Слайд 1 Этапы развития исторического знания. Становление и развитие взглядов на
мир. Периодизация всемирной истории.
Слайд 2
У истоков исторической науки.
Историческая наука античного мира.
Историческая наука
в Средние века и Новое время.
Историческая наука в XX веке.
Становление
и развитие взглядов на мир.
Принципы периодизации в истории.
Этапы развития человечества.
Слайд 3I. У истоков исторической науки.
До изобретения письменности знания о прошлом
передавались в устной форме, из поколения в поколение.
Первая письменность появилась
в государствах Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э.
Первые летописи появились в Китае в VIII в. до н.э.
Слайд 4II. Историческая наука античного мира.
Наиболее известные писатели и историки античности:
Геродот
(V в. до н.э.) – «Всеобщая история»;
Фукидид (V в. до
н.э.);
Плутарх (45-127);
Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах;
Платон (428-347 до н.э.) – «Атлантида».
Слайд 5III. Историческая наука в Средние века и Новое время.
В раннем
Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказывала
религия.
В XVI-XVII вв. в Европе создается единая система летоисчисления – от Рождества Христова.
Абсолютизм – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.
Слайд 6XVIII – начало эпохи Просвещения.
В XIX веке в центр внимания
гуманитарных и общественных наук выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития,
его движущих сил. Определяются требования:
соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа;
соблюдение принципа объективности.
Слайд 7V. Становление и развитие взглядов на мир.
Христианская концепция исторического развития
(Аврелий Августин) – основана на религиозных представлениях.
Идея прогресса ( Д.
Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо – просветители): движущая сила общественного развития –стремления людей, а его целью – реализация их идеалов.
И. Кант – основоположник немецкой философии.
Г. Гегель – создатель « национальной идеи».
Аристотель, Ш. Л. Де Монтескье, И. Гердер – идеи о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества, его культуру и традиции.
Слайд 8Марксистская теория.
К. Маркс, Ф. Энгельс.
Рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс.
Его движущей силой считалась борьба между классами – группами людей,
которые различаются по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена, т.е. это борьба между имущими и неимущими.
Слайд 9Прогресс ассоциировался с последовательной сменой формаций. Они различались по признакам
преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и
характеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил.
Духовной сфере отводится второстепенная роль. Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов.
Слайд 11Направления в теории цивилизации
Стадиальный подход
Цивилизация- единый процесс, проходящий через определённые
стадии:
Доиндустриальная ( IV тыс до н.э.-80е гг. XVIIIв.)
Индустриальная
Постиндустриальная
Локальный подход
Локальная цивилизация-
большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устоичивые пространственные границы, специфические формы экономической, политической, духовной жизни., индивид. путь исторического развития
Слайд 12VI. Принципы периодизации истории.
Принцип смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной
культуры.
Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе
Дикость
(собирательство,
охота)
Варварство
(земледелие,
скотоводство)
Цивилизация
(письменность,
обработка металлов
Слайд 13 2. Марксистская концепция истории.
Рабовладельцы
Рабы
Феодалы
Крестьяне
Буржуазия
Пролетариат
П
Р
О
Г
Р
Е
С
С
Слайд 14VII. Этапы развития человечества.
Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около
30-40 тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно
совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству.
Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство.
Слайд 15Эпоха Средневековья (V-XVII вв.):
Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской
империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая
роль религии.
Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.
Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии.
Слайд 16Эпоха Нового времени:
Первый период ( с сер.XVII в.)- революции в
Европе, эпоха Просвещения.
Второй период- наступает после Великой французской революции (1789-1794),
начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса.
Третий период (кон.XIX-нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира.
Эпоха Новейшего времени.
Слайд 17Итоговые вопросы к уроку:
Каковы основные этапы развития исторического знания?
Назовите взгляды
на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории?
Дайте
определение понятию «периодизация».
Каковы основные принципы периодизации?
Сколько этапов развития человечества?
Слайд 18Домашнее задание:
§ 1, 2, 3;
записи в тетрадях;