Разделы презентаций


Личность в социологии

Содержание

Содержание1.1.Понятие личность. 2.Механизмы формирования личности. 3. Типология личности. 4.Теории личности 5.Задание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Личность в социологии
Лекция
Федорчук Л.С.

Личность в социологииЛекцияФедорчук  Л.С.

Слайд 2Содержание
1.1.Понятие личность.
2.Механизмы формирования
личности.
3. Типология

личности.
4.Теории личности
5.Задание

Содержание1.1.Понятие личность.  2.Механизмы формирования  личности.  3. Типология личности.  4.Теории личности  5.Задание

Слайд 3Понимание личности в социологии
Социологии личности - одна из
актуальнейших, но

недостаточно исследованных тем современной науки.
В центре внимания социологической мысли
всегда

были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом.
Актуальность социологии личности в
современной России связана с кризисными явлениями социализации (экономическими, политическими, духовными).
Понимание личности в социологии Социологии личности - одна изактуальнейших, но недостаточно исследованных тем современной науки. В центре

Слайд 4Понимание личности в социологии
«Личность – это целостность социальных свойств

человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных

отношений посредством активной деятельности и общения» (В. Ядов)
Понимание личности в социологии «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида

Слайд 5Понимание личности в социологии
Социологическое видение личности предполагает анализ ее

роли и способов участия в общественной жизни.
Личность - это типичный

представитель норм, ценностей, традиций определенной социальной группы или групп, которые неотделимы от системы межиндивидных (социальных) отношений.
Автономия личности выражается в индивидуальности.



Понимание личности в социологии Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.Личность

Слайд 6Понимание личности в социологии
В то же время личность способна

достигнуть автономности и независимости по отношению к своему культурному окружению,

противостоять мнениям, верованиям, предрассудкам, стереотипам.
Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Понимание личности в социологии В то же время личность способна достигнуть автономности и независимости по отношению к

Слайд 7Человек, индивид, индивидуальность
Человек – родовое понятие, указывает на

отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому

роду. В нем утверждается генетическая предопределенность к развитию собственно человеческих признаков и качеств (сознания, способностей, речи, деятельности и др.).
По словам М.Шелера, человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет»своим витальным, биологическим влечениям.

Человек, индивид, индивидуальность  Человек – родовое понятие, указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой

Слайд 8Человек, индивид, индивидуальность
Индивид – единичный представитель вида «homo sapiens», отличающийся

морфологическими особенностями (рост, конституция, цвет глаз и др.), психологическими свойствами

( способности, темперамент, эмоциональность и др.)
По определению Дж.Келли, каждому индивиду присущ личностный, уникальный способ осознания жизненного опыта.

Человек, индивид, индивидуальностьИндивид – единичный представитель вида «homo sapiens», отличающийся морфологическими особенностями (рост, конституция, цвет глаз и

Слайд 9Человек, индивид, индивидуальность
Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной личности в совокупности

унаследованных и приобретенных специфических особенностей, благодаря которым реализуется личностный потенциал

(возможности, способности).

Человек, индивид, индивидуальностьИндивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной личности в совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей, благодаря которым

Слайд 10Человек, индивид, индивидуальность
Коммуникативный потенциал – мера и форма общительности, характер,

прочность, продуктивность контактов с другими людьми; выражаются в индивидуальном репертуаре

социальных ролей.
Человек, индивид, индивидуальностьКоммуникативный потенциал – мера и форма общительности, характер, прочность, продуктивность контактов с другими людьми; выражаются

Слайд 11Человек, индивид, индивидуальность
Гносеологический (познавательный) потенциал –способность к познанию природного и

социального мира, к самопознанию. Включает психологические качества, с которыми связана

познавательная деятельность.
Человек, индивид, индивидуальностьГносеологический (познавательный) потенциал –способность к познанию природного и социального мира, к самопознанию. Включает психологические качества,

Слайд 12Человек, индивид, индивидуальность
Аксиологический потенциал (ценностный) – система ценностных ориентаций, приобретаемая

в процессе социализации; выступает основанием оценки явлений и событий жизни.

Человек, индивид, индивидуальностьАксиологический потенциал (ценностный) – система ценностных ориентаций, приобретаемая в процессе социализации; выступает основанием оценки явлений

Слайд 13СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Слайд 14Механизмы формирования личности
В социологии отсутствует единство понимания манизмов формирования личности.


1.Личность формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и

способностями.
2.Личность является продуктом, полностью формируемым в процессе социального опыта.
3.Личность имеет биосоциальные корни.
Например, врожденные способности к музыке (абсолютный слух) не сделают из ребенка музыканта, если социальная среда и целенаправленное воспитание не будут этому способствовать.

Механизмы формирования личностиВ социологии отсутствует единство понимания манизмов формирования личности. 1.Личность формируется и развивается в соответствии с

Слайд 15Механизмы формирования личности
Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным

видам социального и культурного опыта.
Уникальность каждой конкретной личности становится

возможной через неповторимое сочетание таких факторов как:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура, в которой человек растет;
4) групповой опыт;
5) индивидуальный опыт.


Механизмы формирования личностиЛичность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. Уникальность каждой

Слайд 16Механизмы формирования личности
Личностью не рождаются, а становятся

в процессе социализации.
Социализация - это процесс

усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Механизмы формирования личности   Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.   Социализация -

Слайд 17Факторы социализации личности
1.Мегафакторы- космос, планета, мир (влияют на всех жителей

Земли).
2.Макрофакторы – страна, государство, этнос, общество (влияют на жителей определенно

страны).
3.Мезофакторы – условия социализации большие групп, выделенных по типу поселения (регион, село, город, поселок).
4.Микрофакторы - семья, соседство, группы сверстников, организации – общественные, воспитательные, религиозные, и др.); непосредственно влияют на конкретных людей.

Факторы социализации личности1.Мегафакторы- космос, планета, мир (влияют на всех жителей Земли).2.Макрофакторы – страна, государство, этнос, общество (влияют

Слайд 18Факторы социализации личности
Социализация - процесс двойственный.
С одной стороны, индивид должен

усвоить социально-исторический
опыт, культуру, правила и нормы поведения и стать

похожим на других.
С другой стороны – развить и сохранить природные задатки и индивидуальность.
Факторы социализации личностиСоциализация - процесс двойственный.С одной стороны, индивид должен усвоить  социально-историческийопыт, культуру, правила и нормы

Слайд 19Факторы социализации личности
Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей,

ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Для «переходных обществ», каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации.
Вместе с тем, потребность в ресоциализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.
Факторы социализации личности   Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или

Слайд 20Таким образом, различные аспекты социализации позволяют нам эффективно взаимодействовать с

людьми, понимать друг друга, и в то же время формироваться

как уникальной личности и развивать свою индивидуальность.
Социализация начинается в раннем детстве и с разной степенью интенсивности продолжается всю жизнь. Особенно интенсивной она оказывается в детском и юношеском возрасте, потом интенсивность снижается.
Таким образом, различные аспекты социализации позволяют нам эффективно взаимодействовать с людьми, понимать друг друга, и в то

Слайд 21Первичная социализация — та социализация, в которую индивид включается в

детстве. Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит

детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц Вторичная социализация — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом новом этапе жизни, в новой деятельности, в новых общностях.
Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации.
Первичная социализация — та социализация, в которую индивид включается в детстве. Главная роль в процессе социализации, по

Слайд 22. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки

и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи,

тренеры и т.д. — все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формаль­но деловыми отношениями, и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, политические партий, и т.д.
Социализация взрослых и детей различается.
. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи,

Слайд 23От детей требуется неукоснительное соблюдение нормы («Не забудь сказать СПАСИБО

тете»), от взрослых – вариативное ее исполнение (Мы можем в

разных формах выражать свою благодарность).
Социализация детей направлена на формирование ценностных ориентаций, а взрослых – на усвоение нормативных аспектов роли. (Ребенка учат уважать других людей, от взрослого требуют формальной вежливости, независимо от того научился ли он уважать людей в детстве)

От детей требуется неукоснительное соблюдение нормы («Не забудь сказать СПАСИБО тете»), от взрослых – вариативное ее исполнение

Слайд 24Социализация детей направления на формирование мотивации деятельности, а взрослых –

на овладение способами действий (Никто не формирует у студентов любознательность,

считается, что она должна быть сформирована в детстве, студентов обучают тому, как учиться в вузе – выполнять лабораторные работы, курсовые, самостоятельно готовиться к семинарам)
Ребенок воспринимает нормы некритично, взрослый же способен оценивать нормы на основе имеющегося социального опыта и решать, нужно ли эти нормы исполнять (Подростки часто одеваются, подражая своим кумирам на сцене, не задумываясь, насколько уместна такая одежда, например, в школе, взрослый же обычно адекватно оценивает, в какой одежде куда можно пойти)
Социализация детей направления на формирование мотивации деятельности, а взрослых – на овладение способами действий (Никто не формирует

Слайд 25Социализация может быть целенаправленной и стихийной. Отдельные агенты социализации стремятся

привить личности определенные качества, ставя перед собой цель сформировать тот

или иной культурный тип., происходит специальный отбор целей, задач, средств, методов воздействия на человека. Так нас социализируют родители, воспитатели в детском саду, учителя в школе, тренер в спортивной секции. Но вместе с тем параллельно идет процесс стихийной социализации, в котором агенты случайны и не ставят перед собой конкретных целей. В школе нас социализируют не только учителя, но и сверстники, мы испытываем влияние средств массовой информации, в которых различные способы действий и нормы поведения преподносятся хаотично и в разных программах или публикациях рассогласованы
Социализация может быть целенаправленной и стихийной. Отдельные агенты социализации стремятся привить личности определенные качества, ставя перед собой

Слайд 26Критериями успешной социализации являются идентификация и самоуважение. Идентификация как осознание

себя членом какой-либо социальной общности говорит о том, что человек

успешно усвоил ее ценности, нормы, способы деятельности. Самоуважение говорит о том, что человек ощущает себя успешным по сравнению с другими людьми, он смог, так же как и они, успешно социализироваться, быть принятым в группе и занять в ней место, которое его удовлетворяет.

Критериями успешной социализации являются идентификация и самоуважение. Идентификация как осознание себя членом какой-либо социальной общности говорит о

Слайд 27Социализация позволяет в любом обществе контролировать поведение людей таким образом,

что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу привычек

и предпочтений. Заставить женщину принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу можно социализировав ее таким образом, чтоб она захотела иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовала без них себя несчастной. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что неспособны выполнить определенные требования, а потому что не принимают содержание роли и не хотят ее исполнять. Таким образом, социализация, формируя социальные привычки, становится одним из основных факторов социального контроля, облегчая нам трудности принятия решений в конкретных социальных ситуациях. Личность сама себя контролирует опасаясь незнакомого, неуместного, идущего вразрез с общепринятыми нормами.

Социализация позволяет в любом обществе контролировать поведение людей таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно,

Слайд 28Формирование личности
Личность

Формирование личностиЛичность

Слайд 29Формирование личности
Феральные люди («Маугли») – существа, выросшие в изоляции от

людей и воспитанные в сообществе животных. Они не являются личностями,

не могут быть полноценными членами, так как социализация началась слишком поздно.
Формирование личностиФеральные люди («Маугли») – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Они

Слайд 30Механизмы социализации
Импринтинг ( запечатление) – фиксация жизненно важных объектов, преимущественно

в младенческом возрасте.
Экзистенциальный нажим – овладение языком, неосознаваемое освоение норм

социального поведения, обязательного при взаимиодействии со значимыми людьми.
Подражание – следование примеру, образцу; непроизвольное освоение социального опыта.


Механизмы социализацииИмпринтинг ( запечатление) – фиксация жизненно важных объектов, преимущественно в младенческом возрасте.Экзистенциальный нажим – овладение языком,

Слайд 31Механизмы социализации
.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек оценивает,

отвергает или принимает те или иные ценности, свойственные различным институтам

общества, сверстникам, семье, значимым лицам.
Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами.
Конформность – податливость влиянию группы, изменение поведения и установок индивида.
Механизмы социализации	. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек оценивает, отвергает или принимает те или иные ценности,

Слайд 32Характеристики личности
Автономность - способность противопоставить себя обществу.
Самосознание – способность к

самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Жизненная позиция - принцип поведения, основанный на

мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах.
Характеристики личностиАвтономность - способность противопоставить себя обществу.Самосознание – способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Жизненная позиция - принцип

Слайд 33Социальные типы личности
Социальная типология – это выявление существенных черт, обусловленных:
образом

жизни;
системой жизнедеятельности;
социальным положением;
принадлежностью к профессии;
культурой;
типом общественной системы;
классовой принадлежностью.
Социально

типические особенности национального характера выступают продуктом исторического развития народа.

Социальные типы личностиСоциальная типология – это выявление существенных черт, обусловленных:образом жизни; системой жизнедеятельности;социальным положением;принадлежностью к профессии; культурой;типом

Слайд 34Социальные типы личности
1.Идеальный тип личности выражает требования общественного идеала, манифестированного

в политических, нравственных концепциях, религиозных верованиях.
2.Нормативный тип личности выражает черты

личности, формирование которых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно в конкретных исторических условиях.
3.Реально распространенный тип личности – эмпирически обнаруживаемый, регистрируемый исследователями, статистически доминирующий ; заметно отличается от нормативного и идеального
Социальные типы личности1.Идеальный тип личности выражает требования общественного идеала, манифестированного в политических, нравственных концепциях, религиозных верованиях.2.Нормативный тип

Слайд 35Социальные типы личности
Основоположник теории ролей Р. Мильтон ввел понятие нормативной

и модальной личности.
Нормативная личность – это своеобразный идеал личности определенной

культуры.
В результате социализации, в процессе образования, воспитания, усвоения и поддержания культурных стандартов достигается относительная унификация членов общества.
Модальная личность – статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.
Чем более нестабильно общество, тем более становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.
В стабильных обществах культурное давление на личность столь велико, что человек в своих взглядах, поведении, фантазиях сближается с идеальным типом.


Социальные типы личностиОсновоположник теории ролей Р. Мильтон ввел понятие нормативной и модальной личности.Нормативная личность – это своеобразный

Слайд 36Социальные типы личности
Р. Мертон разработал типологию моделей социальной адаптации, выступающей

основой для типологии личности.
Социальный тип. Это активная личность, которая разделяет

и активно поддерживает цели общества, органична культуре этого общества, инициативно реализует свои цели и цели общества общепринятыми и одобряемыми средствами. Наиболее ограниченный тип личности.
Отклоняющиеся типы личности (модели адаптации):
1.Конформист –подчиняет себя целям культуры и общества, осуществляет свои цели лишь культурно одобряемыми способами. Приспособленческая модель адаптации.
2.Инновационный тип личности – принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными, часто неодобряемыми способами. Девиз - «цель оправдывает средства».
Социальные типы личностиР. Мертон разработал типологию моделей социальной адаптации, выступающей основой для типологии личности.Социальный тип. Это активная

Слайд 37Социальные типы личности
3.Ритуальный тип личности – не признает цели и

ценности своего сообщества, но соблюдает «правила игры», ведет себя в

соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений.
3.Эскейпизм как личностный тип – уход от социальной реальности, отрицание доминирующих целей и предписанных обществом средств для их достижения. Модель «параллельного» существования, признание собственной чужеродности и невозможности противостоять стереотипам.
4.Бунтарский тип личности – активное противостояние и опровержение норм общественной организации.
Социальные типы личности3.Ритуальный тип личности – не признает цели и ценности своего сообщества, но соблюдает «правила игры»,

Слайд 38Социальные типы личности
Р.Дарендорф, отталкиваясь от аристотелевского homo politikus (человек, участвующий

в общественной жизни, в управлении в отличие от простолюдина или

раба) предложил свою типологию личности.
1. Homo fater – в традиционном обществе человек трудящийся, несущий общественное бремя: воин, лекарь, крестьянин и др.
2. Homo consumer – массовый потребитель, личность, сформированная современным обществом.
3. Homo universalis – человек, способный заниматься широким спектром деятельности.
4. Homo sovetikus – человек, зависящий от государства, типичный для эпохи авторитарной плановой экономки.
Социальные типы личностиР.Дарендорф, отталкиваясь от аристотелевского homo politikus (человек, участвующий в общественной жизни, в управлении в отличие

Слайд 39Социальные типы личности
В формировании личности очень велика роль культуры, в

рамках которой развиваются базисные личностные типы, соответствующие культуре определенного общества.


Базисные личностные типы – это образцы, модели, стандарты поведения, которые усваиваются с детства. Например, социально одобряемый тип для нашего общества – личность социабельная, т. е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству, обладающая некоторыми агрессивными чертами (способность за себя постоять) и практической сметкой.

Социальные типы личностиВ формировании личности очень велика роль культуры, в рамках которой развиваются базисные личностные типы, соответствующие

Слайд 40Социальное отклонение
Социальное отклонение – это поведение индивида или группы, которое

не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими

нарушаются. Такое поведение называется девиантным
Девиантное поведение , или уклоняющееся от общепризнанных норм, может наблюдаться как у групп так и у индивидов.
Аномия – состояние общества, в котором игнорируются ранее признанные нормы, ценности, узаконенные способы достижения целей.
Аномичные индивиды (аномики) – не признают стратификационной системы, участвуют в мятежах, бунтах, террористических актах, склонны к насилию, уходят от активной жизни, подчиняются действительности, конформисты.
Социальное отклонениеСоциальное отклонение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего

Слайд 41Социальное отклонение
В зависимости от того, наносит тот или иной тип

девиации вред обществу или, наоборот, приносит пользу, различают культурно одобряемые

и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения.
К культурно одобряемым отклонениям относят: гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым отклонениям относятся отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. Подобные отклонения чаще всего объясняются психологическими качествами личности.
Социальное отклонениеВ зависимости от того, наносит тот или иной тип девиации вред обществу или, наоборот, приносит пользу,

Слайд 42Социальное отклонение
Основатель психоанализа 3. Фрейд пытался объяснить выдающиеся творческие достижения

как результат сублимации — преобразования сексуальной энергии (либидо) в социально

одобряемые виды деятельности.
Современные психологи объясняют высокие достижения на основе ярко выраженных типов мотивации: в достижениях, во власти, в одобрении со стороны других и т.д.
С социологической точки зрения , отклонения подобного рода вызываются глубокой интернализацией социальных норм и ценностей.

Социальное отклонениеОснователь психоанализа 3. Фрейд пытался объяснить выдающиеся творческие достижения как результат сублимации — преобразования сексуальной энергии

Слайд 43Социальное отклонение
К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки и те

виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум

вызывают осуждение.
В зависимости от типа нарушаемых норм выделяют два типа отклоняющегося поведения: делинкветное, связанное с несоблюдением норм-правил, и девиантное (в узком смысле), сводящееся к отступлению от норм - ожиданий.
Примером первого может служить ограбление банка, второго — использование студентом шпаргалки на экзамене.

Социальное отклонениеК культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу

Слайд 44Социальное отклонение
Но если поведение целой группы не соответствует нормам общества,

можно говорить о групповой, или коллективной девиации.
Индивидуальная девиация со

временем может принимать коллективные формы. В том случае, если она не носит сугубо антиобщественного характера и достаточно распространена, с ней рано или поздно приходится считаться, а обществу трансформировать свои нормы.
Так, например, сожительство мужчины и женщины вне брака еще в XIX в. рассматривалось как серьезное нарушение общественных норм, и с точки зрения правил того времени такое поведение оценивалось как индивидуальная девиация.
Социальное отклонениеНо если поведение целой группы не соответствует нормам общества, можно говорить о групповой, или коллективной девиации.

Слайд 45Социальное отклонение
Уже в первой трети XX в. подобная практика стала

более распространенной, и данное отклонение приняло групповую форму. Спустя еще

некоторое время общественные нормы смягчились, признав право на индивидуальный выбор сексуального партнера и на самостоятельное определение характера отношений с ним.
Чаще всего причину групповой девиации усматривают в делинквентной субкультуре, когда асоциальное поведение считается нормой, а следование законам и ценностям общества — отклонением.
Подобная субкультура наиболее распространена в бандитских шайках, преступных группировках, в маргинализированных слоях общества.
Социальное отклонениеУже в первой трети XX в. подобная практика стала более распространенной, и данное отклонение приняло групповую

Слайд 46Теории личности
Социология личности как специальная
социологическая теория появилась на
грани 19 и

20 веков.
Различные социологические концепции понимают личность как специфическое образование

,
непосредственно выводимое из тех или иных
социальных факторов.

Теории личностиСоциология личности как специальнаясоциологическая теория появилась награни 19 и 20 веков. Различные социологические концепции понимают личность

Слайд 47Теории личности
Социологические теории по-разному объясняют макро- и микро-социальную природу личности:
1)

теории «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид);
2) ролевые теории (Р.Линтон,

Я.Морено, Т. Парсонс);
3) необихевиористские концепции;
4) деятельностная концепция.
Теории личностиСоциологические теории по-разному объясняют макро- и микро-социальную природу личности:1) теории «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид);2)

Слайд 48Теории личности
В теориях «зеркального Я» абсолютизирована роль межличностного общения в

малых группах.
Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность

выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Другие люди – это те «зеркала», в которых формируется образ Я человека. Его собственное Я - воспринятое зеркальное отражение , сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих
Теории личностиВ теориях «зеркального Я» абсолютизирована роль межличностного общения в малых группах. Ч. Кули считал признаком истинно

Слайд 49Теории личности
В процессе взаимодействий люди создают свое «зеркальное я», которое

включает в себя:
1) представление о том, «каким я кажусь другому

человеку»;
2)представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;
3) вытекающее из этого чувство гордости или унижения (самоуважение).
Мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас, что позволяет прогнозировать отношения к нам или мнения других людей. «Зеркальное я» человека способствует превращению его субъективного «я» в «я» реальное.


Теории личностиВ процессе взаимодействий люди создают свое «зеркальное я», которое включает в себя:1) представление о том, «каким

Слайд 50Теории личности
Дж. Г. Мид, развивая подходы Кули к анализу процесса

развития нашего «я» установил, что «я» это социальный продукт, формирующийся

на основе взаимоотношений с другими людьми. Будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других.
Научившись осмысливать свое поведение, думать о себе, они могут думать и о других. Так приобретается чувство своего «я». Мид ввел понятие стадий формирования Я – стадий принятия роли другого, других, «обобщенного другого», которые он рассматривал в качестве этапов превращения индивида в социальное Я.
Теории личностиДж. Г. Мид, развивая подходы Кули к анализу процесса развития нашего «я» установил, что «я» это

Слайд 51Теории личности
1.Первая стадия - имитация. Дети копируют поведение взрослых, не

понимая его.
2.Вторая стадия -это игровая стадия, когда дети понимают

поведение как исполнение определенных ролей и в процессе игры они воспроизводят эти роли. На данной стадии переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества. Это важный шаг в процессе создания своего «я».
Теории личности1.Первая стадия - имитация. Дети копируют поведение взрослых, не понимая его. 2.Вторая стадия -это игровая стадия,

Слайд 52Теории личности
Миду удалось выяснить, что человеческое «я» состоит из двух

частей «я сам» и «я меня».
«Я сам» - это

реакция личности на воздействие других людей и общества в целом.
«Я меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).
«Я сам» реагирует на воздействие «Я меня» так же, как и на воздействие других людей. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «я меня», каждый раз глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Теории личностиМиду удалось выяснить, что человеческое «я» состоит из двух частей «я сам» и «я меня». «Я

Слайд 53Теории личности
3.Третья стадия - период коллективных игр.
На этой стадии

дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и

всей группы.
Формируется образ «обобщенного другого», дети осознают, что принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведению и что несоответствующим.
Например, каждый член сообщества аристократов придерживается норм и правил, единых для всего этого сообщества.
Теории личности3.Третья стадия - период коллективных игр. На этой стадии дети учатся осознавать ожидания не только одного

Слайд 54Теории личности
Установки и ожидания такого сообщества создают образ некоего «другого»

- безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение.
Следование правилам

определенной группы формирует чувство социальной идентичности и способствует оптимальному включению человека в определенную социальную группу.
 

Теории личностиУстановки и ожидания такого сообщества создают образ некоего «другого» - безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное

Слайд 55Теории личности
Близкие взгляды отстаивались сторонниками ролевой теории.
Личность есть функция

той совокупности социальных ролей , которые индивид исполняет в обществе.

Социализируясь, человек усваивает стандарты ролевого поведения, выучивает способы исполнения ролей и, таким образом, становится личностью.
Каждый индивид в течение жизни обучается исполнять разные роли: ребенка, ученика школы, студента, родителя, друга, работника на производстве, пенсионера, пассажира, пешехода, избирателя и т.д.
Теории личностиБлизкие взгляды отстаивались сторонниками ролевой теории. Личность есть функция той совокупности социальных ролей , которые индивид

Слайд 56Теории личности
Ролевое обучение имеет два аспекта.
1.Первый – это усвоение

содержания социальной роли, то есть модели поведения, заданной позицией личности

в системе общественных отношений. Содержание роли включает в себя права и обязанности, соответствующие ей.
Например, студент обязан своевременно сдать сессию, и имеет право получить разъяснение непонятных вопросов на консультации.
Теории личностиРолевое обучение имеет два аспекта. 1.Первый – это усвоение содержания социальной роли, то есть модели поведения,

Слайд 57Теории личности
2.Второй аспект – это приобретение установок, чувствований и ожиданий,

соответствующих данной роли.
Только в этом случае человек будет чувствовать

себя в данной роли комфортно и выполнять ее с удовольствием. Важно, чтоб роль соответствовала внутренним потребностям и способностям человека, в противном случае принятие этой роли и ее надлежащее исполнение также будет затруднительным.

Теории личности2.Второй аспект – это приобретение установок, чувствований и ожиданий, соответствующих данной роли. Только в этом случае

Слайд 58Теории личности
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида

в отношении как собственного поведения, так и поведения других людей

при взаимодействии в определенной ситуации, так как взаимодействие будет определяться социальными ролями.
Кондуктор в трамвае исполняет свою роль (в соответствии с правами и обязанностями), но он в то же время ожидает от пассажиров соответствующего их ролям поведения (своевременной оплаты за проезд).

Теории личностиПонятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как собственного поведения, так и

Слайд 59Теории личности
Внутреннее Я личности не остается неизменным в результате социального

опыта, связанного с освоением новых ролей. Роли, связанные с определенными

занятиями, могут до такой степени обуславливать личностные изменения, что даже не зная точно рода занятий человека, мы можем иногда сказать, что он типичный учитель или чиновник.
Некоторые личностные качества способствуют лучшему исполнению некоторых ролей, например, человек демонстративный и эмоциональный будет лучшим актером, нежели человек, такими качествами не обладающий.
С другой стороны, и социальная роль может способствовать выработке новых личностных качеств. Человек замкнутый и необщительный, став, к примеру, преподавателем, научится общаться и находить общий язык с другими людьми.

Теории личностиВнутреннее Я личности не остается неизменным в результате социального опыта, связанного с освоением новых ролей. Роли,

Слайд 60Теории личности
Не все роли, которые мы выполняем, одинаково важны для

нас. Можно выделить роли эталонные - наиболее значимые, в надлежащее

выполнение которых мы готовы складывать много сил и времени. Таковы для большинства людей роли студента, супруга, родителя.
Другие роли оказываются второстепенными. Мы не стремимся непременно быть идеальными пешеходами, покупателями, избирателями, соседями.

Теории личностиНе все роли, которые мы выполняем, одинаково важны для нас. Можно выделить роли эталонные - наиболее

Слайд 61Теории личности
Не всегда различные социальные роли мирно сосуществуют в рамках

одной личности. В таких случаях мы имеем дело с ролевым

конфликтом. При избытке эталонных ролей у человека не хватает внутренних ресурсов (сил, времени) чтобы выполнять идеально все значимые роли.
Это может вызвать стресс, депрессию, и другие проявления внутреннего конфликта. Таков, например, может быть конфликт между профессиональной и семейной жизнью женщины. В таком случае имеет смысл пересмотреть свои эталонные роли и отказаться от каких-то, снизить их значимость.
Другая проблема – несовместимость ролей. Порой роли, которые человек выполняет одновременно, предъявляют к нему очень разные и даже противоположные требования. Совмещение роли женщины и руководителя может привести к тому, что одна роль поглотит другую, либо обе будут исполняться неудовлетворительно
Теории личностиНе всегда различные социальные роли мирно сосуществуют в рамках одной личности. В таких случаях мы имеем

Слайд 62Теории личности
Здесь можно отказаться от одной из ролей, либо работать

с ролевыми ожиданиями, так чтобы максимально приблизить требования ролей друг

к другу. Проблема несоответствия личностных качеств и социальной роли может решиться за счет выработки у себя необходимых качеств либо отказа от роли. Ролевые конфликты не только создают неприятные переживания личности, но и ведут к межличностным конфликтам с людьми, с которыми приходится взаимодействовать в рамках какой-либо деятельности.
Усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе и понижает степень ее конфликтности.
Теории личностиЗдесь можно отказаться от одной из ролей, либо работать с ролевыми ожиданиями, так чтобы максимально приблизить

Слайд 63Теории личности
Необихевиоризм трактует личность как совокупность социально приемлемых ответов на

совокупность социальных стимулов. Таким образом, личность есть результат научения человека

правилам жизни и поведения в обществе. 
Деятельностная концепция личности предлагает представление о субъекте как носителе сознательной деятельности.
Субъектом деятельности является человек, выступающий в роли источника и носителя активности, осуществляющий действие на основе целеполагания, проектирования, контроля за действием и его коррекции. То, на что направлена его активность - является объектом. Отношение субъекта деятельности к чему-либо как к объекту есть предметная деятельность, например, процесс ремонта в квартире.
Межсубъектная деятельность – это деятельность общения, например между преподавателем и студентом в образовательной деятельности.

Теории личностиНеобихевиоризм трактует личность как совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Таким образом, личность есть

Слайд 64Задание
Теории девиантного поведения.
1.Биологические (Ломброзо, Шелдон).
2.Психологические (Фрейд, К Хорни, А.Адлер, Э.Фромм

и др. ).
3.Социологические (Дюркгейм, Мертон ), теории социальной дезорганизации, теории

стигматизации.
4.Культурологические .
5.Теории дифференциальной связи(Сатерленд )
ЗаданиеТеории девиантного поведения.1.Биологические (Ломброзо, Шелдон).2.Психологические (Фрейд, К Хорни, А.Адлер, Э.Фромм и др. ).3.Социологические (Дюркгейм, Мертон ), теории

Слайд 67Вывод
Личность в социологии – это механизм, который позволяет интегрировать свое

«Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить

свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования.

Вывод	Личность в социологии – это механизм, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку

Слайд 68Источники
Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006.
Социология

/ Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество,

2005.
wikipedia.ru
yandex.ru
Федорчук Л.С. // курс лекций по социологии

ИсточникиЛебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова.

Слайд 69Спасибо за внимание!!!
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика