Разделы презентаций


Европейская философия XVIII в

Содержание

Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой половиной XIX в., называется классической. XVIII век для Германии – эпоха Просвещения, миссионерства Разума, по новому переосмысленные взгляды человека на природу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Европейская философия XVIII в.
Немецкая классическая философия

Европейская философия XVIII в. Немецкая классическая философия

Слайд 2Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой

половиной XIX в., называется классической.
XVIII век для Германии –

эпоха Просвещения, миссионерства Разума, по новому переосмысленные взгляды человека на природу и ее предназначение, прикоснуться к тайнам мироздания, человеческого познания и бытия.
Немецкая философия этого периода стала образцом философской культуры и дала миру законченные философские системы.
Представителями немецкой классической философии были: Иммануил Кант (1724 - 1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), Фридрих Шеллинг (1775 - 1854), Георг Гегель (1770 - 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).

Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой половиной XIX в., называется классической. XVIII век

Слайд 3Три ведущих направления немецкой философии:
- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
-

субъективный идеализм (Фихте);
- материализм (Фейербах).

Три ведущих направления немецкой философии:- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);- субъективный идеализм (Фихте);- материализм (Фейербах).

Слайд 4Особенности немецкой классической философии
1) Переход от традиционных проблем (бытие, мышление,

познание и др.) к ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ;
2) внимание к ПРОБЛЕМЕ

РАЗВИТИЯ;
3) немецкие мыслители обогатили ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АППАРАТ философии;
4) Немецкая философия взглянула на ИСТОРИЮ как ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС.
Особенности немецкой классической философии1) Переход от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ;2)

Слайд 5Иммануил Кант (1724 - 1804)

Иммануил Кант (1724 - 1804)

Слайд 6Основоположник немецкой классической философии.
Все творчество И. Канта можно

разделить на два больших периода: докритический и критический.
В докритический период

создает научный труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где, прежде всего его интересовали проблемы бытия природы, естествознания.



Основоположник немецкой классической философии. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический.В

Слайд 7Идеи докритического периода Канта
1. Солнечная система возникла из большого облака

распыленных в космосе частиц материи, это стало возможным благодаря движению

и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) его составляющих.
2. Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Кант считал, что законы природы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину, которой является Бог.
Идеи докритического периода Канта1. Солнечная система возникла из большого облака распыленных в космосе частиц материи, это стало

Слайд 8Идеи критического периода Канта
В основе философских исследований критического периода (начало

70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема

познания.
Объектом рассмотрения является «чистый разум» - та часть сознания человека, которая осуществляет мыслительную деятельность.
Кант отстаивает позицию агностицизма - невозможности полного познания окружающей действительности.
Кант отделил познаваемые «вещи-для-нас» и непознаваемые «вещи-в-себе».
Идеи критического периода КантаВ основе философских исследований критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804

Слайд 9Идеи критического периода Канта
Вещь-в-себе — это внутренняя сущность вещи, которая

никогда не будет познана разумом.
Вещь, которую человек способен познать

при помощи сознания, является «вещью-для-нас», она обладает качествами.
Идеи критического периода КантаВещь-в-себе — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Вещь, которую

Слайд 10Идеи критического периода Канта
Кант доказывает, что человеческий разум своими собственными

силами не может разрешить основные философские проблемы:

1) ограничен ли

мир в пространстве и времени или бесконечен и безграничен?
2) можно ли сложное разделить на простое, или простого не существует?
3) есть ли у человека свобода, или все подчинено необходимости?
4) существует бог или нет?
Идеи критического периода КантаКант доказывает, что человеческий разум своими собственными силами не может разрешить основные философские проблемы:

Слайд 11Эти проблемы И. Кант считает антиномиями чистого разума.
На их

примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не

сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».

Эти проблемы И. Кант считает антиномиями чистого разума. На их примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума:

Слайд 12В работе «Критика чистого разума» Кант предлагает классификацию знания:
1. Априорное

(доопытное) знание - то, которое существует в разуме изначально и

не требует никакого опытного доказательства. Например: «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.
В работе «Критика чистого разума» Кант предлагает классификацию знания:1. Априорное (доопытное) знание - то, которое существует в

Слайд 132. Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в

результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не

всегда истинным, каждое его утверждение необходимо проверять на практике. Например, человек из опыта знает, что «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью.
2. Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только

Слайд 14СЛЕДОВАТЕЛЬНО
«Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, она никогда

не будет познана разумом, в отличие от «вещи для нас»

(феномена), которая «является» человеку и доступна для восприятия. Картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый образ внешнего мира, не имеющий ничего общего с реальностью.
Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО«Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, она никогда не будет познана разумом, в отличие от

Слайд 15Субъективный идеализм Канта
Кант предложил считать, что любая идея находится не

в действительности, не во внешнем мире, окружающем нас, и не

за пределами этой действительности, - она находится в голове человека (субъекта), в его сознании.
На этом и основан субъективный идеализм Канта.
Потому и справедливо выглядит суждение мыслителя: «Один смотрит в лужу и видит тёмную воду, а другой - отражающиеся в ней звёзды…». Иначе, каждый видит то, о чем и как он думает, как он осознаёт.
Субъективный идеализм КантаКант предложил считать, что любая идея находится не в действительности, не во внешнем мире, окружающем

Слайд 16Процесс познания по Канту
Целостный образ предмета возникает на основе трансцендентального

единства апперцепции – благодаря единству различных ощущений.
Поэтому Кант предложил,

что априорные формы чувственности – это пространство и время, а априорные формы рассудка – это категории качества, количества и прочие.
Познание мира, по Канту, проходит три ступени: 1) от чувственного созерцания при помощи априорных форм чувственности – через 2) рассудок, соответственно использующий априорные формы рассудка, - к 3) выводам разума, приводящим к достоверному научному знанию.
Процесс познания по КантуЦелостный образ предмета возникает на основе трансцендентального единства апперцепции – благодаря единству различных ощущений.

Слайд 17Схема познания по Канту

Схема познания по Канту

Слайд 18Категорический императив Канта
Категорический императив – это существующий в сознании человечества

вечный, неизменный закон и идеал поведения людей.
Это и есть

тот самый нравственный закон внутри нас, которым мы руководствуемся при совершении тех или иных поступков.
В настоящее время моральный закон (категорический императив) Канта понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
относиться к другому человеку нужно только как к цели, а не как к средству.
Категорический императив КантаКатегорический императив – это существующий в сознании человечества вечный, неизменный закон и идеал поведения людей.

Слайд 19Иоганн Фихте (1762-1814)

Иоганн Фихте (1762-1814)

Слайд 20В основу своей философии Фихте положил разработанную теоретическую систему -

науку о науке – «наукоучение» (соч. «Наукоучение», 1794).
Ключевой момент –

выдвижение «Я - концепции».
«Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, но, при этом, ,·«Я» полагает (образует) «не - Я», т.е. свою противоположность - внешнюю окружающую действительность (антитезис).
Взаимодействие между «Я - человеком» и «не - Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции). С одной стороны, «Я» творит «не - Я», а с другой «не - Я» передает опыт, информацию «Я».

Цель человека – достичь единства со своей свободой, с высшим Я. Для этого разум стремится подчинить себе все не-Я.
В основу своей философии Фихте положил разработанную теоретическую систему - науку о науке – «наукоучение» (соч. «Наукоучение»,

Слайд 21Фридрих Шеллинг (1775-1854)

Фридрих Шеллинг (1775-1854)

Слайд 22Шеллинг создает философское учение об Универсуме - «системе трансцендентального идеализма»,

т.е. систему представлений, выходящих за пределы чувственного мира и существования

человека.
Его философия называется диалектикой противоречий: субъект и объект в процессе взаимодействия, Я и не-Я сливаются в единое – в Абсолют.
Природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего, есть единство субъективного и объективного, вечный разум.
Главной проблемой человечества является проблема свободы. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
В итоге Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и воспринял окружающую действительность как необъяснимый хаос.
Шеллинг создает философское учение об Универсуме - «системе трансцендентального идеализма», т.е. систему представлений, выходящих за пределы чувственного

Слайд 23Георг Гегель (1770-1831)

Георг Гегель (1770-1831)

Слайд 24Философия Гегеля – это попытка понять все мироздание и особенно

историю человечества как процесс самораскрытия Абсолютного Духа, который он часто

называет Идеей или Мировым Духом.
Абсолютная идея (эквивалент Бога) - единственно существующая подлинная реальность, являющаяся первопричиной всего окружающего мира. Через человека Абсолютная Идея проявляет себя.
Гегель отождествлял бытие и мышление. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Гегель следовал Декарту и Канту в том, что предметом философии сделал мышление.

Философия Гегеля – это попытка понять все мироздание и особенно историю человечества как процесс самораскрытия Абсолютного Духа,

Слайд 25Учение о диалектике
Диалектика, по Гегелю, является основополагающим законом развития

Абсолютной Идеи и сотворенного ей окружающего мира.
Диалектика Гегеля имеет

всего три составляющие (закона):

Закон единства и борьбы противоположностей: весь мир состоит из противоположностей (сторон, свойств, тенденций), например: день-ночь, свет-тень, плюс-минус и т.д. Любая целостность является противоречивой;
Закон перехода количественных изменений в качественные: суть его в постепенном накоплении количественных изменений (степень и темпы развития предметов, число его элементов, пространственные размеры, температура и т.п.) в определенный момент приводит к достижению меры (границы, в рамках которой данное качество остается самим собой, например, для воды – температура 0-100 градусов Цельсия) происходит качественный скачок – переход от одного качественного состояния к другому.
Закон отрицания: логическое развитие построено в виде триады: тезис, антитезис, синтез. Если есть тезис – то возникают и противоположные ему высказывания – то есть антитезис (это отрицание), но только их объединение дает более полный результат – синтез происходит из-за отрицания и слияния воедино тезиса и антитезиса – отрицания отрицания.
Учение о диалектике Диалектика, по Гегелю, является основополагающим законом развития Абсолютной Идеи и сотворенного ей окружающего мира.

Слайд 26Людвиг Фейербах (1804 - 1872)

Людвиг Фейербах (1804 - 1872)

Слайд 27Главное направление философии Фейербаха критика немецкого классического идеализма и обоснование

материализма.
- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от

многовекового религиозного влияния;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
- большой интерес к социально-политическим вопросам;
- убеждение в познаваемости окружающего мира.
Главное направление философии Фейербаха критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. - полный разрыв с религией (атеизм)

Слайд 28Фейербах отвергал идею тождества бытия и мышления, не признавал наличия

Абсолютной Идеи - доказывал невозможность превращения абсолютной идеи в материальный

мир.
Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек - часть природы; единство материального и духовного;
- любая идея не может существовать сама по себе, а есть продукт сознания человека;
- природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;
- все, что нас окружает (предметы, явления), различные проявления материи.
Фейербах отвергал идею тождества бытия и мышления, не признавал наличия Абсолютной Идеи - доказывал невозможность превращения абсолютной

Слайд 29Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
- Бога как самостоятельной реальности

нет, он - порожден сознанием человека;
- Религия - глубоко разработанная

мифологически-фантастическая идеология;
- Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
- Корни, религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
- Мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
- Бог - идеальный образ человека, созданный самим человеком, это то, чем он хотел бы себя видеть;
- Бог в действительности не является творцом, он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек.
Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:- Бога как самостоятельной реальности нет, он - порожден сознанием человека;- Религия

Слайд 30Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны.

Однако они развиваются постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта,

роста научно-технического прогресса:
«То, что не познаем мы, познают наши потомки».
Главное в философии Фейербаха:
- Критика немецкого классического идеализма, прежде всего – Гегеля;
- обоснование материализма.

На измененных идеях Гегеля и Фейербаха основал свой диалектический материализм Карл Маркс.
Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако они развиваются постепенно, по мере эволюции

Слайд 31Позитивизм vs Эволюционизм
Появление позитивизма связано с нарастанием кризиса в философии

с завершением XIX века.
Эволюционизм был ответом материалистов на критику

со стороны позитивистов.
Основными носителями идей позитивизма и эволюционизма были Огюст Конт и Герберт Спенсер.
Позитивизм vs ЭволюционизмПоявление позитивизма связано с нарастанием кризиса в философии с завершением XIX века. Эволюционизм был ответом

Слайд 32Позитивизм Огюста Конта
Конт развивал свои идеи на основе эмпиризма. Философия

должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и

основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
философия должна исследовать лишь факты, а не их причины;
философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением. Она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
Позитивизм Огюста КонтаКонт развивал свои идеи на основе эмпиризма. Философия должна отказаться как от материализма, так и

Слайд 33Закон двойственной эволюции

Закон двойственной эволюции

Слайд 34Эволюционизм Герберта Спенсера
Эволюционизм Спенсера объединил идеи английского эмпиризма + позитивизма

+ эволюционизма + философии Канта.
Априорные формы чувственного и априорные формы

рассудка, по Спенсеру, – есть унаследованная способность индивида, созданная в процессе эволюции.
Спенсер, еще до эволюциониста Чарльза Дарвина, выделил два этапа в развитии человечества: воинственное и промышленное. По мере перехода к промышленному сотрудничеству борьба за существование между людьми ослабевает, согласно идеям Спенсера.
Эволюционизм Герберта СпенсераЭволюционизм Спенсера объединил идеи английского эмпиризма + позитивизма + эволюционизма + философии Канта.Априорные формы чувственного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика