Слайд 1Этические нормы народов Крайнего Севера.
Презентация.
Беседа.
Воспитатель: Вэнго М.В.
2015 год.
Слайд 2Необъятна и сурова земля заполярья и живут на ней
люди выносливые,
терпеливые, а некоторые из них настолько загадочны и удивительны и
имя им дали необычное – ШАМАНЫ…
Слайд 4«Шаман» в переводе с тунгусо-маньчжурского означает «знающий».
Шаманизм —
это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из
мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных.
Слайд 6Центральной осью шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального
целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом.
Центр мира представляется как
Мировая гора или Мировое древо и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (небес, ступеней в Верхний мир).
Слайд 7Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путешествии
шамана в другие миры — Верхний, где обитают благожелательные к
людям духи, и Нижний с его вредоносными обитателями.
Путешествие совершается в состоянии транса, в которое шаман приходит во время сеанса (камлания) с помощью ритмического танца, особых дыхательных приемов.
Слайд 8Шаманизму свойственны ясновидение, изменение веса тела по желанию шамана, билокальность
(одновременное пребывание в двух местах).
Основные функции шамана — лечебная,
пророческая, жреческая деятельность.
Шаманы — хозяева промысловых животных, хранители народных традиций, мифов и обычаев, покровители кузнечного дела.
Слайд 9Исторически сложилось,
что шаманство существовало еще в эпоху матриархата и
первыми шаманами были женщины
Слайд 10Шаманство передавалось из поколения в поколение…
Слайд 11За мальчиком, который часто находился в состоянии необычном для его
возраста, наблюдали и готовили к миссии шамана с раннего детства.
Слайд 12Обучение было долгим и не всегда заканчивалось успехом – многие
отказывались от этой миссии или теряли необычный дар с возрастом.
Слайд 13Обязанности шамана многообразны, но смысл их един:
шаман должен способствовать
благосостоянию сородичей, оберегать их от бед.
Труд шамана бескорыстен.
Такой
идеал шаманского служения людям отражён в моральных заповедях, которые передаются из поколения в поколение.
Профессиональная этика требовала от шаманов помощи всем, кто в ней нуждается.
Шаман при посвящении возглашал: «Обещаюсь быть покровителем несчастных, отцом бедных, матерью сирот...».
Слайд 14Следуя всем советам и указаниям шамана, народы Севера и Дальнего
Востока сформировали настолько высокий этикет, что их называли «аристократами Сибири»
за внутреннюю культуру, тактичность по отношению к людям другой национальности, гостеприимство и дружелюбие.
Слайд 15Северный человек никогда не отделял себя от природы, зверей и
птиц, насекомых и рыб.
Этика взаимоотношений северных народов и природы
базировалась на том, что мир един, а человек — это тоже природа.
Об уважительном отношении северных народов к гостю можно судить хотя бы по такой традиции: ему отводилось в яранге не только лучшее место для ночлега.
Слайд 16Основные атрибуты
шамана - бубен и колотушка
Слайд 17Символы, которые сопровождали шамана – это образы людей, птиц и
зверей
Слайд 18Шаманам поклонялись, их образы боялись и уважали
Слайд 19Народные умельцы делали сувениры и кукол шамана и каждый видел
этот образ
по своему
Слайд 20Многие работы мастеров сделаны из натуральных, природных материалов: кость, камень,
дерево, ткань, мех, кожа, глина
Слайд 21ШАМАН –
Друг духов и природы,
В свой бубен бьет и, вопреки
невзгодам –
Он человеку служит верно,
От гибели, спасая и от скверны.
Он
в искренней молитве,
Превращаясь в зверя –
Несет добро и укрепляет веру…
Жаль – век шаманства на исходе,
Как в прочем все в мирском круговороте…
Сервуля Т.В.
Литература.
1.Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
2.Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г. 2.ЯднеН. Н. «Я родом из тундры»,Тюмень 1995г.
3.Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург : УрО РАН, 1995. – 607 с.
4.Мифы и предания ненцев Ямала / автор-сост. Л. А. Лар; иллюстр. Л. А. Лар. – Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.
5.Неркаги А. П. Молчащий : повести. – Тюмень : СофтДизайн, 1996.
6.Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии : этнографическая реконструкция. – М. : Наука, 1976. – 312 с.
7.Федорова Е. Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. – М. : Наука, 1980.
: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 228 с.
8.Хомич Л. В. Религиозные культы ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера (сб. музея антропологии и этнографии. – Т. 33). – Л. : Наука, 1977. – С. 5–28.
9.Хомич JI. B. Ненцы. Историко-этнографические очерки. – М.; Л. : Наука, 1966. – 329 с.
10. Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. –Л. : Наука, 1976. – 189 с.