Слайд 1
Второй член Символа веры.
Единосущие Бога. Богообщение
Слайд 2
Задачи занятия:
Определить основные богословские понятия по теме.
2. Выявить отражение в
Символе веры единсущие
Бога-Сына с другими Лицами Пресвятой Троицы.
3. Обозначить
способы богообщения и богопознания.
Слайд 3И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия,
Единороднаго,
Иже
от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света,
Бога
истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу,
Имже вся быша.
Слайд 4
Единосущие Бога-Сына.
В.М.Васнецов
Андрей Рублев
Слайд 5Бог и разумная тварь (человек, ангел) определяются:
- природой (что?)
- ипостасью
(как? каким образом?)
- лицом, личностью (кто?)
«А в большом доме есть
сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном,
а другие в низком употреблении.
Итак, кто будет чист от сего,
тот будет сосудом в чести,
освященным и благопотребным Владыке,
годным на всякое доброе дело».
(2Тим. 2:20-21)
Слайд 6
Лицо человека соотносится с образом Божиим
(план, потенция).
Подобие – реализация
плана в результате совместных усилий человека и Бога
(синергия: аскетика
и благодать Божия).
Слайд 7
Внутритроичная жизнь – абсолютное взаимопроникновение (перихорезис):
- единосущие (одна плоть),
- любовь
как полная открытость и самоотдача (жертва),
уникальность каждого: ипостасные свойства Пресвятой
Троицы
(Нерожденность, Рождение, Исхождение),
равночестие при монархии Отца.
Пресвятая Троица - образец жизни
для христианина.
Слайд 8
Имена Божии (Бога-Сына) указывают на:
Божественную Его природу:
Господь, Сын Божий,
Слово, Премудрость,
- Человечество Христа: Иисус («Бог мое спасение», «Спаситель»)
и Христос («Помазанник»).
«В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него
ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
(Ин. 1:1-5).
Слайд 9
«Единородного,
иже от Отца рожденнаго…
рожденна, не сотворенна»
Слайд 10
В чем различие рождения и творения?
Слайд 12
Бог-Сын:
не есть творение Божие,
происходит из сущности Отца: единосущен Отцу,
обладает равным
с Отцом Божественным достоинством,
личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца -
личное (ипостасное) свойство Сына Божия.
Слайд 14
«Бог… существует в вечном вневременном бытии
без начала и конца…
Для Бога всё — «ныне».
В этом вечном настоящем Бога,
до сотворения мира,
Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным,
всегда существующим рождением…
рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал,
или, вернее, «существует» —
несотворенный, вечный и божественный»
(протопросвитер Фома Хопко).
Слайд 15
«Рожденнаго прежде всех век» -
предвечный характер рождения,
совечность Отца
и Сына.
"Прежде нежели был Авраам, Я есмь".
(Ин. 8:58)
Ересь Ария:
«было [время], когда Сына не было», Сын есть творение Божие,
Сын не единосущен Отцу.
Святитель Николай Чудотворец заушает еретика Ария на I Вселенском Соборе
Слайд 16
«Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»
Слайд 17
Единая Божественная природа (сущность)
«Если мы исповедуем неизменную природу Бога,
мы не отрицаем различия между Причиной и Причинным, и только
в этом улавливаем,
чем Один от другого отличен»
(свят. Григорий Нисский).
Слайд 18
«Сияние славы Его и образ Ипостаси Его»
(Евр.1:3)
«Один Бог
Отец Слова живого. Премудрости ипостасной, и Силы и Образа присносущего;
Совершенный, Родитель Совершенного, Отец Сына единородного, один Господь, Единый от Единого,
Бог от Бога, Образ и Изображение Божества,
Слово действенное. Мудрость, объемлющая состав всего, и Творческая Сила всей твари, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Присносущий Присносущего»
(свт. Григорий Неокесарийский).
Слайд 19
«Им же вся быша»
«Вся тем быша, и без Него ничтоже
бысть, еже бысть»
(Ин. 1:3)
«Им создано все, что на небесах
и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).
Слайд 20
Единосущие Лиц Пресвятой Троицы
– единое действие, единое творение мира.
Ипостасные
причины бытия различны:
- Отец - Причина первичная,
- Дух
- Причина совершенствующая,
- Слово - Причина действующая.
Слайд 21
«Яко из Того и Тем и в Нем всяческая»
(Рим. 11:36).
«Всякое действование, от Бога простирающееся
на тварь, от Отца
исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»
(свт. Григорий Нисский).
Бог Саваоф (неканоническая икона)
Творение мира
Священное Предание:
«из (от) Отца через Сына в Духе Святом».
Слайд 22
Есть ли различие
между действованиями Божественных Лиц
в предвечном бытии
Бога и в тварном мире?
Слайд 23
В предвечном бытии Троицы - рождение и исхождение
вне времени
и «независимо» одно от другого.
В тварном мире (в плане Божественного
домостроительства) - вневременная последовательность:
- Отец - Источник действия (свойства),
- Сын - Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого,
- Святой Дух - завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.
Слайд 24
«Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).
Отец - Источник любви:
«Ибо так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»
(Ин. 3:16).
Сын
- Явление Любви, Откровение ее:
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего»
(1Ин. 4:9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам:
«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»
(Рим. 5, 5).
Равночестие при монархии Отца: Отец действует через Сына и Святого Духа
«не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу» (прп. Иоанн Дамаскин).
Слайд 25
Домашнее задание:
- что есть грех?
- как грех и зло вошли
в человеческую природу?
- каким образом Сын Божий спасает человека?
Слайд 28
Богообщение - познание Бога посредством соединения с Ним.
Слайд 29
Путь священства (миряне)
«А Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»
(Мф. 8:20).
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,
тогда же лицем к лицу;
теперь знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан»
(1 Кор. 13:12).
Слайд 30
Путь совершенства (монашество)
«Когда же все покорит Ему,
тогда и Сам
Сын покорится Покорившему все Ему,
да будет Бог все во
всем»
(1 Кор. 15:28).
Слайд 31
Экстаз – (греч., экс – выход, стазис – статичное состояние)
- состояние чрезвычайной восторженности, исступления, восхищения человеческого духа, вызванное
особым
воздействием Божественной благодати.
Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника.
Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати.
Феофан Грек. Макарий Египетский.
Фреска церкви Спаса на Ильине 1378 г.
Слайд 32
Эсхатоло́гия (от греч. εσχατόθ – конечный, последний) – раскрываемое Православной
Церковью учение
о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может
быть разделена на:
эсхатологию посмертного человеческого существования,
эсхатологию грядущих судеб человечества и мира.
Слайд 33
Воскресение во плоти – для всех людей.
Богообщение – качественно
разное и зависит от уникальности личности и богонаправленности:
-
для правдеников - блажество,
- для грешников – вечные муки (Бог вечен).
«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так,
Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам»
(Иоан.14:2)
Слайд 34
Преподаватель: Шевченко Светлана
Группа ВКонтакте:
Введенская Воскресная школа. Закон Божий.
Вход только по
ссылке: vk.com/club171048066