Разделы презентаций


Демонизм в русской и мировой культуре и литературе 10-11 класс

Содержание

Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь»Крючков В.П. «Еретики» в литературе» Мануйлов В.А. «Лермонтовская энциклопедия» Соколов Б.В. «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Соколов Б. «Энциклопедия булгаковская» Соловьёв В.С. «Демон»Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Министерство образования Саратовской области
Управление образования БМО
Презентация по русской литературе
ДЕМОНИЗМ
В

РУССКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: учитель русского языка и

литературы
МОУ «Гимназия №1» г. Балаково Саратовской обл.
Таланова Наталья Викторовна

г.Балаково
2009 г.

Министерство образования Саратовской областиУправление образования БМОПрезентация по русской литературеДЕМОНИЗМ В РУССКОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕАвтор: учитель

Слайд 3Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь»

Крючков В.П. «Еретики» в литературе»


Мануйлов В.А. «Лермонтовская энциклопедия»

Соколов Б.В. «Роман М.Булгакова «Мастер и

Маргарита»

Соколов Б. «Энциклопедия булгаковская»

Соловьёв В.С. «Демон»

Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных героев»

Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных произведений»

За основу презнетации взяты произведения:

Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь»Крючков В.П. «Еретики» в литературе» Мануйлов В.А. «Лермонтовская энциклопедия» Соколов Б.В. «Роман

Слайд 4выяснить истоки демонизма в русской литературе;

раскрыть образы самых известных

нечистых духов в мифологии и фольклоре;

выявить различные интерпретации образа

Воланда;

соотнести Воланда и его свиту с их мифическими и литературными прообразами,

рассмотреть прототипы нечистой силы и выявить черты сходства и различия;

проанализировать образы демонов в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цель работы – рассмотрение и анализ демонических
образов (в частности, Воланда) и их прототипов в романе
М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Задачи:

выяснить истоки демонизма в русской литературе; раскрыть образы самых известных нечистых духов в мифологии и фольклоре; выявить

Слайд 5Дьявол есть перевёрнутый Бог

(" Demon est Deus inversus")

Дьявол есть перевёрнутый Бог(

Слайд 6Демонизм
Демонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном
перемещении традиционных

отрицательных и положительных характеров и
введении отрицательного характера в качестве

героя.
В основе демонизма лежит ярко индивидуалистическое отталкивание от
действительности, анархический бунт, характерный для психоидеологии
общественных групп и классов, оказавшихся "под колесом истории". Демонизм
как форма сюжетики особенно типичен для стилевого комплекса дворянского
романтизма, — таковы демонические герои Байрона ("Каин", "Манфред",
"Преображенный урод", "Лара", "Корсар"), А. де Виньи ("Элоа"), Лермонтова
("Демон") и других.
ДемонизмДемонизм — явление литературной сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных отрицательных и положительных характеров и введении отрицательного

Слайд 7Во все века демонологи ставили перед собой цель —«классифицировать»
И обозначить

«именами» различных демонов. То, что в «царстве тьмы»
существует определённая

иерархия, было известно давно, ещё из Библии.

Попытки классифицировать демонов продолжались и в новое время.
В 1801 г. Фр. Баррет предложил следующую схему:
Маммон — князь соблазнителей;
Асмодей — князь подлых мстителей;
Сатана — князь колдунов и ведьм;
Питио — князь лживых духов;
Белиал — князь мошенников;
Мериэм — князь вредоносных духов;
Аваддон — князь несправедливых войн;
Астарот — князь обвинителей и инквизиторов.

Во все века демонологи ставили перед собой цель —«классифицировать»И обозначить «именами» различных демонов. То, что в «царстве

Слайд 8Краткий обзор-характеристика демонов:
Аваддон — « Преисподняя и Аваддон открыты пред

Господом, тем более сердца сынов человеческих»
(Прит., XV, 11). «Царём

над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески
Аполлион» (Апок., IX, 11). Один из высших демонов, дух смерти, князь преисподней, владыка демонов,
имеющих облик скорпионов (А. А. Фет. «Аваддон»; JW. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»),

А з а з е л —«И бросит Аарон о обоих козлах жребии: один жребий для Госпо­да, а другой жребий для
отпущения (Азазел)» (Лев., XVI, 8). У древних евреев — дух пустыни в облике козла, «козёл отпущения».
Позднее — падший ангел, демон победы, тот, кто знает тайну имени бога. Когда бог приказал ангелам
поклониться Адаму, Азазел отказался это сделать, т.к. человек был сотворён из глины и грязи. Бог решил
уничтожить неверного ангела, но отложил расправу до Страшного суда. По другим легендам, Азазел был
наказан богом за то, что вступал в интимные связи с дочерьми человеческими (инкубат), в результате чего
рождались уроды (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

Бегемот — «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол» (Иов., XL, 10). Демон,
помощник Левиафана. Сильное существо с мощными лапами и хвостом, учитель демонов, олицетворение
поглощения. Бегемот наделяет людей звериными наклонностями. Согласно другим верованиям, этот демон
и есть сам Сатана (М. В. Ломоносов. «Ода, выбранная из Иова»; М. А. Булга­ков. «Мастер и Маргарита»).
Краткий обзор-характеристика демонов:Аваддон — « Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» (Прит.,

Слайд 9«Нечисть» в древнерусской литературе:
Русалки

«Нечисть» в древнерусской литературе:Русалки

Слайд 10Водяной

Водяной

Слайд 11Леший

Леший

Слайд 12Домовой

Домовой

Слайд 13Чёрт

Чёрт

Слайд 14Демонические образы в художественной литературе.
Черти и бесы как обобщенное наименование

всякой нечисти известны
не только древнерусской литературе, но и

буквально населяют произведения
литературы новой, проникнув даже в названия романов, повестей, очерков,
стихотворений. Вот скромный список подобных заглавий:
"Болотные чертенятки" А.Блока,
"Чертовы качели" и "Мелкий бес" Ф.Сологуба,
"Чертик" и "Бесовское действо" А.Ремизова,
"Черт" М.Цветаевой,
"Черт" М.Зощенко,
"Последний черт" К.Паустовского,
"Бесы" А.Пушкина,
"Бесы" Ф.Достоевского.
Демонические образы в художественной литературе.Черти и бесы как обобщенное наименование всякой нечисти известны не только древнерусской литературе,

Слайд 15Истоки демонизма в русской литературе .
Демонизм в русской литературе имеет

истоком переводы с французского,
английского и идет от М.Ю. Лермонтова, воспевшего

демона, и от ранних
стихов А.С. Пушкина, воспевшего языческих богов, муз, безбожие и плотские
грехи.

В русской литературе Пушкин первый
истолковал демоническую тему как
разрушительную <…> За ним последовали
Полежаев и Лермонтов.

Л. Я. Гинзбург.

Истоки демонизма в русской литературе .Демонизм в русской литературе имеет истоком переводы с французского,английского и идет от

Слайд 16Демонический герой М.Ю.Лермонтова.
Демонический герой – постоянно действующее лицо поэм, драм

и романов
М.Ю.Лермонтова – Демон и Измаил –бей, Ангел смерти

и Азраил (герои
юношеских одноименных поэм), Кирибеевич в «Песне про…купца Калашникова»
и Вадим, Боярин Орша и Печорин в «Герое нашего времени»- все они в той или
иной степени носители демонизма. Демонические мотивы постоянно возникают
и в лирике ( Мотив «иерархии чертей» интересовал Лермонтова с юности —
стихотворение « Пир Асмодея» (1830–1831)).
Демонический герой М.Ю.Лермонтова.Демонический герой – постоянно действующее лицо поэм, драм и романов М.Ю.Лермонтова – Демон и Измаил

Слайд 17Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья



И зло наскучило ему.

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Демон»

Он сеял зло без наслажденья.Нигде искусству своемуОн не встречал сопротивленья —И зло наскучило ему.М. Ю. Лермонтов. Из

Слайд 18…Так кто же ты, наконец?

-Я- часть той силы,

Что вечно хочет

зла,

И вечно совершает благо.
Гёте «Фауст».

…Так кто же ты, наконец?-Я- часть той силы,Что вечно хочет зла,И вечно совершает благо.Гёте «Фауст».

Слайд 19Источники сведений по демонологии М.А.Булгакова.
Я- мистический писатель

М.А.Булгаков.
М.А.Булгаков не

раз обращался к демонологии. Источниками сведений
по демонологии для писателя послужили посвященные этой теме статьи
«Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», книга М.А.Орлова
«История сношений человека с дьяволом» и книга писателя
А.В.Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков».
Источники сведений по демонологии М.А.Булгакова.Я- мистический писатель

Слайд 20Необычный дьявол Воланд.
Образ дьявола в романе М.Булгакова не является

воплощением
безобразного ни в этическом, ни в эстетическом плане, как,

например,
Люцифер в «Божественной комедии» Данте . Воланд- от немецкого
«Faland»-черт. Это слово встречается в «Фаусте» Гете. Булгаков дает
свое авторское, новое имя дьяволу, и сам образ дьявола в романе –
оригинальный, сложный.
В изображении Булгакова Воланд вобрал в себя многие черты различных
духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера и других. Но больше всего
Воланд связан с Мефистофелем Гете. Однако в отличие от Мефистофеля,
Воланд дает искушенным возможность выбрать между добром и злом,
дает шанс использовать свою добрую волю.
Необычный дьявол Воланд. Образ дьявола в романе М.Булгакова не является воплощением безобразного ни в этическом, ни в

Слайд 21Тайна имени «Воланд».
Следует обратить внимание на написание самого имени Воланда.

В романе он назван именем «Woland», взятым Булгаковым из «Вальпургиевой

ночи», из возгласа Мефистофеля: «Voland kommen!» («Воланд идет»).
Voland пишется через V. Булгаков же обращает внимание, что на визитной карточке мессира было отпечатано W. Это не ошибка и не случайность. Для Булгакова важно было написать имя сатаны через W. У отказавшегося от своего имени Мастера на чёрной шапочке была вышита буква «М», которая является перевертышем буквы «W». Получается, что Мастер –отражение Wоланда: «О, как я все угадал!» - воскликнет безымянный Мастер, не подозревая, что записал «евангелия от сатаны». Может, позднее он и хотел бы отказаться от «своего» сочинения («как ненавистен мне стал этот роман!»), но уже не способен, ибо пребывает в плену у дьявола и не в силах от него освободиться самостоятельно.
Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа. Ему надо было дописать собственное «евангелие», и поэтому он нуждался в Мастере. Ему подходит Мастер, который отказался от Бога и от ангела-хранителя. То есть Мастер может стать отражением Воланда.
Тайна имени «Воланд».Следует обратить внимание на написание самого имени Воланда. В романе он назван именем «Woland», взятым

Слайд 22Различные интерпретации образа Воланда.
В восприятии А..Вулиса и В.Иванова образ Воланда

ассоциируется
с реальным историческим лицом – И.В.Сталиным: такой же могущественный

и окруженный ореолом таинственности. Причем А..Вулис подчеркивает:
«Не персонально Сталин, а неотвратимая угроза, жестокий (но мотивированный !)
гнев небес- вот что такое Воланд… Прототип привлечен на сценическую
площадку ради роли чисто посреднической».В.Иванов в доказательство
приводит легенду о "сталинском копыте" и первоначальное название романа
"Копыто инженера", а так же тот факт, что "Воланд иногда говорил
общеизвестными изречениями Сталина" ("Факты - вещь упрямая").

По мнению еще одного исследователя –А.Баркова,- образ Воланда восходит
к другой исторической личности- В.И.Ленину: Воланд затрудняется дать
ответ на вопрос о том, немец ли он по национальности. (В Ленине,
аргументирует булгаковед , текла кровь и немецкая, и русская, и калмыцкая ).
По свидетельству очевидцев странных событий в романе, зубы у Воланда
то ли из золота, то ли из платины, то ли из обоих материалов вместе. Здесь
якобы подразумевается орден Ленина, с 1934 года его изготавливали из золота,
а с 1936 года барельеф стали чеканить из платины. И наконец, Воланд – это
сочетание величия и скромности, это высший справедливый судья, как и
В.И.Ленин. Этой же точки зрения придерживаются литературоведы М.Чудакова
и Б.Соколов. Б.Соколов приводит в пример эпизоды из жизни В.Ленина,
перенесенные М.А. Булгаковым на страницы романа. Например, ситуация,
когда осенью 1917 года Ленин скрывался от Временного правительства и его
искала полиция с помощью пса по клички Треф, напоминает эпизод из романа,
где речь идет о поисках Воланда и его свиты сыщиками из уголовного розыска и
их ищейки Тузбубен.

Различные интерпретации образа Воланда.В восприятии А..Вулиса и В.Иванова образ Воланда ассоциируется с реальным историческим лицом – И.В.Сталиным:

Слайд 23Обратим внимание на слова М.Булгакова, который
подчеркивал в письме С.Ермолинскому:




«У Воланда никаких прототипов нет,

очень прошу тебя,

имей это в

виду».
Обратим внимание на слова М.Булгакова, который подчеркивал в письме С.Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов нет, очень прошу

Слайд 24 Кто же он, булгаковский Воланд?

Такие исследователи, как


М.Дунаев,

С.Н.Булгаков,

С.В.Стахорский,

В.Лакшин,

О.Ханова,

А.Ужанков,

Б.В.Соколов
дают различные ответы на

данный вопрос, однако, рассмотрев их точки зрения, можно выявить главную мысль: Воланд в романе- это не носитель зла, а творец добра и праведный судья. Герой -и традиционный
дьявол–искуситель, и в то же время
символ возмездия, справедливости.
Кто же он, булгаковский Воланд? Такие исследователи, как М.Дунаев,С.Н.Булгаков, С.В.Стахорский, В.Лакшин, О.Ханова, А.Ужанков, Б.В.Соколовдают различные

Слайд 25Булгаковские образы нередко ориентированы на

множественность ассоциаций и имеют нескольких



литературных и реальных источников


Б.Соколов.
Булгаковские образы нередко ориентированы на множественность ассоциаций и имеют нескольких литературных и реальных источников

Слайд 26Булгаковские демоны
Бегемот
Коровьев-Фагот
Гелла

Булгаковские демоныБегемотКоровьев-ФаготГелла

Слайд 27
Таким образом, проследив истоки демонизма, можно заметить, что демонические образы

всегда интересовали писателей разных времён и находили отражение в их

произведениях.
Образы эти всегда окружал ореол таинственности, с течением времени они приобретали новые
черты, утрачивали некоторые старые, были интерпретированы в зависимости от мировоззрения
и задач автора.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»- яркий пример демонической литературы. Образ
сатаны интересен сам по себе, а его трактовка поистине замечательна. И как бы булгаковеды
не интерпретировали и не сопоставляли Воланда с реальным или мифологическими образами,
понимаешь, что этот герой создан ни по чьему-то подобию, а полностью индивидуален. Автор
«Мастера и Маргариты», наверное, одним из первых создал своего героя-дьявола положительным
персонажем. Играя на земле роль бога мести, Воланд наказывает настоящее зло и дарует свободу
тем, кто достаточно настрадался.
Таким образом, демонические существа (как Воланд, так и его свита) в мифологии и фольклоре,
христианстве и литературном произведении, в данном случае в романе, имеют сходные черты, но
в целом являются неповторимыми. И я думаю исследование демонических образов является не
только важным с точки зрения их роли в произведении и их значения как персонажей, несущих
большую смысловую нагрузку, но и интересным для читателя.

Заключение.

Таким образом, проследив истоки демонизма, можно заметить, что демонические образы всегда интересовали писателей разных времён и находили

Слайд 28Список использованной литературы.

1.Комлев Н.Г. «Словарь иностранных слов». Издательство «Эксмо-пресс». Москва,

2002г.

2.Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». «Просвещение». Москва, 1999г.

3.Крючков В.П.

«Еретики» в литературе». Издательство «Лицей». Саратов 2003г.

4.Мануйлов В.А. «Лермонтовская энциклопедия». Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1981г.

5.Соколов Б.В. «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Наука. Москва, 1991г.

6.Соколов Б. «Энциклопедия булгаковская». Лекид-миф. Москва 2000г.

7.Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных героев». Аграф. Москва, 1999г.

8.Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных произведений». Вагриус. Москва, 1998г.

9.«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001г.

10.Газета «Литература» № 35, сентябрь 1997г.

11.Журнал «Волга» №3-4, 2005г.

12.Журнал «Молодая гвардия» №12, 2006г.

13.Журнал «Русский язык и литература» №10, октябрь 1990г. Киев «Радянська школа»

14.http//zhurnal.lib.ru

15.www.referat.ru
Список использованной литературы.1.Комлев Н.Г. «Словарь иностранных слов». Издательство «Эксмо-пресс». Москва, 2002г.2.Коровин В.И. «А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». «Просвещение».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика