Слайд 1ЭТАПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС представляет собой опосредованное психодиагностическим инструментарием взаимодействие диагноста с
обследуемым, направленное на установление психологического диагноза
[Бурлачук Л. Ф., 1989;
Ануфриев А. Ф., 1993].
Слайд 3Психодиагностический процесс, как разновидность процесса познания, характеризуется:
1) целью психодиагностики
– постановкой диагноза,
2) взаимоотношением участников психодиагностического процесса,
3) последовательностью этапов
психодиагностического процесса.
Слайд 4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ рассматривается как развернутое описание состояния психического и личностного
развития человека на конкретном этапе его жизненного пути
Слайд 5Психологический диагноз –
конечный результат деятельности психолога, направленной на описание
и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их
актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования
Слайд 6Психологический диагноз осуществляется на основе воспринимаемых и оцениваемых внешних проявлений
поведения и действий, которые становятся основной для вывода о состояниях
и личностных свойствах человека
Слайд 7ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Слайд 8Для постановки надежного и объективного психологического диагноза психолог-диагност использует разные
способы выявления психологических особенностей человека:
Слайд 9наблюдение за поведением, межличностным взаимодействием, проявлениями психических состояний человека в
реальных жизненных или специально смоделированных ситуациях.
методы самоописания, самоотчета (это
прежде всего опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения), то есть субъективные представления человека о самом себе, самооценка, самоотношение;
объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.
Слайд 10МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ В ПОСТАНОВКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
необходимость распознавания сложных психологических
явлений,
необходимость получения разнообразной информации,
распространение общенаучных представлений на индивидуальный
случай и наоборот, что требует определить не только то, что типично для данного психологического феномена, но и то, чем данный случай отличается от всех остальных,
необходимость решения психодиагностических задач различными способами,
необходимость использования специальных знаний и высокой гибкости мышления,
возникновение диагностических ошибок различного характера,
Слайд 11Типы ограничений в постановке психологического диагноза
1) принципиальные – невозможность
диагностики некоторых характеристик вообще или в конкретной ситуации
2) ресурсные
(по времени, по диагностическим материалам и т. п.);
3) квалификационные (по профкомпетентности и др).
Слайд 12Причины диагностических ошибок
Ошибки, связанные со сбором данных
Ошибки наблюдения
Ошибки инструментальные
Ошибки регистрации
«слепота»
на важные для диагноза черты,
наблюдение черт в искаженной форме
Эмоциональная окрашенность записей в протоколе,
различие в понимании терминов
Вследствие неумения пользоваться измерительной техникой
• эффект ореола,
• эффект «ложного согласия»,
• ошибка средней тенденции,
• ошибка первого впечатления
Нарушения организации тестирования
Нарушение инструкции и предъявления стимульного материала
Нарушения в работе с ключом и интерпретацией полученных значений
Слайд 132. Ошибки, связанные с переработкой данных
Эффект «первого впечатления»
Ошибка атрибуции
Ошибка ложной
причины
Познавательный радикализм
Познавательный консерватизм
Переоценка диагностического значения первичной информации
Приписывание черт, которых реально
нет или принятие нестабильных черт в кач-ве стабильных
Тенденция к переоценке рабочих гипотез и нежелание искать другие решения
Предельно осторожная формулировка гипотез
Слайд 14Психодиагностическое обследование состоит из трех этапов:
подготовительный, или преддиагностический;
основной, или диагностический;
заключительный,
или интерпретационный.
Слайд 15Подготовительный этап предполагает тщательную подготовку к проведению исследования, включает в
себя ряд важных для всего обследования моментов, в их числе:
постановка
цели исследования;
формулирование психодиагностической гипотезы (или нескольких гипотез);
постановка конкретных задач;
определение объекта и способа организации исследования;
формулирование предварительного определения изучаемого феномена;
создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики;
выбор психодиагностического пространства;
выбор психодиагностического времени;
проведение пилотажного исследования (в случае необходимости);
корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса.
Слайд 16ОСНОВНОЙ ЭТАП
предполагает непосредственное проведение психодиагностического обследования, в ходе которого
развертывается процесс коммуникации, социально-психологического взаимодействия психолога с обследуемым.
Слайд 17Длительность и характер основного этапа зависит
от сложности и масштабности
поставленных целей,
количества конкретных задач,
объема психодиагностического комплекса,
психического состояния
обследуемого,
влияния внешних факторов и контекста исследования и др.
Слайд 18ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП включает в себя описание и интерпретацию полученного материала,
сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой
Слайд 19Заключение должно содержать :
1. Сведения об обследуемом:
- фамилия, имя,
отчество;
- возраст (при обследовании детей — указанием полных лет и
месяцев);
- социальный статус (при обследовании взрослых —сведения об образовании, сфере профессиональной деятельности, занимаемой должности; для детей — сведения о типе школы, классе);
- семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т. п.);
- медицинский статус и индивидуальные особенности (группа здоровья, хронические заболевания, инвалидность леворукость, травмы, ранения и т. п.).
Слайд 20Заключение должно содержать :
2. Цель обследования.
3. Перечень использованных методик
и условия проведения обследования (особенно если они неблагоприятные: плохо проветриваемое
помещение, плохая освещенность, шум и т. п.).
4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:
- эмоциональное и соматическое состояние;
- уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах;
- степень самостоятельности выполнения заданий, субъективное понимание инструкций;
- стиль взаимодействия с психологом, ожидание по отношению к взаимодействию с психологом;
- необычные поведенческие проявления.
Слайд 21Заключение должно содержать :
5. Описание результатов обследования:
- достижения обследуемого
при выполнении тестовых заданий (в контексте цели исследования);
- показатели, по
которым получены менее высокие результаты;
- показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.
6. Выводы: уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.
7. Адресные рекомендации. Рекомендации психодиагноста адресуются либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.
Слайд 22В заключении необходим также анализ индивидуальных психологических и профессиональных особенностей
ПСИХОЛОГА, в котором учитываются:
особенности психического состояния во время диагностики;
наличие
эмоционального выгорания и профессиональных деформаций;
перенос собственных проблем на обследуемого;
ошибки в формулировании инструкций;
нарушение процедуры диагностики;
ошибки обработки эмпирического материала;
ожидания как позитивных, так и негативных отношений с обследуемым и др.
Слайд 23В анализе заключения должен быть отмечен КОНТЕКСТ диагностики (совокупность условий,
определяющих особенности психодиагностического процесса). При этом необходимо учитывать:
• психодиагностическое
пространство — место проведения обследования;
• психодиагностическое время: утреннее или вечернее время, до начала рабочего дня или после его окончания; в случае обследования детей дошкольного и школьного возраста важен день недели и т. п.;
• психодиагностические ограничения методик, применяемых в исследовании, например субъективность самооценок при использовании опросников, влияние психологических особенностей и практического опыта психолога на точность наблюдения и т. п.
Слайд 24Типичные погрешности написания заключения по результатам психодиагностического обследования
Слайд 25На протяжении всего процесса диагностики необходимо ведение ДНЕВНИКА.
оценка диагностических
возможностей методик;
оценка собственных профессиональных навыков;
оценка взаимодействия с обследуемым;
объективные и субъективные
причины невозможности достижения поставленной цели как при решении отдельных диагностических задач, так и при обследовании в целом;
проблемы, возникающие в процессе исследования и при взаимодействии с обследуемыми, коллегами;
способы решений возникающих профессиональных и межличностных проблем;
профессиональные практические и теоретические находки;
описание нестандартных случаев, оригинальных ответов, необычного поведения, неадекватных реакций обследуемого в процессе обследования;
заметки по организации психодиагностического обследования.
Слайд 26Требования к психодиагностическим средствам
Необходимо применять в практической работе только те
методики, которые не несут угрозы физическому и психическому здоровью обследуемому;
Количество
и содержание методик должно соответствовать целям обследования и отражать возможность доказательства или отвержения психодиагностической гипотезы;
Методики должны учитывать возраст, образование и психофизиологическое состояние обследуемого, место и время обследования, а также быть высоковалидными и надежными;
Необходимо использовать методы и процедуры, которые прошли достаточную апробацию в научных исследованиях и были адаптированы для конкретных целей;
Слайд 27В случае испытания психодиагностических процедур, не получивших соответствующей научной оценки,
обследуемого следует поставить в известность. Он имеет полное право отказаться
от обследования, если у него возникнут опасения за некорректность методики или свое благополучие;
Необходимо избегать участия в разработке методов и методик, направленных против физического существования и личной свободы человека;
Тесты не следует печатать в газетах и журналах ни в целях самоанализа, ни в целях развлечения. Тест, примененный неспециалистами без учета индивидуальных особенностей личности и без соблюдения требований к процедуре тестирования, с искажением инструкций, может оказаться психологически вредным.