Слайд 1Презентация на тему «этнопедагогика»
Слайд 2Этнопедагогика как наука.
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является
народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. (Г.Н.
Волков)
Слайд 3Этнопедагогика изучает:
процесс социального взаимодействия и общественного воздействия,
в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности,
опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Слайд 4
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта;
поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче
нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.
Слайд 5Задачи:
- выявление этнической специфики народной педагогики в
традиционных культурах различных этносов;
- поиск закономерностей становления и развития
традиционной педагогической культуры народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;
Слайд 6
- способы отражения и функционирования
в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений;
- поиск путей использования прогрессивного народнопедагогического наследия в условиях современной системы образования.
Слайд 7Основатель этнопедагогики.
Волков Геннадий Никандрович (31 октября 1927, Большие Яльчики, Чувашская
АССР — 27 декабря 2010, Чебоксары) — профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии
образования, писатель-прозаик, основатель этнопедагогики.
Слайд 8Научная деятельность:
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно
в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ.
Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы. Автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий.
Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.
Родоначальник главенствующих идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.
Слайд 9
Подготовил более сотни докторов и кандидатов педагогических
наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в
свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.
1962 год — предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
1967 год — защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.