Слайд 1ЕВРОПЕЙСКИЙ АВАНГАРД
«Термин авангард стал вездесущим ярлыком, эклектически прикрепляемым к любому виду искусства,
лишь бы оно было антитрадиционным по форме. Иногда этот термин
упрощённо используют для определения нового в любой данный момент, которое устаревает с каждым новым шагом вперёд»
Кристофер Иннес (1941-2017) «Театр авангарда» (1993)
Слайд 2МОДЕРНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
МЕТАМОДЕРНИЗМ
МОДЕРН
АВАНГАРД
ИМПРЕССИОНИЗМ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ФОВИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ФУТУРИЗМ
-
Слайд 3МОДЕРНИЗМ
АВАНГАРД
ФОВИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ ФУТУРИЗМ
-
Слайд 4Жорж Сера (1859-1891)
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
1884
Институт искусств (Чикаго)
Поль Синьяк
«От
Делакруа к неоимпрессионизму»
1899
Слайд 5Искусство накануне ХХ века
Постимпрессионизм - художественное направление, условное собирательное, обозначение
совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи.
Термин, принятый
в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. XX в.
Роджер Элиот Фрай (1866-1934)
1910 год (выставка в Метрополитен-музее)
Слайд 6Поль Сезанн (1839-1906)
Натюрморт с драпировкой. 1895
Государственный Эрмитаж
«Сезан… пользуясь оружием импрессионистов —
чистым цветом, строит форму апельсина, последовательно располагая жёлтые, оранжевые, красные, фиолетовые
мазки в таком порядке, чтобы из их совокупности рождался шар, который не служит сколком, повторением какого-то отдельного апельсина, а становится драгоценным сгустком живописной материи» (Альберт Григорьевич Костеневич)
Слайд 7Винсент Ван Гог (1853-1890)
Красные виноградники в Арле. 1888.
ГМИИ им. А.С.
Пушкина
«Настоящие художники рисуют вещи не такими, как они выглядели
бы при изображении сухим аналитическим способом, но так, как они чувствуют их».
Слайд 8Поль Гоген
Женщина, держащая плод. 1893.
Государственный Эрмитаж
Слайд 9«Я уверен, что реалистический период живописи закончился. Собственно живопись только
начинается»
(Андре Дерен в письме Морису Вламинку. 1901)
Слайд 10ФОВИЗМ (1904-1908)
Парижский салон. С 1667 года
Осенний салон. С 1903 года.
Фовисты на Осеннем салоне (1905)
Страница из журнала L’Illustration.
Слайд 11Луи Во[к]сель (1870-1943)
Оценка работ зала № 7
«Донателло среди диких зверей»
Слайд 12
ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОВИЗМА
динамичность рисунка
спонтанность
стремление к эмоциональному напряжению
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ
интенсивный яркий
цвет, чистота и резкость
интенсивно открытые локальные оттенки
сопоставление контрастных плоскостей
упрощение формы
нарушение
принципов линейной перспективы
-
Слайд 13Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954)
Слайд 14Пуантилизм. Роскошь, покой и наслаждение. 1904.
Слайд 15«Счастлив тот, кто умеет петь с душою чистой и открытой...
Нужно уметь находить радость во всём: в небе, в деревьях, в
цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть».
Открытое окно. 1905.
Слайд 16Женщина в зеленой шляпе. 1905
«Я не женщин рисую. Я рисую
картины»
Слайд 18Заметки живописца. 1908
Композиция — это умение декоративно распределить различные элементы
картины, чтобы выразить свои чувства
Для художника-творца нет ничего сложнее, чем
нарисовать розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах, нарисованных раньше
Самое важное для меня — это замысел. С самого начала необходимо иметь чёткое представление о целом
От предмета, изображавшегося мной раньше во всей его пространственной сложности, остался знак, вполне достаточный и необходимый для того, чтобы дать жизнь и предмету, и ансамблю, в котором я его замыслил
Слайд 19Танец. 1909. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
Танец. 1910. Государственный Эрмитаж. СПб.
Слайд 20«Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял
и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с
поля боя, не попытавшись сражаться»
(письмо С.Щукина А.Матиссу)
-
Слайд 21«В Матиссе — ничего, ровно ничего, кроме нахальства» (И.Е. Репин)
Анри
Матисс
«Красная комната»
(«Гармония в красном»)
1908
Слайд 22Иван Абрамович Морозов (1871-1921)
В. Серов Портрет И.А. Морозова. 1910.
(на заднем
плане натюрморт «Фрукты и бронза» А. Матисса)
«И. А. Морозов расходовал
систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимал фантастические размеры…Ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью»
Борис Николаевич Терновец
Слайд 23Сергей Иванович Щукин (1854-1936)
«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок
— покупай её»
Слайд 241918 год - Первый Музей новой западной живописи создан на основе
коллекции Сергея Щукина в бывшем доме коллекционера (Большой Знаменский переулок, № 8).
1919 год - Второй Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Ивана Морозова в здании городской усадьбы И. Морозова (улица Пречистинка, 21).
1923 год - Щукинская и Морозовская коллекции объединены в единый «Государственный музей нового западного искусства» (ГМНЗИ)
1948 год - в рамках борьбы против всех форм «космополитизма», в том числе формализма в живописи «Музей нового западного искусства» был ликвидирован, а его коллекция поделена между ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГЭ. В бывший морозовский особняк въехала Академия художеств СССР.
Слайд 25Зал в Музее нового западного искусства. Конец 1930-х гг.
Слайд 26
А. Матисс
Красные рыбки
1911
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Слайд 28КУЛЬТ БУДУЩЕГО И РАЗРУШЕНИЕ ПРОШЛОГО
Манифест футуризма (полное название «Обоснование и манифест футуризма»)
газета Gazzetta
dell'Emilia в Болонье
(5 февраля 1909)
газета «Фигаро» (20 февраля 1909)
Слайд 29Филиппо Томмазо Маринетти
(1876-1944)
Карло Карра. Портрет Маринетти. 1910
Слайд 30МАНИФЕСТ ФУТУРИЗМА
Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад,
если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство
умерли вчера. Мы уже живём в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.
Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.
Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов. Избавьте Италию от всей заразы — историков, археологов, искусствоведов, антикваров! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду из каналов в музейные склепы! Крушите древние города!
Мы мечтаем о создании внечеловеческого типа, у которого будут уничтожены моральные страдания, доброта, нежность и любовь, - единственные яды, отравляющие неистощимую жизненную энергию, единственные нарушители нашего могучего физиологического электричества.
Вместо спагетти человек будущего начнет есть железные гвозди, а также сам будет летать, потому что из груди у него вырастет летательный гребень.
Слайд 31«О России я был совершенно превратного представления. Я думал попасть
в страну снегов, но теперь вижу, что это вулкан под
легким слоем пепла, готовый вспыхнуть…». «Это страна футуризма. Здесь нет ужасного гнета прошлого, под которым задыхаются страны Европы. Россия молода, полна сил, и я твердо верю, что она внесет очень много в культуру будущего»
Филиппо Маринетти (1914)
Слайд 32Умберто Боччони
(1882-1916)
«Технический манифест футуристической живописи»
Слайд 33Академия изящных искусств в Риме
Курсы рисования в Академии изящных искусств
в Венеции
Слайд 37Шум улиц проникает в дома. 1911.
Слайд 38У. Боччони Динамизм велосипедиста. 1913.
Н. Гончарова Велосипедист. 1913.
Слайд 39«Уникальные формы непрерывности в пространстве»
1913
Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Изображена
на монете 20 итальянских центов
Слайд 40
Симультанные образы. 1912.
Принцип футуристической живописи, состоящий в совмещении в одной композиции разных моментов движения
Слайд 41Экспрессионизм
Э.Мунк
(1863-1944)
«Крик»
1893-1910
Национальная галерея
Осло
Слайд 43ЭКСПРЕССИОНИЗМ
«Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … Экспрессионист отрицает… мгновенное
впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные
образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность …и объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он, автор переписывает их через простые формулы и символы»
Антонин Матейчик (Матешек). 1910.
Слайд 44Эрнст Людвиг Кирхнер
(1880-1938)
Хроника художественной группы «Мост»
1913
Потсдамская площадь в Берлине.
1914
Слайд 45Эмиль Нольде (Хансен)
(1867-1956)
Автопортрет. 1917
Слайд 50Писаки-интеллектуалы называют меня экспрессионистом; я не люблю определений. Немецкий художник
- вот кто я есть
Э. Нольде
Красные маки. 1920
-
Слайд 51Отто Дикс (1891-1969)
Автопортрет на войне. 1914
-
Слайд 54КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ
Роберт Вине
1920 год
«Все тенденции экспрессионизма собрались в клубок
в знаменитом «Докторе Калигари» (1920), в этом варварском празднике самоуничтожения
здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалёванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер»
Сергей Эйзенштейн
Слайд 551. Художник должен быть интеллектуалом.
2. Художник постоянно развивается в ситуации
творческого многоголосия и персонального творческого поиска, порождающего полистилизм.
3. Художник никому
ничего не должен.
-