Слайд 1Этика деловых
отношений
Тема: «Место и роль этики деловых отношений в
современном обществе».
к.ф.н., доцент Лычманов Д.Б.
Слайд 2
План лекции.
1. Основные концепции происхождения морали.
2. Мораль и
этика. Мораль и право. Мораль и экономика.
3. Структура и
функции морали. Этические нормы и ценности: содержание и типология.
4. Этические проблемы деловой жизни. Структура этики деловых отношений.
5. Основное содержание профессионально-этических норм в бизнесе.
6. История развития деловой этики в России. Современная российская деловая этика.
II. Вывод.
III. Рекомендуемая литература
Слайд 3Основные концепции происхождения морали.
Мораль (от лат. moralis — нравственный)
— это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль —
важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде.
Существует три основных концепции происхождения морали:
натуралистическая - нравственные чувства человека произошли от примитивных нравственных чувств высших животных, которым, как и людям, свойственны забота о потомстве, взаимопомощь и самопожертвование во имя сохранения других сородичей.
религиозная - источником морали является Бог (боги), даровавший людям заповеди и строго взыскивающий за их нарушение.
социальная - нормы морали были санкционированы обществом в результате общественного договора. До этого люди, в их «естественном» состоянии, вели нескончаемую войну друг с другом.
Слайд 4Мораль и этика.
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав)
— учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил древнегреческий
мыслитель Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Важнейшими категориями этики являются: Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть. Этика определяет нравственные идеалы, образцы морального поведения.
Однако этические нормы и идеалы далеко не всегда совпадают с существующей моральной действительностью, фактическими нормами поведения людей. Поэтому мотивы человеческого поведения часто бывают противоречивыми: с одной стороны, человек стремится вести себя в соответствии с этическими нормами, а с другой, ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением этих норм.
Тем не менее, этика выступает как средство контроля и самоконтроля морального поведения людей в обществе; мотивирует их к нравственному самосовершенствованию.
Слайд 5Мораль и право.
Право — это совокупность правил поведения, определяющих степень
свободы людей, их равенства в деле защиты своих интересов, которые
закреплены в законах и иных официальных актах, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
И мораль, и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество социальными нормами; они имеют сходную структуру и общий объект регулирования — общественные отношения.
Однако,
мораль, формируется в обществе стихийно, а право возникает только с формированием института государства и обеспечиваются исключительно им;
нормы морали определяются обычаями и самосознанием людей, а правовые нормы формируются государством и закрепляются в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях);
моральные нормы часто носят наиболее обобщенный характер («не убий», «возлюби ближнего своего, как самого себя»), а нормы права обязательно детализируются в понятиях, принципах, структурных элементах нормы права; в них чётко определены юридические права и обязанности участников общественных отношений;
мораль охватывает практически все области человеческих отношений, а право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни.
В некоторых случаях право непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, в нормах уголовного права).
Слайд 6Мораль и экономика.
Экономика, как значимая сфера общественной жизни, также
регулируется системой моральных норм.
Базисными моральными ценностями социума в сфере
экономики являются ценности «блага», «хозяйственности» и «справедливости», а их конкретное содержание определяется характером экономической системы и хозяйственной структуры общества.
Однако, кроме общесоциального содержания, эти ценности имеют и личностный аспект, они определяют моральные качества самих людей, участвующих в процессах общественного производства, в их организации и в управлении ими. Эти отношения изучаются в рамках особой этической дисциплины – ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Экономика, как сфера производства жизненно необходимых человеку благ, тесно связана с естественно-природным (физическим) миром, поэтому экономические законы носят объективный, независящий от желания людей, характер, что накладывает свой отпечаток и на действие моральных норм в экономике.
Экономика влияет и на общественную мораль, и на отдельного человека. Например, кризисные экономические явления могут привести к падению нравов.
Слайд 7Структура морали.
Мораль представляет собой единство трех структурных элементов:
морального
сознания;
морального поведения;
моральных отношений.
Моральное сознание можно разделить на сознание
индивидуальное и общественное.
Общественное моральное сознание можно разделить также на два подвида:
обыденное (общественная моральная психология (моральные чувства и ценностные ориентации));
теоретическое (этика, философия морали).
Основой моральной психологии человека и общества являются моральные чувства – человеческие переживания явлений действительности с позиции моральных ценностных ориентаций, выработанных обществом и усвоенных индивидами. Примером моральных чувств являются гуманное отношение, доброжелательность, сочувствие, дружеские чувства, любовь, чувство долга, чувство патриотизма и др.
Ценностная ориентация – это способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности.
Моральные ценности – система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.
Слайд 8Структура морали.
Основой этики, как теоретической формы общественного морального сознания,
являются
этические понятия, принципы, идеалы, нормы и оценки.
Этические понятия – это
рационально выраженные формы моральных чувств и переживаний.
Важнейшими этическими понятиями являются понятия Добра, Зла, Справедливости, Долга, Совести.
Фундаментальным этическим понятием является понятие Добра. Добро – всё то, что способствует благополучию человека и человечества, удовлетворению всех его потребностей и чаяний, возрастанию его жизненных сил и возможностей. В узко поведенческом значении добро воспринимается как всё то, что служит благу каждого и всех, воссоединяет людей, ведёт к их развитию и самосовершенствованию, всеобщей гармонии и счастью.
Зло также является фундаментальным этическим понятием, но прямо противоположным понятию Добра. Зло – всё то, что разрушает человеческое благополучие и жизненный расцвет, препятствует взаимодействию людей и единству человеческого рода.
Справедливость — этическое понятие, означающее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Моральный долг – понятие обозначающее нравственно аргументированное внутреннее добровольное побуждение личности к какому-либо деянию, как морально значимому и потому необходимому.
Совесть — этическое понятие, выражающее способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Слайд 9Структура морали.
Этические принципы – господствующие в обществе или внутренние
личные убеждения человека,
определяющие его отношение к действительности и нормы
поведения.
Основными этическими принципами в истории человечества были:
Принцип талиона («око за око, зуб за зуб») – принцип обязательности равного возмещения виновным, посредством собственной потери, понесённой утраты имущества или физического ущерба пострадавшему. Был распространён в традиционном обществе в древности.
Принцип гуманизма — принцип признания человека высшей этической ценностью.
Принцип милосердия — принцип сострадательной и деятельной любви, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся. Принципы гуманизма и милосердия исторически восходят к христианскому религиозному мировоззрению.
Принцип альтруизма – принцип бескорыстного служения другому человеку. Достоинство альтруизма в готовности прийти на помощь и служить другому, без этого невозможно сотрудничество людей в различных сферах общественной жизни. Однако существенным недостатком альтруизма является самоотречение, т.е. отказ от ценности собственной жизни и благополучия.
Принцип эгоизма – принцип любви к себе. Плюс эгоизма – в учёте собственных потребностей и в самоуважении, без которых невозможны созидательная деятельность и саморазвитие личности. Существенный недостаток эгоизма – в гипертрофии значимости собственной личности и в игнорировании интересов других. , эгоцентризм, человек теряет способность любить других.
Принцип коллективизма — принцип сознательного стремления содействовать общему благу; отказ от противопоставления индивида обществу и всякой социальности.
Слайд 10Структура морали.
Для каждого исторического периода был характерен свой этический
идеал.
Этический идеал определяет характер действий человека с целью сознательного
волевого нравственного саморазвития личности. Этический идеал формируется под влиянием интересов общества и жизненных обстоятельств человека и определяет содержание моральных принципов и норм.
Этические нормы — это первоэлементы морали, из которых складывается система морального регулирования как предписания и последующей оценки поведения индивидов. Таким образом, этические нормы выступают и как образцы морального поведения, и как основы морального суждения и оценки.
Этические понятия, принципы, идеалы, нормы и ценности закрепляются в системе этических учений.
Основными этическими учениями в истории человечества являются:
этика конфуцианства; даосизма; буддизма;
учение стоиков; античного гедонизма; эвдемонизма Аристотеля;
этика иудаизма; средневековая христианская этика; протестантское этическое мировоззрение; моральное учение ислама;
этика долга Иммануила Канта; этика утилитаризма; Моральный кодекс строителя коммунизма.
Слайд 11Структура морали.
Ключевым компонентом морального поведения является моральный поступок.
Моральное поведение,
опирается на нравственное сознание личности, что предполагает моральную зрелость и
свободный выбор со стороны последней. В поведении реализуются усвоенные личностью моральные ценности и нормы, что является показателем степени развития нравственной культуры человека.
Моральный поступок характеризует способность человека осознавать цели действия и выбирать соответствующие средства для его реализации.
Большое значение для совершения морального поступка человеком имеет его мотивация, играющая роль побудителя к действию, без него моральный поступок просто невозможен. Однако мотивы и поступки могут и не совпадать по содержанию, мотивы могут быть и ложными.
И сами поступки, и их мотивы могут корректироваться на основе этической (само)оценки поведения. Этические оценки – это акты одобрения или осуждения поступков с позиции того или иного этического учения, системы содержащихся в нём моральных принципов, норм и ценностей.
Возможна и оценка будущих действий как способность предвидения последствий поступка; таким образом, она может одновременно служить и его мотивацией.
Слайд 12Структура морали.
Моральные отношения – это особый вид общественных отношений, возникающих в процессе нравственной деятельности людей.
Моральные отношения
могут различаться по:
субъектам (личность и общество; гражданин и государство);
содержанию деятельности
(профессиональная этика; этика семейных отношений);
степени значимости и распространённости рассматриваемой системы отношений в социуме (общечеловеческая мораль; национально-религиозная этика) и т.д.
Слайд 13Функции морали.
Мораль выполняет ряд социальных функций.
Регулятивную. Мораль регулирует содержание
сознания и характер поведения и отношений
между людьми на основе
нормирующих требований, запретов, ограничений и образцов.
Ценностно-ориентирующую. Мораль ориентирует людей в системе ценностей, указывая на систему имеющихся предпочтений в сфере поведения и его нравственной оценки.
Познавательную. Мораль позволяет познавать смысл явлений с позиции ценностей Добра и Зла в ходе практического освоения реальности, в результате чего в конкретных конфликтных ситуациях воспроизводятся все основные элементы морали.
Воспитательную. Мораль, через всю совокупность нравственных норм, привычек, обычаев, нравов, образцов поведения, побуждает людей к усвоению общественно востребованных форм общей и нравственной культуры.
Оценочную. Мораль оценивает с нравственных позиций способы, формы и результаты освоения человеком действительности.
Мотивационную. Мораль способствует оправданию и стимулированию деятельности людей с помощью нравственной мотивации.
Коммуникативную. Мораль выступает как форма общения, трансляции морального опыта; она обеспечивает взаимопонимание людей на основе общности их моральных ценностей, их взаимную поддержку и помощь.
Гуманизирующую. Мораль способствует самосовершенствованию человека; смягчению их нравов и привитию уважения и любви друг другу.
Слайд 14
Этические нормы и ценности: содержание и типология.
Как уже было показано
выше, моральные нормы и ценности могут различаться по содержанию, степени
социальной значимости, сферам проявления и количеству и характеру носителей.
Сегодня учёные выявляют несколько типов моральных систем и содержащихся в них ценностей и норм.
моральные системы делятся на:
дескриптивные и нормативные;
«естественные» (натуралистические) и релятивистские (субъективистские);
племенные и территориальные;
религиозные (ссылающиеся на авторитет Бога) и атеистические (отрицающие богов).
Слайд 15
Этические нормы и ценности: содержание и типология.
Дескриптивные нормо-ценностные системы носят
лишь предписывающий характер, без объяснения мотивов выбора утверждаемых моральных норм
и ценностей.
Нормативные моральные системы, напротив, пытаются обосновать свой ценностный выбор, объективировав, таким образом, утверждаемые нормы.
Натуралистические теории морали объясняют ценностный выбор моральных норм их естественностью и укоренённостью в жизни людей.
Субъективистский подход к пониманию морали рассматривает моральные нормо-ценностные системы как содержательно относительные и зависимые от произвола их носителей.
Ряд исследователей противопоставляет достаточно гибкие племенные моральные системы, как основанные на коллективных нормах, накладываемых на человека, территориальным, которые жёстко регламентируют поведение человека на его и сопредельных территориях и носят по преимуществу запретительный характер.
Слайд 16
Этические проблемы
деловой жизни.
В последние десятилетия научно-практический интерес к этической
стороне деловых отношений в цивилизованном мире значительно возрос. Это связано
со значительными изменениями, наблюдающимися в постиндустриальном обществе, а именно:
вступлением социума в эпоху информационального технологического развития;
становлением сетевой экономики и возрастанием значения горизонтальных корпоративных связей; ростом степени деловой ответственности локального менеджмента;
дальнейшей интернационализацией процесса общественного производства, ведения бизнеса и форм занятости; значительными миграционными процессами и возникающими на этой почве межцивилизационными (национально-этническими, религиозными, культурными и моральными) конфликтами;
углублением процесса консьюмеризации общества и обострением проблемы ресурсов и сохранения окружающей среды; кризисом общих модернистских моральных установок; возрастанием запросов и требований к организации массового потребления на фоне общего снижения деловых этических стандартов, как на персональном, так и на корпоративном уровне.
Слайд 17
Этические проблемы
деловой жизни. Структура этики
деловых отношений.
В сложившихся
обстоятельствах деловое сообщество придаёт этическим проблемам большое значение.
Этику деловых
отношений можно определить как совокупность нравственных принципов, норм и предписаний, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она есть частный случай общей этики и ориентирует субъектов на поведение, гарантирующее получение максимальной прибыли.
Этические проблемы деловых отношений формулируются учёными как актуальные моральные дилеммы, проявляющиеся на микроэтическом, мезоэтическом и макроэтическом структурных уровнях.
Слайд 18
Этические проблемы
деловой жизни. Структура этики
деловых отношений.
Микроэтический структурный
уровень этики деловых отношений предполагает рассмотрение основных проблем морального выбора
и определения принципов и норм персонального этического поведения людей, а также правил межличностного и корпоративного экономического взаимодействия.
Мезоэтический структурный уровень этики деловых отношений предполагает рассмотрение основных проблем морального выбора и определения принципов и норм этического поведения субъектов на уровне межкорпоративного, отраслевого и межотраслевого, национально- регионального, межрегионального и общегосударственного экономического взаимодействия.
Макроэтический структурный уровень этики деловых отношений предполагает рассмотрение основных проблем морального выбора и определения принципов и норм этического поведения субъектов на уровне межгосударственного, международно-регионального и глобального экономического взаимодействия.
Особое место в этике деловых отношений отводится истории развития этических принципов и норм делового взаимодействия, позволяющих проследить эволюцию нравственной деятельности людей в сфере экономического производства и управления.
Слайд 19
Основное содержание
профессионально-этических норм
в бизнесе.
В работе американского социолога
Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на
аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.
Таких принципов-аксиом десять:
Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов (в частности Демокрита) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.).
Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).
Слайд 20
Основное содержание
профессионально-этических норм
в бизнесе.
4. Никогда не делай
того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные
нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что не ведет к благу, а не вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллом).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).
Слайд 21
Основное содержание
профессионально-этических норм
в бизнесе.
9. Никогда не делай
того, что могло бы повредить слабейшим в обществе (принцип основан
на правиле распределительной справедливости К. Родса).
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Существуют и другие системы принципов и этических кодексов экономической деятельности Например, «Декларация Ко», интегрирующая не только европейский и американский деловой опыт, но этические основы деловой практики Востока (Японии), называет такие принципы, как
ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия; уважение правовых норм;
поддержка многосторонних торговых отношений;
забота об окружающей среде;
отказ от противозаконных действий.
Слайд 22История развития деловой этики
в России.
Основы российских норм экономического
поведения складываются в период становления Российского Национального рынка; с середины
XVII века начинается быстрое расширение торговых связей Москвы; постепенно усваиваются общемировые традиции частного предпринимательства, конкурентной борьбы и договорных экономических отношений.
При Петре I вводится госконтроль за качеством импортируемых и экспортируемых товаров, начинают предоставляться льготы и покровительство купцам, растёт взаимное доверие между предпринимателями и государством.
В эпоху Екатерины II изменяется правовое положение купцов, они освобождаются от податей, платя лишь фиксированный процент с капитала, что способствует оформлению этических принципов российского предпринимательства, складыванию нравственных традиций российской буржуазии.
В России XIX - начала XX в.в. сложились механизмы, позволяющие сохранять нравственную чистоту рядов предпринимателей: система рекомендаций купеческих союзов (гильдий) и «Совестный суд», позволявшие отсечь нечистоплотных предпринимателей; создание товариществ «на вере»; патриархальные (общинные) основы взаимоотношений работодателей и работников; приверженность нравственным нормам православия.
В России социалистического периода этика деловых отношений приобрела вид классовой этики жесткого подчинения системе государственного управления экономикой в сочетании с трудовой этикой наподобие протестантской.
Слайд 23История развития деловой этики
в России.
В постсталинский период партийно-хозяйственная
бюрократия начала реализовывать узко ведомственные и личные цели в экономической
деятельности, сочетая их с прежней классово-государственной моралью. Параллельно развивалась «теневая» экономика – криминальное предпринимательство, исповедовавшее мораль уголовного мира.
В период «перестройки» начала формироваться этика современного российского бизнеса. Она несёт на себе отпечаток советской эпохи, поскольку её носители – нынешние предприниматели – бывшие советские люди. Все они пришли в бизнес разными путями, представляли разные социальные группы и исповедовали разные культурно-нравственные установки:
1. бывшие представители советской партийно-хозяйственной номенклатуры, усвоившие традиции административно – командной системы; этические ценности советской бюрократии, привыкшей «кормиться» от государства;
2. люди пришедшие в предпринимательство из среды рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции и привнёсшие в деловые отношения стремление к возрождению духа и традиций дореволюционного предпринимательства; ориентации на западные стандарты ведения бизнеса, с его новаторством и рациональным отношением к делу;
3. представители национальных регионов России, начавших строить систему деловых отношений на основе патриархальных и религиозных (иудейских, христианских, исламских) ценностей;
4. бывшие «цеховики» – «теневые» предприниматели советских времён, привнёсшие в современные деловые отношения стандарты жёсткой полукриминальной и криминальной культуры.
Слайд 24
Итак, современная деловая этика России весьма сложное и неоднозначное явление,
вобравшее в себя весьма разнообразные этические формы. Однако, уже сейчас
очевидны некоторые принципиальные черты новой этической парадигмы экономической деятельности.
1. Говорить о полном торжестве фундаментальных принципов рыночной системы западного образца в России сегодня не приходится: принципы незыблемости частной собственности, свободы предпринимательской деятельности, абсолютной прозрачности правил ведения бизнеса и требований к нему со стороны государства, системы договорных экономических отношений очень часто нарушаются. В восприятии экономических отношений большинством бизнесменов по прежнему господствует впечатление о главенствующей роли государства в возможности организации бизнеса и о излишне жёстком государственном контроле над его осуществлением.
2. Фигура российского бизнесмена по-прежнему воспринимается в обществе негативно; предпринимательский успех, в условиях значительного социального расслоения и бедности, вызывает неприятие у значимой части населения.
3. Негативную роль в развитии новой системы этических ценностей играет и традиционно характерное для России пренебрежительное отношение к закону и к роли; правовые отношения многие предприниматели предпочитают заменять «договорными» отношениями с чиновниками, что становится основанием для серьёзного роста уровня коррупции в стране.
Современная
российская деловая этика.
Слайд 25
Тем не менее, социально ответственный российский бизнес сознаёт опасности, возникающие
перед предпринимателями и страной в данной непростой социально-экономической ситуации, и
стремится реализовать совсем иные принципы взаимоотношений между предпринимателями, обществом и государством.
Так, например, члены основанного ещё в 1991 году Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в своей «Хартии корпоративной и деловой этики» (2002 г.), сформулировали следующие принципы корпоративной этики:
1. добропорядочность, справедливость, честность во взаимоотношениях с партнёрами и конкурентами;
2.отказ от действий, направленных на подрыв основ института собственности;
3. отказ от использования формальных процедур для толкований законов, несовместимых c их духом, с нормами корпоративной этики;
4. отказ от совершения действий, направленных на усиление социальной напряженности в обществе;
5. отказ от незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей;
6. уважительное отношение к конкурентам, отказ от незаконных форм борьбы, использование только корректных методов, соответствующих корпоративной этике;
7. забота о поддержании как своей собственной деловой репутации, так и репутации российского бизнеса в целом; отказ от распространения заведомо ложной и непроверенной информации;
8. разрешение споров путём переговоров на основе механизмов внесудебного разрешения споров, предоставляемых Объединённой комиссией по корпоративной этике при РСПП; уважение её решения.
Современная
российская деловая этика.
Слайд 26
Итак, мораль – важнейщий социальный регулятор, осуществляющий «настройку» чувств, поведения
и отношений людей в обществе через усвоение ими ценностей, понятий,
принципов, идеалов и норм морали и моральных учений, формулируемых на теоретическом уровне морального сознания в рамках этики.
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ – специфическая часть этики, изучающая совокупность нравственных принципов, норм и предписаний, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Значимость этики деловых отношений в современном мире обусловлена теми глобальными процессами, которые характеризуют жизнь постиндустриального общества и требуют решения множества проблем, возникающих перед человечеством, национальми государствами и бизнесом.
Этические проблемы деловых отношений формулируются учёными как актуальные моральные дилеммы, проявляющиеся на микроэтическом, мезоэтическом и макроэтическом структурных уровнях современных моральных отношений в экономической сфере.
Особое место в этике деловых отношений отводится истории развития этических принципов и норм делового взаимодействия, позволяющих проследить эволюцию нравственной деятельности людей в сфере экономического производства и управления. Исторический анализ развития этических принципов и норм предпринимательской деятельности в России позволяет исследователям вскрыть корни имеющихся проблем в процессе становления новой морали российского бизнеса, выявить как тревожные, так и позитивные тенденции в развитии современной деловой этики.
Вывод.
Слайд 27
Основная литература
Базовый учебник:
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г.
Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012.
Дополнительная литература
Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Этика российского рынка. Антология / Под ред. А.О. Блинова. – М.: Камерон, 2004.
Рекомендуемая литература.