Разделы презентаций


Психологические особенности младшего школьного возраста

Содержание

1. Социальная ситуация развития младших школьниковМеняется положение ребенка в семье, обществе: новые требования и праваСистема «ребенок - взрослый» дифференцируется: «ребенок-учитель» и «ребенок-родитель». Отношение учителя к ребенку (оценка) влияет на отношение к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические особенности младшего школьного возраста
План
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Общение со

сверстниками
Личностная сфера
Познавательная сфера
6/7 – 10/11 лет
2 часа

Психологические особенности младшего школьного возрастаПлан Социальная ситуация развитияВедущая деятельностьОбщение со сверстникамиЛичностная сфера Познавательная сфера 6/7 – 10/11

Слайд 31. Социальная ситуация развития младших школьников
Меняется положение ребенка в семье,

обществе: новые требования и права
Система «ребенок - взрослый» дифференцируется: «ребенок-учитель»

и «ребенок-родитель». Отношение учителя к ребенку (оценка) влияет на отношение к нему родителей и детей
Игра постепенно вытесняется учебной деятельностью
Режим дня становится более однообразным
Из старших в д/с становятся младшими в школе
Авторитет родителей отодвигается на второй план
1. Социальная ситуация развития младших школьниковМеняется положение ребенка в семье, обществе: новые требования и праваСистема «ребенок -

Слайд 42. Ведущая деятельность младших школьников
Учебная
Цель: познание окружающего
мира
Содержание: усвоение

определенной
системы знаний
Предмет: сам ребенок

2. Ведущая деятельность младших школьниковУчебная Цель: познание окружающего мираСодержание: усвоение определенной системы знанийПредмет: сам ребенок

Слайд 5Особенности учебной деятельности
Носит произвольный, обязательный и результативный характер
Не дана в

готовом виде, а формируется постепенно в виде умений учиться
Направлена на

удовлетворение познавательных потребностей
Самый регламентированный вид деятельности
Коллективная деятельность: отношения взаимной ответственности и сотрудничества
Изменяется с возрастом детей: по времени, по содержанию, по характеру организации
Ребенок получает удовольствие от результата, а не от процесса
Особенности учебной деятельностиНосит произвольный, обязательный и результативный характерНе дана в готовом виде, а формируется постепенно в виде

Слайд 6Структура учебной деятельности
Учебные действия
Учебная ситуация -
подлежащий усвоению
способ

действия
Контроль
Оценка
Д.Б. Эльконин

Структура учебной деятельности Учебные действияУчебная ситуация - подлежащий усвоению способ действия КонтрольОценкаД.Б. Эльконин

Слайд 73. Общение со сверстниками
1 класс: «Я и учитель»
Каждый сам по

себе
Активные ученики захватывают инициативу – мотив: желание выделиться
3-4 класс:

«Мы и учитель»
Авторитет учителя падает
Начинают складываться личные отношения и микрогруппы
Каждый имеет свой статус, который зависит от учебы
Появляются «трудные» дети
Общение носит гомосоциальный характер (м+м, д+д)

Значительно расширяется
Обусловлено успеваемостью

3. Общение со сверстниками1 класс: «Я и учитель»Каждый сам по себеАктивные ученики захватывают инициативу – мотив: желание

Слайд 8Дружба младших школьников
7-8 лет - внешние причины:
сидят за одной партой
живут

в одном доме
играют вместе
Легко возникает, но не прочна
Эгоцентрична
«С другом весело»


9-11 лет – внутренние причины: поступки и их оценивание
привлекают качества личности:
доброта
внимательность
самостоятельность
уверенность в себе
«Друг помогает»

Выбор
определяется

Дружба младших школьников7-8 лет - внешние причины:сидят за одной партойживут в одном домеиграют вместеЛегко возникает, но не

Слайд 94. Личностная сфера младшего школьника
Доверчивы
Исполнительны
Склонны к подражанию
Послушны
Старательны
Малоконфликтны
Реактивны (готовность

к действию)
Восприимчивы
Все эти качества способствуют началу обучения

4. Личностная  сфера младшего школьника ДоверчивыИсполнительныСклонны к подражаниюПослушныСтарательныМалоконфликтныРеактивны (готовность к действию)ВосприимчивыВсе эти качества способствуют началу обучения

Слайд 10 потребность получения
высокой оценки
Мотивационная сфера
Потребность в:
общении
взаимопонимании
сопереживании
одобрении
игре
коллективе
превосходстве и признании


Познавательные потребности

потребность получения высокой оценкиМотивационная сфераПотребность в:общениивзаимопониманиисопереживанииодобренииигреколлективе превосходстве и признании Познавательные потребности

Слайд 11Мотивационная сфера
Поощрения за успехи
Адекватная самооценка
Высокий уровень притязаний
Ценят: основные уроки, правила,

дисциплину
Наказания за неудачи
Низкая самооценка
Низкий уровень притязаний
Ценят: рисование, пение, каникулы, перемены


Мотив достижения успехов

Мотив избегания неудач

Сильные ученики

Слабые ученики

интеллектуально активны

интеллектуально пассивны

Чувство
долга

Мотивационная сфераПоощрения за успехиАдекватная самооценкаВысокий уровень притязанийЦенят: основные уроки, правила, дисциплинуНаказания за неудачиНизкая самооценкаНизкий уровень притязанийЦенят: рисование,

Слайд 12Самосознание
осознание себя как субъект познания - Я-образ ученика:
самоуважение
чувство собственного достоинства
чувство

компетентности
Образ тела
Развитие рефлексии
Внутренняя позиция
школьника

Самосознаниеосознание себя как субъект познания - Я-образ ученика:самоуважениечувство собственного достоинствачувство компетентностиОбраз телаРазвитие рефлексииВнутренняя позиция школьника

Слайд 13Самооценка

результатов учебы:
отличники - высокая, формируется чувство компетентности
неуспевающие -

снижается, формируется чувство неполноценности (компенсируется в других сферах)
типа

отношений в семье

зависит от:

Самооценкарезультатов учебы: отличники - высокая,  формируется чувство компетентностинеуспевающие -  снижается, формируется чувство неполноценности (компенсируется в

Слайд 14 Эмоциональная сфера
Появляется сдержанность и контроль в проявлении эмоций, могут «сыграть»

нужную эмоцию
Развиваются социальные эмоции: чувство ответственности, долга, товарищества
Возникает эмоциональная децентрация
Эмоциональная

впечатлительность, отзывчивость
Эмоциональная сфераПоявляется сдержанность и контроль в проявлении эмоций, могут «сыграть» нужную эмоциюРазвиваются социальные эмоции: чувство ответственности,

Слайд 15Эмоциональная сфера
Чувство ответственности приводит к страху несоответствия нормам: сделать не

то
Школофобия – опоздать, отвечать, контрольные
Успехи в учебе вызывают эмоции радости

и интереса
Эмоциональная сфераЧувство ответственности приводит к страху несоответствия нормам: сделать не тоШколофобия – опоздать, отвечать, контрольныеУспехи в учебе

Слайд 16центральное новообразование

произвольность
поведения

центральное новообразованиепроизвольность поведения

Слайд 175. Познавательная сфера младшего школьника
Главные достижения
Произвольность
Управляемость
Осознанность

5. Познавательная сфера младшего школьникаГлавные достиженияПроизвольностьУправляемостьОсознанность

Слайд 18Моторика
Крупные мышцы опережают развитие мелких: сильные размашистые

движения выполняются лучше, чем мелкие, точные

МоторикаКрупные мышцы опережают развитие мелких:    сильные размашистые движения выполняются лучше, чем мелкие, точные

Слайд 19Восприятие
Появляется синтезирующее восприятие (толкование сюжетных картинок)
Развивается специальный вид восприятия-

слушание
Более реальным становится восприятие времени
Устанавливают связи пространства, времени, количества
Малая

дифференцированность – сохраняется ситуативность и слитность
Непроизвольность – воспринимают не самое главное, а то, что ярко выделяется
Затруднено восприятие объемных фигур
Восприятие Появляется синтезирующее восприятие (толкование сюжетных картинок)Развивается специальный вид восприятия- слушаниеБолее реальным становится восприятие времениУстанавливают связи пространства,

Слайд 20Внимание
Способны концентрировать внимание на малоинтересных действиях
Внимание поддерживается мышлением

Преобладает непроизвольное внимание

– не замечают главного
Сохраняется небольшой объем, малая устойчивость, слабая концентрация
Затруднено

распределение внимания и его переключение
ВниманиеСпособны концентрировать внимание на малоинтересных действияхВнимание поддерживается мышлениемПреобладает непроизвольное внимание – не замечают главногоСохраняется небольшой объем, малая

Слайд 21Память
Увеличивается объем
Улучшается прочность и быстрота
Ребенок начинает осознавать особую

мнемическую задачу
Овладевает приемами запоминания
Активно развивается механическая память

ПамятьУвеличивается объем Улучшается прочность и быстрота Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачуОвладевает приемами  запоминанияАктивно развивается механическая

Слайд 22Мышление
1-2 класс наглядно образное
3-4 – словесно-логическое
Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез,

сравнение, аналогия, умозаключение
Формирование научных понятий
представление о сохранении
обратимость
классификация
сериация
транзитивность (а=б, б=с

а=с)

становится ведущей
познавательной функцией

Стадия конкретных операций

Мышление1-2 класс наглядно образное3-4 – словесно-логическоеРазвитие мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, аналогия, умозаключение Формирование научных понятийпредставление о

Слайд 23Речь
Изучение речи становится целенаправленной деятельностью
Развивается письменная речь:
-

более сложная
- требует продуманного построения фраз
Обогащается словарь

Речь Изучение речи становится целенаправленной деятельностьюРазвивается письменная речь:  - более сложная  - требует продуманного построения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика