадей.
Макет якутской усадьбы.
Слайд 4Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы — cэргэ.
Слайд 5 Сергэ – это различные простейшей
конструкции деревянные сооружения хозяйственного или ритуального назначения. По своему назначению
сэргэ можно разделить на три группы: надворные коновязи, культовые и ритуальные сэргэ.
Слайд 6 Надворные сэргэ представляло собой столб длиной
до 200 – 270 см., диаметром примерно от 20 до
50 см. В верхней его части делалась выемка, называвшаяся мооньох. Вокруг шейки сэргэ украшались резным геометрическим орнаментом. На вершине ставились вырезанная из дерева голова коня, ромбик, шар и крест. К надворным сэргэ привязывали лошадей. Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций. Например, и ныне существующий традиционный якутский праздник ысыах. Все эти обряды, обычаи традиции сопровождались применением коновязных столбов – сэргэ. Ритуальные сэргэ ставили в соответствии с различными ритуалами. Так, в честь божества рогатого скота с соответствующими ритуалами ставили сэргэ, называемое «Ынахсыт сэргэтэ». Оно никогда не использовалось в качестве коновязи.
Слайд 7 Балаган – один из древних типов
жилищ якутов. У богатых балаганы отличались большими размерами и часто
имели пристройку – хотон (хлев для скота). В бедных балаганы были ниже и меньше по площади основания. Это – невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Балаган имел нечетное количество окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырем, последом теленка…Печь камельковая находилась на северной половине дома в углу. Вдоль стен располагались нары. Двери выходили на восток.
Слайд 8 Ампаар дьиэ – многоугольный (6-8) срубный дом,
являлся сезонным летним жилищем якутов. Нижние венцы сруба до 6-8
возводились вертикально затем, постепенно суживаясь, переходили в земляную, слегка выпуклую крышу. Открытый очаг находился в центре жилища.
Слайд 9 Ураса – летнее жилище якутов. Ураса
была довольно большим сооружением. Диаметр ее в среднем достигал 10
м., высота 11-12 м. Конструктивное устройство было несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опирались на круглый остов – обруч. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч покрывались резным орнаментом, нанесенным якутским ножом. Ураса покрывалась берестой. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами.
Слайд 10 В прошлом якуты были, в основном
скотоводами и поэтому их хозяйственные и надворные постройки были связаны
именно с этим видом деятельности.
Это, прежде всего, зимний хлев (хотон) – упрощенный тип балагана. На зиму его обмазывали глиной с толстым слоем навоза. Через окно выбрасывали навоз, пол был из бревен.
Слайд 11 Летний хлев (титиик) сооружали в стороне
от жилых помещений, т.е за пределами усадеб. Щели на стенах
между бревнами не обмазывали для лучшего проветривания. В большинстве своем были 4-угольные, но могли быть и многоугольными. Помимо крупного рогатого скота якуты разводили лошадей, для которых вблизи от дома строили крытый загон – в целях защиты от метелей, снежных заносов и атмосферных осадков. Изгородь (кюрюё, бютэй)– разнообразие и широкое применение ее является одним из основных признаков оседлого характера якутского скотоводства. Система огораживания освобождала человека от необходимости постоянного присмотра за скотом в условиях ограниченных земельных угодий Якутии.
Слайд 13 Различные типы изгородей применялись в зависимости от
назначения и важности охраняемого городьбой объекта. Амбар – надворная постройка
для хранения вещей и продуктов питания. Амбары были различной конструкции, начиная с простейших четырехугольных срубов, где в основном хранили вещи и двухэтажными амбарами для хранения зерна.
Слайд 14 С приходом русских якуты стали заниматься
также и земледелием, и начали стоить мельницы (миэлингсэ) состоящие из
большого деревянного зубчатого колеса, укрытого навесом и двухъярусного срубного амбара в 18 венцов, где помещались жернова. Жернова приводились в движение с помощью установленного горизонтально упомянутого зубчатого колеса. Колесо, в свою очередь, вращалось при помощи тягловой силы, преимущественно пары запряженных волов, двигавшихся по кругу. Помост для сушки снопов (бурдук кылаатын атага) - это приспособление для сушки снопов и хранения их до обмолота.
Слайд 15 Для сохранения скоропортящихся молочных и мясных
продуктов, а также для получения свежей воды изо льда, якуты
строили ледник (булуус) и погреб (иин, онгкучах).
Как известно, в прошлом якуты шили одежду из меха животных, а выделка кожи требовала специальных условий и различных приспособлений. Одно из них коптильная землянка (ыыс балагана, ыыс джиетэ) для выделки кожи. Рыли квадратную яму примерно 250 х 120 см. в ширину и глубину. Сверху ставили «балаган» размеры которой были равны размеру ямы, обмазывали ее коровьим навозом. На дне ямы поджигали березовые гнилушки, а кожи свернутые в рулон подвешивали к потолку балагана. Дней через 5 или 6 кожи были готовы к использованию.