Слайд 2Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов
дошкольников
Задачи:
Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
Сформировать представление о возможностях применения
игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников
Слайд 3В соответствии с ФГОС ДО
В соответствии с
ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы
с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
1. Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
2. Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
3. Игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Слайд 4Фридрих Вильгельм Фрёбель
Первым, кто рассмотрел игру, как
ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный
немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Слайд 5«Дары Ф.Фребеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного
возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Слайд 6
Технология «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию
интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. По его мнению,
игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей.
Слайд 7Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в
начальном воспитании детей и в то же время развивают их
внутренние потребности. Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня встречается четырнадцать видов материалов Фребеля с точно такими же образовательными функциями..
Слайд 8Первый дар: «Шерстяные мячики» (с 2-3 мес)
Мячи должны
быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета:
красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Развиваются умения различать цвета, ребенок знакомится с пространственными отношениями, утверждениями и отрицаниями, геометрическими фигурами. Фребель считал шар «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.
.
Слайд 9Второй дар: «Основные тела» ( с 2 лет)
С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик
своей формой и устойчивостью является противоположностью шара.
Шар рассматривается Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Слайд 11Третий дар: «Куб из кубиков» (с 3 лет)
Кубик,
который был разделен на восемь кубиков. Посредством этого дара, ребенок,
получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Слайд 12Четвертый дар: «Куб из брусков» (с 3-4 л.)
Возможность строительных
комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового
дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.
Слайд 13Пятый и шестой дар (с 5 лет)
Пятый дар. «Кубики и
призмы»
Куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них
разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики». Кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Слайд 14 Использование «Даров Фребеля» помогает развитию у детей строительных
навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине,
пространственных отношениях, числах.
Кроме приведенных шести даров в дальнейшей работе можно использовать дополнительный строительный материал (арки и т. д.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.
Слайд 15Концепции общего развития детей на раннем этапе
Концепция
творчества. Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем
приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций.
Концепция эквивалентности. Самая важная составляющая реагирования по отношению к предмету — это понимание его характеристик без влияния внешних видимых изменений. Материалы Фребеля могут развивать эту концепцию посредством реального действия.
Концепция логических способностей. Логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике.
Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии.
Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии.
Развитие социальных и коммуникативных способностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.
Слайд 16Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми мы
используем, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития
мелкой моторики;
-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
Слайд 21ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ МЕЧТАЛ РЕФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ ВОСПИТАНИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания,
а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга.
Слайд 22 Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно
матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному
развитию». Фребель всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка, как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, ОСОБЕННО МАМЫ!