Слайд 1Практикум профессионального и личностного роста
Преподаватель и разработчик курса:
Пасмурцева Наталья Николаевна,
кандидат
экономических наук,
доцент кафедры государственного
и муниципального управления УрГЭУ
Слайд 2Контрольные точки учебной дисциплины
I семестр, экзамен.
Эссе
Творческий проект
Тестирование
Контрольная работа
Слайд 3Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Персональный менеджмент как основа профессионального и
личностного роста. Подходы к пониманию личности и закономерностей ее развития.
Понятие «личностный рост». Критерии личностного роста. Жизненные цели и профессиональное самоопределение. Целеполагание личности: постановка, согласование и корректировка целей.
Слайд 4Содержание учебной дисциплины
Тема 2. Социально-психологический тренинг профессиональной адаптации. Виды адаптации.
Технологии профессиональной адаптации. Стрессовые состояния специалиста. Психология успеха.
Слайд 5Содержание учебной дисциплины
Тема 3. Социально-психологический тренинг межличностных отношений, деловые коммуникации.
Личность и межличностные отношения в группах. Совместная деятельность в трудовом
коллективе. Тактики поведения в конфликте. Самопрезентация.
Слайд 6Содержание учебной дисциплины
Тема 4. Социально-психологический тренинг креативности, мотивация к инновационной
деятельности. Личностные и профессиональные ценностные ориентации и мотивы; типы и
виды ценностей. Саморазвитие личности и профессиональное самоопределение. Способы и приёмы самопознания. Самообразование и самовоспитание. Концепции непрерывного образования.
Слайд 7Содержание учебной дисциплины
Тема 5. Социально-психологический тренинг достижений в профессиональной деятельности.
Имиджелогия. Сущность и направления личностно-профессионального роста. Карьерограмма. Вертикальный и горизонтальный
векторы развития карьеры.
Слайд 8Цель изучения дисциплины
формирование осознанного понимания собственных жизненных целей и возможностей
личностного роста, развитие умений преодоления трудностей адаптации и самореализации в
профессиональной деятельности.
Слайд 9Компетенции, формируемые в результате
изучения дисциплины
ОК-5: способность к коммуникации в устной
и письменной формах на русском и иностранном языках для решения
задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ПК-17: владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями
Слайд 10Персональный менеджмент как основа профессионального и личностного роста
Слайд 11Содержание темы
1.Персональный менеджмент: сущность, модель, функции.
2. Модель качеств менеджера/специалиста: "Умение
управлять самим собой».
3. Теории лидерства. Типы власти и стили управления.
Слайд 12Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять
самим собой.
Английская пословица
Слайд 13Временем как ресурсом любой человек располагает изначально в равном количестве. Но
результаты его использования у разных людей различны.
Постоянный дефицит времени при
возрастающей интенсивности труда явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. И перед
каждой экономически развитой страной сегодня стоит вопрос: как научиться экономить время и повысить производительность труда.
Слайд 14Как показывают многочисленные исследования, руководители и специалисты из-за нехватки времени увеличивают
свой рабочий день. В итоге им не остается времени и сил
на повышение своей квалификации, рост культуры, отдых и сохранение здоровья, семью, личностное развитие. Следует иметь в виду, что нехватка времени - не причина, а следствие плохой самоорганизации индивида.
Если руководитель или специалист постоянно занят "горящими делами", поддается стихийному ходу событий, не управляет собственным временем, а зависит от обстоятельств, то со временем он теряет способность отличать главное от второстепенного, выделять из множества конкретных ситуаций важные проблемы. Его действия все больше приобретают авральный характер оперативного гашения конфликтов, ликвидации сбоев, а в общем - "латания дыр". В силу огромной перегруженности наиболее важные, проблемные задачи
он уже не решает. Остаются в стороне перспективные вопросы, а это, в свою очередь, порождает массу новых текущих проблем, которыми приходится заниматься, тратя на это большое количество времени.
Слайд 15В силу огромной перегруженности наиболее важные, проблемные задачи
он уже не
решает. Остаются в стороне перспективные вопросы, а это, в свою
очередь,
порождает массу новых текущих проблем, которыми приходится
заниматься, тратя на это большое количество времени.
Слайд 16Вместе с тем, и наука, и практика управления убедительно доказывают возможность
и необходимость эффективной организации личного труда специалистов и руководителей. Ведь в
деятельности успешных работников есть общие черты, которые можно выявить, сформулировать в виде принципов, практических советов, целесообразных для данной сферы менеджмента.
Опыт показывает: жизнь, личный труд индивида на работе и в собственном доме могут и должны быть организованы в систему.
Слайд 17Сущность понятия «персональный менеджмент»
Самоменеджмент – самоуправление, процесс самодеятельности, возвышения личности.
Эффективное
самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так
и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.
Слайд 18Сущность понятия «персональный менеджмент»
Персональный менеджмент (самоменеджмент) - это целенаправленное и последовательное
использование практических методов менеджмента в
повседневной деятельности для того, чтобы оптимально
и со смыслом
использовать свое время.
Слайд 20Сущность понятия «персональный менеджмент»
Самоменеджмент - это саморазвитие индивида или (по
В. Кирпичеву) личная тектология (организационная наука управления самим собой).
Слайд 21Основная цель персонального менеджмента
наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением
своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе,
так и в личной жизни.
Речь идет о том, чтобы положение, при котором типичны неупорядоченная работа и обусловленное внешними обстоятельствами выполнение заданий, преобразовать в ситуацию целесообразных и выполнимых задач.
Слайд 22Функции персонального менеджмента
1 - постановка цели и мотивация. Анализ и
формирование личных целей. Определение мотивов к их достижению.
2 - планирование.
Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
3 - принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.
Слайд 23Функции персонального менеджмента
4 - реализация и организация. Составление распорядка дня
и
организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных
задач.
5 - контроль.
Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей).
Слайд 24Функции персонального менеджмента
6 - информация и коммуникация. Вокруг этой функции
"вращаются" остальные функции, поскольку коммуникации как
обмен информацией необходимы во всех
фазах процесса самоменеджмента.
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено
в данной модели, а многообразно переплетаются.
Слайд 25Модель системы
«персонального менеджмента»
Систему персонального менеджмента можно образно представить в виде
модели требований к качествам индивида, способного управлять собой. Эта модель складывается из
семи блоков:
1 - способность формулировать и реализовывать жизненные цели;
2- личная организованность;
3 - самодисциплина;
4 - знание техники личной работы;
5 - способность делать себя здоровым;
6- эмоционально-волевой потенциал;
7 - самоконтроль.
Слайд 26
1 блок модели - способность формулировать
и реализовывать жизненные цели
Содержанием
критерия служит умение мобилизовать собственные способности и жизненные ресурсы.
Слайд 27Первичные качества первого блока модели
1. Способность познать самого себя.
2. Умение формулировать
свои жизненные цели.
3. Умение принимать решения.
4. Умение планировать карьеру.
Слайд 282 блок модели – личная организованность.
Содержание критерия - способность
индивида жить и работать по
системе.
Слайд 29Первичные качества второго блока модели
1. Приверженность системному подходу.
2. Умение ценить
и эффективно использовать время.
3. Умение сосредоточиться на главном.
4. Умение все делать по
порядку.
5. Умение не упускать из виду
мелочей.
6. Умение учитывать и анализировать затраты времени.
Слайд 303 блок модели – самодисциплина.
Самодисциплина - это личная дисциплинированность, соблюдение
строгого порядка, точность и планомерность в работе.
Содержание критерия - умение управлять
своим поведением, "держать себя в
руках".
Слайд 31Первичные качества третьего блока модели
1. Обязательность, способность держать слово. 2. Пунктуальность,
точность исполнения. 3. Собранность, умение не
разбрасываться. 4. Наличие чувства ответственности.
5. Умение отказываться
от удовольствий ради главного.
Слайд 324 блок модели – знание техники личной работы
Содержание критерия -
знание правил и приемов организации личной работы и
умение ими пользоваться.
Слайд 33Первичные качества четвертого блока
1. Умение организовать рабочее место. 2. Умение пользоваться
организационной и вычислительной техникой. 3. Умение работать с информацией. 4. Умение
составлять документы 5. Умение говорить по телефону. 6. Умение слушать 7. Умение планировать свои дела 8. Знание методов рационализации личного труда.
9. Умение пользоваться записной книжкой 10. Умение менять занятия. 11. Знание технологии коммуникаций.
12. Умение найти и получить работу. 13.Умение
адаптироваться в коллективе. 14. Умение взаимодействовать с руководителем (подчиненными).
15. Умение делегировать полномочия.
Слайд 345 блок модели - самоорганизация личного здоровья
Содержание критерия – хорошее
состояние здоровья, гигиена умственного труда.
Слайд 35Первичные качества пятого блока
Физические нагрузки 2. Правильное
питание 3. Сон 4.
Дыхание 5. Водные процедуры 6. Закаливание 7.
Борьба с шумом 8.
Тренированность нервной системы 9. Умение расслабиться 10. Отказ от вредных привычек 11. Режимы труда и отдыха
Слайд 366 блок модели - Эмоционально-волевой потенциал
Содержание критерия - способность управлять
своей волей, воспитывать в
себе оптимизм и жизнерадостность.
Слайд 37Первичные качества шестого блока
Волевые качества индивида. Выражают его сознательную саморегуляцию
своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели.
Трудолюбие. Подразумевает проявление
достаточно сильного и глубокого интереса к своему делу. Без этого невозможен творческий подход к решаемым проблемам.
Упорство в работе. Быть настойчивым в достижении поставленных целей - составная часть эмоционально-волевого потенциала.
Целеустремленность. Каждый честолюбивый человек ставит перед собой те или иные цели или задачи. Целеустремленность подразумевает способность твердо идти к поставленной цели, постоянно думать о перспективах трудового
коллектива.
Слайд 38Первичные качества шестого блока
Решительность. Подразумевает отсутствие страха при решении поставленных задач,
новизну и оригинальность, новаторство в постановке проблем и предложенных путях их
решения. Решительный человек не боится оказаться перед возможной неприятностью.
Напористость. Это способность не останавливаться на половине достигнутого, преодолевать любые трудности, быстро и оперативно реагировать на те или иные ситуации.
Умение заинтересовать, мотивировать себя. Мотивация самого себя - это определение побудительных моментов, которые управляют нашими поступками.
Слайд 39Первичные качества шестого блока
Оптимизм и жизнерадостность. О человеке, обладающем такими
качествами, говорят, что он обладает мироощущением, проникнутым жизнерадостностью, верой в будущее. Увлеченность
работой. Умение творчески относиться к своему труду,
работать с самоотдачей позволяют добиться гораздо больших результатов,
чем при формальном отношении к своим обязанностям.
Преданность работе и коллективу. Из анализа мировой практики менеджмента известно, что работник относится к выполнению своих обязанностей куда более ответственно, если уверен в поддержке коллектива, в котором он трудится. В этом случае возникает как бы обратная связь - человек относится с большим пониманием к коллективным проблемам, что положительно
сказывается на морально-психологическом климате.
Слайд 40Первичные качества шестого блока
Семейное благополучие. Зачастую от того, насколько благополучна
семейная жизнь, зависит и эмоциональный настрой человека, а следовательно, - его настроение,
внутреннее спокойствие и, как итог, - производительность на рабочем месте. Именно поэтому умение строить семейные отношения существенно влияет па эмоционально-волевой настрой индивида.
Уверенность в самом себе. Если человек твердо уверен в себе, т.е. неколеблющийся и несомневающийся, тогда везде и всегда ему
будет сопутствовать удача в бизнесе, и все будут желать иметь с ним дела. Следует всегда помнить, что нет ничего худшего, чем неверие в самого себя, которое будет оказывать подавляющее воздействие на Ваш дух.
Психологическая подготовка к работе. От того, как специалист
психологически настроен на выполнение той или иной работы, зачастую зависит и весь успех дела.
Слайд 41Будущий специалист должен овладеть наукой и искусством управления самим собой, освоить
приемы персонального менеджмента
Это позволит индивиду:
• эффективно организовывать свой личный труд
и труд своих подчиненных;
• кратчайшим путем достигать профессиональных и жизненных целей;
постоянно повышать квалификационный уровень;
избегать стрессовых ситуаций, повышать и сохранять высокую работоспособность;
достигать наилучших результатов труда;
получать удовлетворение от выполняемой работы.
Слайд 44 инициативность
Черты
характера
успешных
руководителей
уравновешенность
Слайд 45профессионал
организатор
лидер
психолог
M1
M2
M4
M3
менеджер
Лидер – это человек, который может влиять
или иметь власть над другими людьми и без официальных полномочий.
Слайд 47ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Харизматическая теория – человек рождается с задатками лидера, ему
предписано руководить.
Харизма в переводе с греч. означает
дар, благодать.
Теория черт – личность сама может приобретать качества лидера.
Возможно воспитать истинного лидера, если выявить лидерские качества личности, а затем организовать ее обучение и воспитание.
Синтетическая теория включает черты как харизматической концепции, так и теории черт.
Слайд 48Направления теории черт:
концепция физических качеств – лидер должен иметь физические
преимущества (Петр Великий) – высокий рост, силу, большую массу;
концепция интеллигентности
– лидерские качества связаны с оценочными и вербальными способностями: инициативность, уверенность в себе, привязанность к сотрудникам, зрелость, мотивационные способности.
Слайд 49Формальное и неформальное лидерство
Лидер, принимающий решения, согласно правилам и процедурам
организации в соответствии с утвержденным распределением полномочий по иерархической цепочке,
является формальным лидером.
Слайд 50Формальное и неформальное лидерство
Лидер, принимающий решения, согласно правилам и процедурам
организации в соответствии с утвержденным распределением полномочий по иерархической цепочке,
является формальным лидером.
Слайд 51Формальное и неформальное лидерство
Неформальный лидер реально принимает решения менеджмента и
выполняет его функции, однако такой лидер не имеет, как правило,
соответствующей системы гарантий и прав системы санкций, позволяющих в полной мере исполнять и защищать функции и результаты исполнения функций менеджмента( например, применять административные меры наказания за невыполнение задания)
Слайд 52Эмоциональное и инструментальное лидерство
Функции эмоционального лидера - улучшение психологического климата
в группе, забота об оптимальном регулировании межличностных отношений. Обычно он
выступает в роли арбитра, советчика.
Инструментальный лидер - это член группы, который берёт на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и жестко направляет коллектив в направлении решения задач, стоящих перед коллективом.
Слайд 53Типы лидерства
Универсальный лидер- член коллектива, группы, который сочетает в себе
черты инструментального и эмоционального лидера.
Популистские лидеры - добиваются популярности за
счёт удобных для обывателей лозунгов и демаршей.
Слайд 54Типы лидерства
Предпочитаемый лидер- это член коллектива, которого выделяют из окружающих
и к которому относятся положительно (это надежный партнёр по работе,
верный в дружбе, с ним предпочитают иметь дело, общаться, дружить. У него положительный психологический статус.
Аутсайдер - это индивид с нулевым статусом. Почти в каждом коллективе можно встретить таких членов, которые в силу каких-то причин не проявили себя и держатся в тени.
Слайд 55ВЛАСТЬ – это возможность влиять на других людей.
Типы власти:
власть, основанная
на принуждении – руководитель влияет на подчиненных через страх наказания;
власть,
основанная на принуждении – руководитель влияет на подчиненных разными формами стимулирования (мотивации);
Слайд 56Типы власти
экспертная власть – руководитель влияет на подчиненных своей профессиональной
компетенцией, которой не обладает никто другой;
эталонная власть (власть примера) –
руководитель влияет на подчиненных своими способностями и качествами, которые вызывают глубокое уважение подчиненных, привлекают их, служат примером для подражания.
- традиционная (законная) власть – руководитель влияет «сверху», так как его более высокий официальный статус и положение в иерархии организации дают ему право отдавать распоряжения и влиять на поведение людей.
Слайд 57Стили управления
Авторитарный (автократический, директивный).
Демократический (коллегиальный).
Либеральный (разрешительный).
Слайд 58Авторитарный стиль руководства
Единолично принимает решения;
Использует методы распорядительного воздействия (приказывает, командует);
Всю
ответственность берет на себя, либо перекладывает на подчиненных;
Не дает возможность
проявит инициативу, либо подавляет ее;
Боится квалифицированных и самостоятельных работников;
Считает, что все знает и все умеет;
Считает, что в общении нужно держать дистанцию;
Отношения с подчиненными строит в зависимости от настроения;
Поддерживает формальную жесткую дисциплину;
Считает наказание, основным методом стимулирования, поощрения только по праздникам.
Слайд 59Демократический стиль руководства
Обсуждает принимаемые решения с подчиненными;
Предлагает подчиненным исполнить решение;
Распределяет
ответственность в соответствии с делегированными полномочиями;
Стимулирует, поощряет инициативу, использует ее
в интересах дела;
Подбирает грамотных и образованных специалистов;
Постоянно повышает свою квалификацию;
В общении настроен дружески;
Осуществляет постоянный самоконтроль, предпочитает ровную манеру отношений с подчиненными;
Осуществляет дифференцированный подход к требованиям дисциплины, ориентируясь на личность;
Использует различные формы стимулирования.
Слайд 60Либеральный стиль руководства
Ждет решения или указания «сверху»;
Просит об исполнении решения;
Снимает
с себя ответственность;
Отдает инициативу в руки подчиненных;
Подбором кадров не занимается;
Постоянно
пополняет свои знания, поощряет эту черту у подчиненных;
Общается с подчиненными в основном по их инициативе;
Предпочитает мягкость в отношениях;
Поддерживает формальную дисциплину;
Представляет подчиненных к моральному и материальному поощрению.