Разделы презентаций


Этика деловых отношений

Содержание

План лекции.1. Основные концепции происхождения морали. 2. Мораль и этика. Мораль и право. Мораль и экономика. 3. Структура и функции морали. Этические нормы и ценности: содержание и типология. 4.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Этика деловых отношений
Тема: «Место и роль этики деловых отношений в

современном обществе».

к.ф.н., доцент Лычманов Д.Б.

Этика деловых  отношенийТема: «Место и роль этики деловых отношений в современном обществе».к.ф.н., доцент Лычманов Д.Б.

Слайд 2


План лекции.
1. Основные концепции происхождения морали.
2. Мораль и

этика. Мораль и право. Мораль и экономика.
3. Структура и

функции морали. Этические нормы и ценности: содержание и типология.
4. Этические проблемы деловой жизни. Структура этики деловых отношений.
5. Основное содержание профессионально-этических норм в бизнесе.
6. История развития деловой этики в России. Современная российская деловая этика.
II. Вывод.
III. Рекомендуемая литература
План лекции.1. Основные концепции происхождения морали. 2. Мораль и этика. Мораль и право. Мораль и

Слайд 3Основные концепции происхождения морали.


Мораль (от лат. moralis — нравственный)

— это система этиче­ских ценностей, которые признаются человеком. Мораль —

важ­нейший способ нормативной регуляции общественных отноше­ний, общения и поведения людей в самых различных сферах об­щественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде.

Существует три основных концепции происхождения морали:

натуралистическая - нравственные чувства человека произошли от примитивных нравственных чувств высших животных, которым, как и людям, свойственны забота о потомстве, взаимопомощь и самопожертвование во имя сохранения других сородичей.
религиозная - источником морали является Бог (боги), даровавший людям заповеди и строго взыскивающий за их нарушение.
социальная - нормы морали были санкционированы обществом в результате общественного договора. До этого люди, в их «естественном» состоянии, вели нескончаемую войну друг с другом.

Основные концепции происхождения морали.  Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этиче­ских ценностей, которые

Слайд 4Мораль и этика.
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав)

— учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил древнегреческий

мыслитель Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Важнейшими категориями этики являются: Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть. Этика определяет нравственные идеалы, образцы морального поведения.
Однако этические нормы и идеалы далеко не всегда совпа­дают с существующей моральной действительностью, фактическими нормами поведения людей. Поэтому мотивы человеческого поведения часто бывают противоречивыми: с одной стороны, человек стремится вести себя в соответствии с этическими нормами, а с другой, ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением этих норм.
Тем не менее, этика выступает как средство контроля и самоконтроля морального поведения людей в обществе; мотивирует их к нравственному самосовершенствованию.


Мораль и этика. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин

Слайд 5Мораль и право.
Право — это совокупность правил поведения, определяющих степень

свободы людей, их равенства в деле защиты своих интересов, которые

закреплены в законах и иных официальных актах, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

И мораль, и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество социальными нормами; они имеют сходную структуру и общий объект регулирования — общественные отношения.

Однако,
мораль, формируется в обществе стихийно, а право возникает только с формированием института государства и обеспечиваются исключительно им;

нормы морали определяются обычаями и самосознанием людей, а правовые нормы формируются государством и закрепляются в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях);

моральные нормы часто носят наиболее обобщенный характер («не убий», «возлюби ближнего своего, как самого себя»), а нормы права обязательно детализируются в понятиях, принципах, структурных элементах нормы права; в них чётко определены юридические права и обязанности участников общественных отношений;

мораль охватывает практически все области человеческих отношений, а право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни.

В некоторых случаях право непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, в нормах уголовного права).  










Мораль и право. Право — это совокупность правил поведения, определяющих степень свободы людей, их равенства в деле защиты

Слайд 6Мораль и экономика.

Экономика, как значимая сфера общественной жизни, также

регулируется системой моральных норм.

Базисными моральными ценностями социума в сфере

экономики являются ценности «блага», «хозяйственности» и «справедливости», а их конкретное содержание определяется характером экономической системы и хозяйственной структуры общества.

Однако, кроме общесоциального содержания, эти ценности имеют и личностный аспект, они определяют моральные качества самих людей, участвующих в процессах общественного производства, в их организации и в управлении ими. Эти отношения изучаются в рамках особой этической дисциплины – ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Экономика, как сфера производства жизненно необходимых человеку благ, тесно связана с естественно-природным (физическим) миром, поэтому экономические законы носят объективный, независящий от желания людей, характер, что накладывает свой отпечаток и на действие моральных норм в экономике.

Экономика влияет и на общественную мораль, и на отдельного человека. Например, кризисные экономические явления могут привести к падению нравов.






Мораль и экономика. Экономика, как значимая сфера общественной жизни, также регулируется системой моральных норм. Базисными моральными ценностями

Слайд 7Структура морали.
Мораль представляет собой единство трех структурных элементов:

морального

сознания;
морального поведения;
моральных отношений.

Моральное сознание можно разделить на сознание

индивидуальное  и общественное.

Общественное моральное сознание можно разделить также на два подвида:
обыденное (общественная моральная психология (моральные чувства и ценностные ориентации));
теоретическое (этика, философия морали).

Основой моральной психологии человека и общества являются моральные чувства – человеческие переживания  явлений действительности с позиции моральных ценностных ориентаций, выработанных обществом и усвоенных индивидами. Примером моральных чувств являются гуманное отношение, доброжелательность, сочувствие, дружеские чувства, любовь, чувство долга, чувство патриотизма и др.

Ценностная ориентация – это способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности. 

Моральные ценности – система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.
Структура морали. Мораль представляет собой единство трех структурных элементов: морального сознания; морального поведения; моральных отношений. Моральное сознание

Слайд 8Структура морали.
Основой этики, как теоретической формы общественного морального сознания,

являются
этические понятия, принципы, идеалы, нормы и оценки.

Этические понятия – это

рационально выраженные формы моральных чувств и переживаний.
Важнейшими этическими понятиями являются понятия Добра, Зла, Справедливости, Долга, Совести.

Фундаментальным этическим понятием является понятие Добра. Добро – всё то, что способствует благополучию человека и человечества, удовлетворению всех его потребностей и чаяний, возрастанию его жизненных сил и возможностей. В узко поведенческом значении добро воспринимается как всё то, что служит благу каждого и всех, воссоединяет людей, ведёт к их развитию и самосовершенствованию, всеобщей гармонии и счастью.

Зло также является фундаментальным этическим понятием, но прямо противоположным понятию Добра. Зло – всё то, что разрушает человеческое благополучие и жизненный расцвет, препятствует взаимодействию людей и единству человеческого рода.

Справедливость — этическое понятие, означающее такое положе­ние вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых пра­вах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социаль­ным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Моральный долг – понятие обозначающее нравственно аргументированное внутреннее добровольное побуждение личности к какому-либо деянию, как морально значимому и потому необходимому.

Совесть — этическое понятие, выражающее способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. 
Структура морали. Основой этики, как теоретической формы общественного морального сознания, являютсяэтические понятия, принципы, идеалы, нормы и оценки.Этические

Слайд 9Структура морали.
Этические принципы – господствующие в обществе или внутренние

личные убеждения человека,
определяющие его отношение к действительности и нормы

поведения.

Основными этическими принципами в истории человечества были:

Принцип талиона («око за око, зуб за зуб») – принцип обязательности равного возмещения виновным, посредством собственной потери, понесённой утраты имущества или физического ущерба пострадавшему. Был распространён в традиционном обществе в древности.

Принцип гуманизма — принцип признания человека высшей этической ценностью.

Принцип милосердия — принцип сострадательной и деятельной любви, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся. Принципы гуманизма и милосердия исторически восходят к христианскому религиозному мировоззрению.

Принцип альтруизма – принцип бескорыстного служения другому человеку. Достоинство альтруизма в готовности прийти на помощь и служить другому, без этого невозможно сотрудничество людей в различных сферах общественной жизни. Однако существенным недостатком альтруизма является самоотречение, т.е. отказ от ценности собственной жизни и благополучия.

Принцип эгоизма – принцип любви к себе. Плюс эгоизма – в учёте собственных потребностей и в самоуважении, без которых невозможны созидательная деятельность и саморазвитие личности. Существенный недостаток эгоизма – в гипертрофии значимости собственной личности и в игнорировании интересов других. , эгоцентризм, человек теряет способность любить других.

Принцип коллективизма — принцип сознательного стремления содействовать общему благу; отказ от противопоставления индивида обществу и всякой социальности.

 
Структура морали. Этические принципы – господствующие в обществе или внутренние личные убеждения человека, определяющие его отношение к

Слайд 10Структура морали.
Для каждого исторического периода был характерен свой этический

идеал.
Этический идеал определяет характер действий человека с целью сознательного


волевого нравственного саморазвития личности. Этический идеал формируется под влиянием интересов общества и жизненных обстоятельств человека и определяет содержание моральных принципов и норм.
Этические нормы — это первоэлементы морали, из которых складывается система морального регулирования как предписания и последующей оценки поведения индивидов. Таким образом, этические нормы выступают и как образцы морального поведения, и как основы морального суждения и оценки.
Этические понятия, принципы, идеалы, нормы и ценности закрепляются в системе этических учений.

Основными этическими учениями в истории человечества являются:

этика конфуцианства; даосизма; буддизма;
учение стоиков; античного гедонизма; эвдемонизма Аристотеля;
этика иудаизма; средневековая христианская этика; протестантское этическое мировоззрение; моральное учение ислама;
этика долга Иммануила Канта; этика утилитаризма; Моральный кодекс строителя коммунизма.

Структура морали. Для каждого исторического периода был характерен свой этический идеал. Этический идеал определяет характер действий человека

Слайд 11Структура морали.
Ключевым компонентом морального поведения является моральный поступок.
Моральное поведение,

опирается на нравственное сознание личности, что предполагает моральную зрелость и

свободный выбор со стороны последней. В поведении реализуются усвоенные личностью моральные ценности и нормы, что является показателем степени развития нравственной культуры человека.
Моральный поступок характеризует способность человека осознавать цели действия и выбирать соответствующие средства для его реализации.
Большое значение для совершения морального поступка человеком имеет его мотивация, играющая роль побудителя к действию, без него моральный поступок просто невозможен. Однако мотивы и поступки могут и не совпадать по содержанию, мотивы могут быть и ложными.
И сами поступки, и их мотивы могут корректироваться на основе этической (само)оценки поведения. Этические оценки – это акты одобрения или осуждения поступков с позиции того или иного этического учения, системы содержащихся в нём моральных принципов, норм и ценностей.
Возможна и оценка будущих действий как способность предвидения последствий поступка; таким образом, она может одновременно служить и его мотивацией.


Структура морали. Ключевым компонентом морального поведения является моральный поступок.Моральное поведение, опирается на нравственное сознание личности, что предполагает

Слайд 12Структура морали.
Моральные отношения – это особый вид общественных отношений, возникающих в процессе нравственной деятельности людей.

Моральные отношения

могут различаться по:

субъектам (личность и общество; гражданин и государство);

содержанию деятельности

(профессиональная этика; этика семейных отношений);

степени значимости и распространённости рассматриваемой системы отношений в социуме (общечеловеческая мораль; национально-религиозная этика) и т.д.








Структура морали. Моральные отношения – это особый вид общественных отношений, возникающих в процессе нравственной деятельности людей.Моральные отношения могут различаться по:субъектам (личность и общество; гражданин

Слайд 13Функции морали.
Мораль выполняет ряд социальных функций.
Регулятивную. Мораль регулирует содержание

сознания и характер поведения и отношений
между людьми на основе

нормирующих требований, запретов, ограничений и образцов.
Ценностно-ориентирующую. Мораль ориентирует людей в системе ценностей, указывая на систему имеющихся предпочтений в сфере поведения и его нравственной оценки.
Познавательную. Мораль позволяет познавать смысл явлений с позиции ценностей Добра и Зла в ходе практического освоения реальности, в результате чего в конкретных конфликтных ситуациях воспроизводятся все основные элементы морали.
Воспитательную. Мораль, через всю совокупность нравственных норм, привычек, обычаев, нравов, образцов поведения, побуждает людей к усвоению общественно востребованных форм общей и нравственной культуры.
Оценочную. Мораль оценивает с нравственных позиций способы, формы и результаты освоения человеком действительности.
Мотивационную. Мораль способствует оправданию и стимулированию деятельности людей с помощью нравственной мотивации.
Коммуникативную. Мораль выступает как форма общения, трансляции морального опыта; она обеспечивает взаимопонимание людей на основе общности их моральных ценностей, их взаимную поддержку и помощь.
Гуманизирующую. Мораль способствует самосовершенствованию человека; смягчению их нравов и привитию уважения и любви друг другу.









Функции морали. Мораль выполняет ряд социальных функций.Регулятивную. Мораль регулирует содержание сознания и характер поведения и отношений между

Слайд 14 Этические нормы и ценности: содержание и типология.




Как уже было показано

выше, моральные нормы и ценности могут различаться по содержанию, степени

социальной значимости, сферам проявления и количеству и характеру носителей.

Сегодня учёные выявляют несколько типов моральных систем и содержащихся в них ценностей и норм.

моральные системы делятся на:

дескриптивные и нормативные;

«естественные» (натуралистические) и релятивистские (субъективистские);

племенные и территориальные;

религиозные (ссылающиеся на авторитет Бога) и атеистические (отрицающие богов).



Этические нормы и ценности: содержание и типология.  Как уже было показано выше, моральные нормы

Слайд 15 Этические нормы и ценности: содержание и типология.




Дескриптивные нормо-ценностные системы носят

лишь предписывающий характер, без объяснения мотивов выбора утверждаемых моральных норм

и ценностей.

Нормативные моральные системы, напротив, пытаются обосновать свой ценностный выбор, объективировав, таким образом, утверждаемые нормы.

Натуралистические теории морали объясняют ценностный выбор моральных норм их естественностью и укоренённостью в жизни людей.

Субъективистский подход к пониманию морали рассматривает моральные нормо-ценностные системы как содержательно относительные и зависимые от произвола их носителей.

Ряд исследователей противопоставляет достаточно гибкие племенные моральные системы, как основанные на коллективных нормах, накладываемых на человека, территориальным, которые жёстко регламентируют поведение человека на его и сопредельных территориях и носят по преимуществу запретительный характер.



Этические нормы и ценности: содержание и типология.  Дескриптивные нормо-ценностные системы носят лишь предписывающий характер,

Слайд 16 Этические проблемы деловой жизни.
В последние десятилетия научно-практический интерес к этической

стороне деловых отношений в цивилизованном мире значительно возрос. Это связано

со значительными изменениями, наблюдающимися в постиндустриальном обществе, а именно:

вступлением социума в эпоху информационального технологического развития;

становлением сетевой экономики и возрастанием значения горизонтальных корпоративных связей; ростом степени деловой ответственности локального менеджмента;

дальнейшей интернационализацией процесса общественного производства, ведения бизнеса и форм занятости; значительными миграционными процессами и возникающими на этой почве межцивилизационными (национально-этническими, религиозными, культурными и моральными) конфликтами;

углублением процесса консьюмеризации общества и обострением проблемы ресурсов и сохранения окружающей среды; кризисом общих модернистских моральных установок; возрастанием запросов и требований к организации массового потребления на фоне общего снижения деловых этических стандартов, как на персональном, так и на корпоративном уровне.






Этические проблемы  деловой жизни.  В последние десятилетия научно-практический интерес к этической стороне деловых

Слайд 17 Этические проблемы деловой жизни. Структура этики деловых отношений.








В сложившихся

обстоятельствах деловое сообщество придаёт этическим проблемам большое значение.

Этику деловых

отношений можно определить как совокупность нравственных принципов, норм и предписаний, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она есть частный случай общей этики и ориентирует субъектов на поведение, гарантирующее получение максимальной прибыли.

Этические проблемы деловых отношений формулируются учёными как актуальные моральные дилеммы, проявляющиеся на микроэтическом, мезоэтическом и макроэтическом структурных уровнях.
Этические проблемы  деловой жизни. Структура этики

Слайд 18 Этические проблемы деловой жизни. Структура этики деловых отношений.








Микроэтический структурный

уровень этики деловых отношений предполагает рассмотрение основных проблем морального выбора

и определения принципов и норм персонального этического поведения людей, а также правил межличностного и корпоративного экономического взаимодействия.
Мезоэтический структурный уровень этики деловых отношений предполагает рассмотрение основных проблем морального выбора и определения принципов и норм этического поведения субъектов на уровне межкорпоративного, отраслевого и межотраслевого, национально- регионального, межрегионального и общегосударственного экономического взаимодействия.
Макроэтический структурный уровень этики деловых отношений предполагает рассмотрение основных проблем морального выбора и определения принципов и норм этического поведения субъектов на уровне межгосударственного, международно-регионального и глобального экономического взаимодействия.

Особое место в этике деловых отношений отводится истории развития этических принципов и норм делового взаимодействия, позволяющих проследить эволюцию нравственной деятельности людей в сфере экономического производства и управления.

Этические проблемы  деловой жизни. Структура этики

Слайд 19 Основное содержание профессионально-этических норм в бизнесе.
В работе американского социолога

Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на

аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.
Таких принципов-аксиом десять:
Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов (в частности Демокрита) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.).
Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).






Основное содержание  профессионально-этических норм  в бизнесе.

Слайд 20 Основное содержание профессионально-этических норм в бизнесе.
4. Никогда не делай

того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные

нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что не ведет к благу, а не вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллом).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).






Основное содержание  профессионально-этических норм  в бизнесе.

Слайд 21 Основное содержание профессионально-этических норм в бизнесе.
9. Никогда не делай

того, что могло бы повредить слабейшим в обществе (принцип основан

на правиле распределительной справедливости К. Родса).
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Существуют и другие системы принципов и этических кодексов экономической деятельности Например, «Декларация Ко», интегрирующая не только европейский и американский деловой опыт, но этические основы деловой практики Востока (Японии), называет такие принципы, как
ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия; уважение правовых норм;
поддержка многосторонних торговых отношений;
забота об окружающей среде;
отказ от противозаконных действий.

Основное содержание  профессионально-этических норм  в бизнесе. 9. Никогда не делай того, что могло бы

Слайд 22История развития деловой этики в России.
Основы российских норм экономического

поведения складываются в период становления Российского Национального рынка; с середины

XVII века начинается быстрое расширение торговых связей Москвы; постепенно усваиваются общемировые традиции частного предпринимательства, конкурентной борьбы и договорных экономических отношений.
При Петре I вводится госконтроль за качеством импортируемых и экспортируемых товаров, начинают предоставляться льготы и покровительство купцам, растёт взаимное доверие между предпринимателями и государством.
В эпоху Екатерины II изменяется правовое положение купцов, они освобождаются от податей, платя лишь фиксированный процент с капитала, что способствует оформлению этических принципов российского предпринимательства, складыванию нравственных традиций российской буржуазии.
В России XIX - начала XX в.в. сложились механизмы, позволяющие сохранять нравственную чистоту рядов предпринимателей: система рекомендаций купеческих союзов (гильдий) и «Совестный суд», позволявшие отсечь нечистоплотных предпринимателей; создание товариществ «на вере»; патриархальные (общинные) основы взаимоотношений работодателей и работников; приверженность нравственным нормам православия.
В России социалистического периода этика деловых отношений приобрела вид классовой этики жесткого подчинения системе государственного управления экономикой в сочетании с трудовой этикой наподобие протестантской.
История развития деловой этики  в России. Основы российских норм экономического поведения складываются в период становления Российского

Слайд 23История развития деловой этики в России.
В постсталинский период партийно-хозяйственная

бюрократия начала реализовывать узко ведомственные и личные цели в экономической

деятельности, сочетая их с прежней классово-государственной моралью. Параллельно развивалась «теневая» экономика – криминальное предпринимательство, исповедовавшее мораль уголовного мира.
В период «перестройки» начала формироваться этика современного российского бизнеса. Она несёт на себе отпечаток советской эпохи, поскольку её носители – нынешние предприниматели – бывшие советские люди. Все они пришли в бизнес разными путями, представляли разные социальные группы и исповедовали разные культурно-нравственные установки:
1. бывшие представители советской партийно-хозяйственной номенклатуры, усвоившие традиции административно – командной системы; этические ценности советской бюрократии, привыкшей «кормиться» от государства;
2. люди пришедшие в предпринимательство из среды рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции и привнёсшие в деловые отношения стремление к возрождению духа и традиций дореволюционного предпринимательства; ориентации на западные стандарты ведения бизнеса, с его новаторством и рациональным отношением к делу;
3. представители национальных регионов России, начавших строить систему деловых отношений на основе патриархальных и религиозных (иудейских, христианских, исламских) ценностей;
4. бывшие «цеховики» – «теневые» предприниматели советских времён, привнёсшие в современные деловые отношения стандарты жёсткой полукриминальной и криминальной культуры.

История развития деловой этики  в России. В постсталинский период партийно-хозяйственная бюрократия начала реализовывать узко ведомственные и

Слайд 24
Итак, современная деловая этика России весьма сложное и неоднозначное явление,

вобравшее в себя весьма разнообразные этические формы. Однако, уже сейчас

очевидны некоторые принципиальные черты новой этической парадигмы экономической деятельности.

1. Говорить о полном торжестве фундаментальных принципов рыночной системы западного образца в России сегодня не приходится: принципы незыблемости частной собственности, свободы предпринимательской деятельности, абсолютной прозрачности правил ведения бизнеса и требований к нему со стороны государства, системы договорных экономических отношений очень часто нарушаются. В восприятии экономических отношений большинством бизнесменов по прежнему господствует впечатление о главенствующей роли государства в возможности организации бизнеса и о излишне жёстком государственном контроле над его осуществлением.

2. Фигура российского бизнесмена по-прежнему воспринимается в обществе негативно; предпринимательский успех, в условиях значительного социального расслоения и бедности, вызывает неприятие у значимой части населения.

3. Негативную роль в развитии новой системы этических ценностей играет и традиционно характерное для России пренебрежительное отношение к закону и к роли; правовые отношения многие предприниматели предпочитают заменять «договорными» отношениями с чиновниками, что становится основанием для серьёзного роста уровня коррупции в стране.  

Современная российская деловая этика.

Итак, современная деловая этика России весьма сложное и неоднозначное явление, вобравшее в себя весьма разнообразные

Слайд 25
Тем не менее, социально ответственный российский бизнес сознаёт опасности, возникающие

перед предпринимателями и страной в данной непростой социально-экономической ситуации, и

стремится реализовать совсем иные принципы взаимоотношений между предпринимателями, обществом и государством.
Так, например, члены основанного ещё в 1991 году Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в своей «Хартии корпоративной и деловой этики» (2002 г.), сформулировали следующие принципы корпоративной этики:
1. добропорядочность, справедливость, честность во взаимоотношениях с партнёрами и конкурентами;
2.отказ от действий, направленных на подрыв основ института собственности; 3. отказ от использования формальных процедур для толкований законов, несовместимых c их духом, с нормами корпоративной этики; 
4. отказ от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе;
5. отказ от незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей;
6. уважительное отношение к конкурентам, отказ от незаконных форм борьбы, использование только корректных методов, соответствующих корпоративной этике;
7. забота о поддержании как своей собственной деловой репутации, так и репутации российского бизнеса в целом; отказ от распространения заведомо ложной и непроверенной информации;
8. разрешение споров путём переговоров на основе механизмов внесудебного разрешения споров, предоставляемых Объединённой комиссией по корпоративной этике при РСПП; уважение её решения.

Современная российская деловая этика.

Тем не менее, социально ответственный российский бизнес сознаёт опасности, возникающие перед предпринимателями и страной в

Слайд 26
Итак, мораль – важнейщий социальный регулятор, осуществляющий «настройку» чувств, поведения

и отношений людей в обществе через усвоение ими ценностей, понятий,

принципов, идеалов и норм морали и моральных учений, формулируемых на теоретическом уровне морального сознания в рамках этики.

ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – специфическая часть этики, изучающая совокупность нравственных принципов, норм и предписаний, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Значимость этики деловых отношений в современном мире обусловлена теми глобальными процессами, которые характеризуют жизнь постиндустриального общества и требуют решения множества проблем, возникающих перед человечеством, национальми государствами и бизнесом.
Этические проблемы деловых отношений формулируются учёными как актуальные моральные дилеммы, проявляющиеся на микроэтическом, мезоэтическом и макроэтическом структурных уровнях современных моральных отношений в экономической сфере.

Особое место в этике деловых отношений отводится истории развития этических принципов и норм делового взаимодействия, позволяющих проследить эволюцию нравственной деятельности людей в сфере экономического производства и управления. Исторический анализ развития этических принципов и норм предпринимательской деятельности в России позволяет исследователям вскрыть корни имеющихся проблем в процессе становления новой морали российского бизнеса, выявить как тревожные, так и позитивные тенденции в развитии современной деловой этики.


Вывод.

Итак, мораль – важнейщий социальный регулятор, осуществляющий «настройку» чувств, поведения и отношений людей в обществе

Слайд 27

Основная литература
Базовый учебник:

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г.

Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012.



Дополнительная литература

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Этика российского рынка. Антология / Под ред. А.О. Блинова. – М.: Камерон, 2004.

Рекомендуемая литература.

Основная литература Базовый учебник: Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/Под ред.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика