Слайд 1Европейская философия XVIII в.
Немецкая классическая философия
Слайд 2Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой
половиной XIX в., называется классической.
XVIII век для Германии –
эпоха Просвещения, миссионерства Разума, по новому переосмысленные взгляды человека на природу и ее предназначение, прикоснуться к тайнам мироздания, человеческого познания и бытия.
Немецкая философия этого периода стала образцом философской культуры и дала миру законченные философские системы.
Представителями немецкой классической философии были: Иммануил Кант (1724 - 1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), Фридрих Шеллинг (1775 - 1854), Георг Гегель (1770 - 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).
Слайд 3Три ведущих направления немецкой философии:
- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
-
субъективный идеализм (Фихте);
- материализм (Фейербах).
Слайд 4Особенности немецкой классической философии
1) Переход от традиционных проблем (бытие, мышление,
познание и др.) к ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ;
2) внимание к ПРОБЛЕМЕ
РАЗВИТИЯ;
3) немецкие мыслители обогатили ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АППАРАТ философии;
4) Немецкая философия взглянула на ИСТОРИЮ как ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС.
Слайд 6Основоположник немецкой классической философии.
Все творчество И. Канта можно
разделить на два больших периода: докритический и критический.
В докритический период
создает научный труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где, прежде всего его интересовали проблемы бытия природы, естествознания.
Слайд 7Идеи докритического периода Канта
1. Солнечная система возникла из большого облака
распыленных в космосе частиц материи, это стало возможным благодаря движению
и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) его составляющих.
2. Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.
Кант считал, что законы природы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину, которой является Бог.
Слайд 8Идеи критического периода Канта
В основе философских исследований критического периода (начало
70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема
познания.
Объектом рассмотрения является «чистый разум» - та часть сознания человека, которая осуществляет мыслительную деятельность.
Кант отстаивает позицию агностицизма - невозможности полного познания окружающей действительности.
Кант отделил познаваемые «вещи-для-нас» и непознаваемые «вещи-в-себе».
Слайд 9Идеи критического периода Канта
Вещь-в-себе — это внутренняя сущность вещи, которая
никогда не будет познана разумом.
Вещь, которую человек способен познать
при помощи сознания, является «вещью-для-нас», она обладает качествами.
Слайд 10Идеи критического периода Канта
Кант доказывает, что человеческий разум своими собственными
силами не может разрешить основные философские проблемы:
1) ограничен ли
мир в пространстве и времени или бесконечен и безграничен?
2) можно ли сложное разделить на простое, или простого не существует?
3) есть ли у человека свобода, или все подчинено необходимости?
4) существует бог или нет?
Слайд 11Эти проблемы И. Кант считает антиномиями чистого разума.
На их
примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не
сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».
Слайд 12В работе «Критика чистого разума» Кант предлагает классификацию знания:
1. Априорное
(доопытное) знание - то, которое существует в разуме изначально и
не требует никакого опытного доказательства. Например: «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.
Слайд 132. Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в
результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не
всегда истинным, каждое его утверждение необходимо проверять на практике. Например, человек из опыта знает, что «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью.
Слайд 14СЛЕДОВАТЕЛЬНО
«Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, она никогда
не будет познана разумом, в отличие от «вещи для нас»
(феномена), которая «является» человеку и доступна для восприятия. Картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый образ внешнего мира, не имеющий ничего общего с реальностью.
Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята.
Слайд 15Субъективный идеализм Канта
Кант предложил считать, что любая идея находится не
в действительности, не во внешнем мире, окружающем нас, и не
за пределами этой действительности, - она находится в голове человека (субъекта), в его сознании.
На этом и основан субъективный идеализм Канта.
Потому и справедливо выглядит суждение мыслителя: «Один смотрит в лужу и видит тёмную воду, а другой - отражающиеся в ней звёзды…». Иначе, каждый видит то, о чем и как он думает, как он осознаёт.
Слайд 16Процесс познания по Канту
Целостный образ предмета возникает на основе трансцендентального
единства апперцепции – благодаря единству различных ощущений.
Поэтому Кант предложил,
что априорные формы чувственности – это пространство и время, а априорные формы рассудка – это категории качества, количества и прочие.
Познание мира, по Канту, проходит три ступени: 1) от чувственного созерцания при помощи априорных форм чувственности – через 2) рассудок, соответственно использующий априорные формы рассудка, - к 3) выводам разума, приводящим к достоверному научному знанию.
Слайд 18Категорический императив Канта
Категорический императив – это существующий в сознании человечества
вечный, неизменный закон и идеал поведения людей.
Это и есть
тот самый нравственный закон внутри нас, которым мы руководствуемся при совершении тех или иных поступков.
В настоящее время моральный закон (категорический императив) Канта понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
относиться к другому человеку нужно только как к цели, а не как к средству.
Слайд 20В основу своей философии Фихте положил разработанную теоретическую систему -
науку о науке – «наукоучение» (соч. «Наукоучение», 1794).
Ключевой момент –
выдвижение «Я - концепции».
«Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, но, при этом, ,·«Я» полагает (образует) «не - Я», т.е. свою противоположность - внешнюю окружающую действительность (антитезис).
Взаимодействие между «Я - человеком» и «не - Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции). С одной стороны, «Я» творит «не - Я», а с другой «не - Я» передает опыт, информацию «Я».
Цель человека – достичь единства со своей свободой, с высшим Я. Для этого разум стремится подчинить себе все не-Я.
Слайд 22Шеллинг создает философское учение об Универсуме - «системе трансцендентального идеализма»,
т.е. систему представлений, выходящих за пределы чувственного мира и существования
человека.
Его философия называется диалектикой противоречий: субъект и объект в процессе взаимодействия, Я и не-Я сливаются в единое – в Абсолют.
Природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего, есть единство субъективного и объективного, вечный разум.
Главной проблемой человечества является проблема свободы. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
В итоге Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и воспринял окружающую действительность как необъяснимый хаос.
Слайд 24Философия Гегеля – это попытка понять все мироздание и особенно
историю человечества как процесс самораскрытия Абсолютного Духа, который он часто
называет Идеей или Мировым Духом.
Абсолютная идея (эквивалент Бога) - единственно существующая подлинная реальность, являющаяся первопричиной всего окружающего мира. Через человека Абсолютная Идея проявляет себя.
Гегель отождествлял бытие и мышление. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Гегель следовал Декарту и Канту в том, что предметом философии сделал мышление.
Слайд 25Учение о диалектике
Диалектика, по Гегелю, является основополагающим законом развития
Абсолютной Идеи и сотворенного ей окружающего мира.
Диалектика Гегеля имеет
всего три составляющие (закона):
Закон единства и борьбы противоположностей: весь мир состоит из противоположностей (сторон, свойств, тенденций), например: день-ночь, свет-тень, плюс-минус и т.д. Любая целостность является противоречивой;
Закон перехода количественных изменений в качественные: суть его в постепенном накоплении количественных изменений (степень и темпы развития предметов, число его элементов, пространственные размеры, температура и т.п.) в определенный момент приводит к достижению меры (границы, в рамках которой данное качество остается самим собой, например, для воды – температура 0-100 градусов Цельсия) происходит качественный скачок – переход от одного качественного состояния к другому.
Закон отрицания: логическое развитие построено в виде триады: тезис, антитезис, синтез. Если есть тезис – то возникают и противоположные ему высказывания – то есть антитезис (это отрицание), но только их объединение дает более полный результат – синтез происходит из-за отрицания и слияния воедино тезиса и антитезиса – отрицания отрицания.
Слайд 27Главное направление философии Фейербаха критика немецкого классического идеализма и обоснование
материализма.
- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от
многовекового религиозного влияния;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
- большой интерес к социально-политическим вопросам;
- убеждение в познаваемости окружающего мира.
Слайд 28Фейербах отвергал идею тождества бытия и мышления, не признавал наличия
Абсолютной Идеи - доказывал невозможность превращения абсолютной идеи в материальный
мир.
Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек - часть природы; единство материального и духовного;
- любая идея не может существовать сама по себе, а есть продукт сознания человека;
- природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;
- все, что нас окружает (предметы, явления), различные проявления материи.
Слайд 29Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
- Бога как самостоятельной реальности
нет, он - порожден сознанием человека;
- Религия - глубоко разработанная
мифологически-фантастическая идеология;
- Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
- Корни, религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
- Мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
- Бог - идеальный образ человека, созданный самим человеком, это то, чем он хотел бы себя видеть;
- Бог в действительности не является творцом, он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек.
Слайд 30Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны.
Однако они развиваются постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта,
роста научно-технического прогресса:
«То, что не познаем мы, познают наши потомки».
Главное в философии Фейербаха:
- Критика немецкого классического идеализма, прежде всего – Гегеля;
- обоснование материализма.
На измененных идеях Гегеля и Фейербаха основал свой диалектический материализм Карл Маркс.
Слайд 31Позитивизм vs Эволюционизм
Появление позитивизма связано с нарастанием кризиса в философии
с завершением XIX века.
Эволюционизм был ответом материалистов на критику
со стороны позитивистов.
Основными носителями идей позитивизма и эволюционизма были Огюст Конт и Герберт Спенсер.
Слайд 32Позитивизм Огюста Конта
Конт развивал свои идеи на основе эмпиризма. Философия
должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и
основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:
философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
философия должна исследовать лишь факты, а не их причины;
философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением. Она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
Слайд 34Эволюционизм Герберта Спенсера
Эволюционизм Спенсера объединил идеи английского эмпиризма + позитивизма
+ эволюционизма + философии Канта.
Априорные формы чувственного и априорные формы
рассудка, по Спенсеру, – есть унаследованная способность индивида, созданная в процессе эволюции.
Спенсер, еще до эволюциониста Чарльза Дарвина, выделил два этапа в развитии человечества: воинственное и промышленное. По мере перехода к промышленному сотрудничеству борьба за существование между людьми ослабевает, согласно идеям Спенсера.