Слайд 2Бюджетный процесс - главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную
законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
центрального и региональных/местных бюджетов.
Слайд 3Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
составление проекта бюджета;
рассмотрение
и утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
составление отчета об исполнении бюджета и
его утверждение.
Слайд 4Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной
власти и представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Слайд 5Существуют определенные особенности составления проектов бюджетов на федеральном, региональном и
местном уровне:
1. Проект федерального бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического
развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Составление проекта федерального бюджета - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Слайд 6Составление проектов бюджетов основывается на:
положениях послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к
бюджетной политике) в Российской Федерации;
основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);
прогнозе социально-экономического развития;
бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
Слайд 7Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации вносит
на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
Слайд 8Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими
документами и материалами:
- основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
- предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
- прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
Слайд 9- прогнозом основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том
числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и
плановый период;
- пояснительной запиской к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; - реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
- перечнем публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;
- основными показателями государственного оборонного заказа;
- отчетами о реализации долгосрочных целевых программ; - федеральной адресной инвестиционной программой;
- верхним пределом государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам и др.
Слайд 10Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год
должен быть представлен в Государственную Думу до 24 часов 1
октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Слайд 11Предметом рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении являются основные
характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
- приложение к федеральному
закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным Кодексом;
- общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
- объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
- дефицит (профицит) федерального бюджета.
Слайд 12В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная
Дума может:
1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации;
2) вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Слайд 13Рассмотрение проекта федерального бюджета во втором чтении осуществляется в течение
25 дней со дня его принятия в первом чтении.
Слайд 14Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
-
перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
- бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденных в первом чтении;
- распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и др
Слайд 15Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального бюджета в
течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором
чтении.
Слайд 16В третьем чтении рассматривается:
- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам,
целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета,
утверждается
ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового.
Слайд 17Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в
целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Слайд 18Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального
Собрания Российской Федерации.
Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются
исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.
Слайд 19Исполнение федерального бюджета.
Организация исполнения бюджета возлагается на Министерство финансов РФ.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового
плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством
Слайд 20Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная
бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом
(органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Слайд 21Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый счет бюджета
доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений;
- возврат
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации; - уточнение администратором доходов бюджета;
- перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей.
Слайд 22Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
1) принятие бюджетных обязательств;
2) подтверждение денежных
обязательств;
3) санкционирование оплаты денежных обязательств;
4) подтверждение исполнения денежных
обязательств.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.