Слайд 1Эволюция традиционной медицинской этики и социокультурные предпосылки и основания биоэтики
Лекция
№ 1.
Слайд 2Вопросы:
1. Этапы развития медицинской этики.
2. Современные биомедицинские технологии и новые
ситуации морального выбора.
3. Биоэтика как современная форма профессиональной врачебной этики.
Слайд 3Биоэтика в медицине – это знание и регуляция проблем, возникающих
при пересечении медицинской практики и человеческих ценностей.
Биоэтика – это этика
жизни или жизненная этика.
Слайд 4Профессиональная медицинская этика:
призвана предотвратить тот урон, который может быть нанесен
личности, обществу и авторитету медицинской профессии в результате неосторожных, некомпетентных
и даже предосудительных действий какого-либо её представителя.
Слайд 5I этап развития медицинской этики
8 – 3 тыс. до н.э.
эпоха неолита:
Лечение больных становится одним из видов профессиональной деятельности.
Появляется наука
о регулировании поведения медика (лекаря, знахаря), оприравшаяся на основные моральные ценности: понятия о добре и зле.
Слайд 6Оказание помощи больному -
Добро.
Неоказание (без какой-либо весомой причины) –
Зло.
Слайд 7I этап развития медицинской этики
Во многих древних культурах ( Индия,
Китай, Тибет, Египет, Др. Греция) уделялось особое внимание профессиональному поведению
врачевателей:
Общение с пациентом и его семьей
Взаимоотношение с коллегами
Особые требования к моральным качествам и внешнему облику врача
Слайд 8I этап развития медицинской этики
Гиппократ (ок. 460 – 370 гг.
до н.э.)
руководитель Косской
школы врачевателей,
автор знаменитой «Клятвы»
Слайд 9Этика Гиппократа – это этика человеколюбия, милосердия и гуманности.
Врач должен
с первых своих шагов усвоить первый закон медицины « не
навреди» ( primum non nocere)!
Слайд 104 формы вреда
1. Бездействие, неоказание медицинской помощи.
2. Умышленный или вызванный
небрежностью (халатность, корыстная цель и т.д.).
3. Неквалифицированные действия персонала или
неосторожность.
4. Объективно – необходимый в данных условиях:
предусмотренный и непредусмотренный.
Слайд 11Этика Гиппократа – система морально – этических заповедей, требований, запретов,
регулирующих практику врачевания, определяющих:
отношение врача к пациенту
отношение между коллегами
отношение к
профессии
отношение врача и общества
Слайд 12II этап развития медицинской этики
Становление монотеистических религий:
буддизма, христианства, ислама.
Появление принципа
«Делай добро» как расширительного толкования принципа
«Не навреди».
Слайд 13II этап развития медицинской этики.
Своеобразным мостом
между античной
и
европейской
медициной стало
наследие великих
средневековых
арабских врачей.
Слайд 14 “Практическая этика врача” Аль-Рухави, “Приказ медицины” Ибн-абу Усейби,
“Канон медицины” и “Фирузнома” Ибн Сины (Авицены).
Многие
выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.
Слайд 15II этап развития медицинской этики.
Вера в средневековье являлась
духовной основой деятельности всех, кто занимался врачеванием.
Христианская церковь
в Европе взяла на себя заботы о немощных и больных.
Медицинская помощь оказывалась преимущественно при монастырях.
Слайд 16II этап развития медицинской этики.
Носители медицинских знаний – священнослужители и
их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с
религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.
Слайд 17III этап развития медицинской этики.
Создание медицинских факультетов при университетах
и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и
началом третьего этапа развития медицинской этики.
Слайд 18III этап развития медицинской этики.
Благодаря созданию медицинских факультетов
при университетах профессия врача становится более самостоятельной и распространенной.
В эпоху Возрождения начинаются споры о моральных качествах врача и каким образом они достигаются: в процессе академического обучения или через интуицию и опыт приходят от Бога.
Слайд 19Парацельс (1493-1541)
Отстаивал истинно христианские ценности:
«Из
сердца растет врач, из Бога происходит он, и степенью врачевания
является любовь».
«Не университеты делают врача врачом, а умение излечивать».
Слайд 20Парацельс расширительно трактует гиппократовский принцип «не навреди».
«Делай добро» т.е. обязанность
врача не только не нанести вреда, но и обязательно совершить
какое-либо позитивное действие.
Со времен Парацельса в Европе принцип «Делай добро» считается расширительным толкованием принципа «не навреди».
Слайд 21III этап развития медицинской этики.
Эпоха Просвещения:
госпитальное движение
переосмысление миссии медицины
в обществе
цель медицины – индивидуальное и общественное здоровье
Слайд 22Этический кодекс Т. Персиваля (1740-1804)
Обращен не только к врачам, но
и фармацевтам и всему больничному персоналу.
Поднимал вопрос о коллективной моральной
ответственности всех медицинских работников за судьбу пациента клиники.
Призывал помогать бедным
Слайд 23III этап развития медицинской этики.
С именем Персиваля следует
связывать расширение предмета врачебная этика и превращение её в медицинскую
этику.
«Медики хранители чести друг друга»
Слайд 24IV этап развития медицинской этики.
Деонтологический этап.
Деонтология есть учение о нравственном
долге и является частью этики.
Термин «деонтология» в XIX веке вновь
ввел в обиход И. Бентам в книге «Деонтология или наука о морали».
С XIX века термин «деонтология» связали с медициной.
Слайд 25IV этап развития медицинской этики.
Деонтологический этап.
«Деонтология в медицине – это
конкретизация медицинской этики для применения на практике принципов и норм
медицинской этики с целью максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».
(Иванюшкин А.Я.)
Слайд 26V этап развития медицинской этики. Биоэтика.
С 70х годов XX столетия
начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика. Биоэтика
возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.
Слайд 27Естественной предшественницей биоэтики является традиционная медицинская этика, со времен Гиппократа
основанная на патерналистской традиции.
Слайд 28Патернализм – это такая модель отношений, когда врач выступает по
отношению к больному как любящий отец или священник. В его
руках находится жизнь, здоровье, свобода, полноценность и счастье человека.
Слайд 29При патернализме отношения врач-пациент всегда ассиметричны:
врач обладает властью и знанием
больной
доверяет ему самое ценное и находится в крайне зависимом положении.
Поэтому
отношения врач-пациент всегда были жестко регламентированы моралью и правом:
Врач - принципиально обязан
Больной – принципиально защищен.
Слайд 30Биоэтика
В конце XX века возникает новое направление в этике, связанное
с медициной, но имеющее более широкое мировоззренческое значение. Это направление
меняет взаимоотношения между врачом и пациентом, и поэтому требует соблюдения новых этических принципов.
Слайд 31Социокультурные предпосылки биоэтики
Рост правосознания
Новые научные открытия в медицине и биологии
Внедрение
в медицинскую практику новейших медицинских технологий
Этическое и правовое регулирование
научных исследований.
Слайд 32Рост правосознания
Движения за права и свободы человека, в том числе
и в области здравоохранения.
Формирование мощных, многочисленных обществ пациентов (диабетических, онкологических,
психиатрических и т.д.),ассоциаций инвалидов, потребителей медицинских услуг.
Более широкая трактовка прав пациентов.
Слайд 33Права пациента
1. Право на уважение автономии личности
2. Право на выбор
методов лечения
3. Право на отказ от лечения вообще
4. Право на
получение исчерпывающей информации о диагнозе, лечении и прогнозе собственного состояния.
Эти права неизбежно предполагают личный выбор и личную ответственность за принятие решений.
Слайд 34Проблемы новейших медицинских технологий
Методы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, клонирования, пренатальной
диагностики;
Трансплантации органов или тканей;
Современные технологии реаниматологии
Слайд 35Проблемы этического и правового регулирования научных исследований
Научные исследования и эксперименты,
прежде всего на людях требуют строгой регламентации, чтобы обеспечить минимальный
риск для испытуемых, защитить их права, здоровье и достоинство, исключить излишние страдания и боль.
Слайд 36Появившаяся в 70-е годы XX столетия биоэтика является своеобразным «криком
о помощи» со стороны тех людей, которые сами не занимались
исследованиями, но были поставлены перед лицом риска и отрицательных последствий этих исследований, о которых врачи и ученые либо не знали, либо не всегда хотели их контролировать.
Слайд 37Биоэтика
Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером (1911-2001)
Поттер определил и её
основные направления в книге «Биоэтика – мост в будущее» 1971г.
Биоэтика
рассматривается В. Поттером как “новая дисциплина” (которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда “биоэтика”.
Слайд 38Поттер стремился показать, что именно противостояние и противопоставление фундаментальных общечеловеческих
ценностей и ценностей науки становится одной из причин кризиса угрожающего
человечеству, существованию самой жизни на Земле.
Слайд 39Глобальная этика призывает специалистов, работающих в области медицинской этики, принять
во внимание истинное значение биоэтики и расширить свои исследования и
практическую деятельность до проблем сохранения здоровья всего человеческого сообщества.
Слайд 40Современная медицина – сложная социо-культурная система, имеющая дело с такими
вечными явлениями жизни как рождение и смерть, здоровье, болезнь, выживание
человечества. Все люди являются участниками воспроизводства этих особых ценностей.
Не следует ограничивать нравственную проблематику медицины только отношениями врач-пациент.
Слайд 41В ведении биоэтики оказываются следующих четыре области:
а) этические проблемы медицинских
профессий;
б) этические проблемы, возникающие в области исследований о человеке, включая
и те, которые непосредственно к терапии не относятся;
в) социальные проблемы, связанные с политикой в области здравоохранения (государственной и международной), с трудовой медициной, с политикой планирования семьи и демографического контроля;
г) социальные проблемы, вызванные вмешательством человека в жизненные процессы других живых существ (растений, микроорганизмов и животных) и всего того, что относится к поддержанию равновесия экосистемы.
Слайд 42биоэтика представлена 3 видами:
1) общей биоэтикой, которая, занимаясь этическими основаниями,
изучает изначальные ценности и принципы медицинской этики и документальные источники
биоэтики (такие как международное право, профессиональная этика, законодательство);
Слайд 432) специальной биоэтикой, анализирующей главные проблемы, рассматриваемые ею всегда в
общем ключе как в медицинской, так и в биологической сферах
и включающие в себя генную инженерию, аборт, эвтаназию, клиническое экспериментирование, трансплантологию и т.д.
Слайд 443) клинической биоэтикой, или биоэтикой решений на основе анализа конкретных
случаев врачебной и клинической практики, исследующей ценности с которыми мы
сталкиваемся, и те пути, на которых можно найти этически верную линию поведения, не изменяя этим ценностям.
Слайд 45Биоэтика
Не отрицает норм и принципов медицинской этики и деонтологии
Защищает пациента
от вреда, причиняемого использованием новейших медицинских технологий
Требует соблюдения фундаментальных принципов
медицинской этики, уважения автономии личности
Слайд 46биоэтика
Выполняет функцию профессиональной защиты личности врача, его права поступать не
только по закону, но и по совести.
Подчеркивает зависимость здоровья человека
от внешней среды, окружающего мира