Слайд 1Форма и объём молитвенного правила при подготовке к
Таинству Причащения
для слабовидящих мирян
иерей Михаил Фёдоров
Слайд 2Актуальность
За 2 года моей священнической деятельности (в Подмосковье, Москве, Орловской
области, Чукотке и Пензенской области)
ко мне обратились 8 слабовидящих
человек с вопросом подготовки ко причащению.
Из них:
Слабовидящих (не могущих читать) – 4 ч.
Почти ничего не видящих (самостоятельных) – 3 ч.
Слепых (приводимых за руку в храм) – 1 ч.
Из них:
Средних лет (образованных) – 2 ч.
Пожилых, престарелых – 6 ч.
Из них:
Не знающих ни одной молитвы (слепая бабушка) – 1 ч.
Знающих только «Серафимово правило»(бабушки) – 2 ч.
Знающих чуть больше «Сер.пр.» (остальные) – 5 ч.
Слайд 3Проблематика
Те у кого имеются или не имеются родственники, помощники готовые
прочитать им правило ко Святому Причащению, а так же утренние
и верчение молитвы:
Имеются помощники – 2 ч.
НЕ имеются помощники – 6 ч.
Из них:
Не верующих семей – 6 ч.
Нейтральных семей – 1 ч.
Верующих семей – 1 ч.
С людьми средних лет было всё проще. Их дети поместили им на MP3-плеер утренние, вечерние правила, совмещённые каноны и последование ко Святому Причащению
С безграмотными бабушками пришлось долго думать и обращаться к книгам.
Слайд 4Цели и задачи
Поставить задачи:
Слайд 5Книги и документы первой доступности для священника
Ничего не говорят
о
подготовке ко Причащению
Слабовидящим!!!
НО!
Слайд 6Правило для неграмотных
Служебник. – М.: Издательство сретенского монастыря, 2011. -576
с.
Неумеющим грамоте правило написано
прежде сице:
За весь Псалтырь 6000 Иисус.
мол.
За 1ну Кафизму 300 Иисус. мол.
За 1ну Славу 100 Иисус. мол.
За Полунощницу 600 Иисус. мол.
За Утреню 1500 Иисус. мол.
За Часы без междочасья 1000 Иисус. мол.
За Часы с междочасьем 1500 Иисус. мол.
За Вечерню 600 Иисус. мол.
За Великое Повечерие 700 Иисус. мол.
За Малое Повечерие 400 Иисус. мол.
За Канон акафистов Богородице, с кондаки и икосы, 300 поклонов.
(Служебник…с. 572)
Слайд 7Правило для неграмотных
Начати же комуждо правило кланяяся, и по пределу
поклоны творити, сице глаголати должно есть:
Боже, милостив буди мне грешному,
или грешеней.
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
Создавый мя Господи, помилуй.
Без числа согреших, Господи, прости мя.
И Богородице Владычице Дево, спаси мя.
Сие и за каноны ея коликим числом глаголати, или особно ради усердия к ней по 100 крат не умеющии да вещают. Такожде и Ангелу Хранителю, и святым глаголати:
Ангеле хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.
Святый Апостоле имярек моли Бога о мне.
Святый мучениче имярек моли Бога о мне.
Святый отче Василие моли Бога о мне.
Преподобне отче имярек моли Бога о мне.
(Служебник…с. 569)
Слайд 8Неграмотные ≠ Незрячим?
Надо понимать, что каждый случай индивидуален.
Не равны, если:
В
принципе неравны (два разных термина),
Если есть кому прочитать правило незрячему,
Если
можно прослушать в Аудиоформате.
Равны если:
Если НЕкому прочитать правило незрячему,
Если НЕльзя прослушать в Аудиоформате.
Не знает ни одной молитвы и слепой(-ая),
Не знает ни одной молитвы и с трудом видит (не может читать)
Знает только несколько молитв + первые 2 пункта
Слайд 9Форма молитвенного правила
Если «Неграмотные = Незрячим», тогда можно задуматься о
Иисусовой молитве, как способе подготовки к Богослужению, а в нашем
случае ко Причащению для слабовидящих мирян.
Слайд 10Мирянам запрещено заниматься Иисусовой молитвой?
«Обязательна ли молитва Иисусова и для
мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше,
необходимо соединиться с Господом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова» (Еп. Иустин)» .
Игумен Харитон. «Умное делание. О молитве Иисусовой». См. От составителя или Пункт 183. – IV. ЧТО ЗНАЧИТ СОСРЕДОТОЧИТЬ УМ В СЕРДЦЕ? (эл .верс.)
«52. Пусть никто не думает, братии мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет: все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве... И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух...»
Игумен Харитон. «Умное делание. О молитве Иисусовой». См. II. МОЛИТВА ИИСУСОВА (эл. верс.)
«Наконец распространено одно невежественное мнение от искусителя: если кто творит Иисусову молитву, то боится, как бы не впасть в прелесть, хотя как раз это и есть прелесть. Кто хочет, пусть пробует».
Старец Иосиф Исихаст. Полное собрание творений / Перевод с греческого и примечания архимандрита Симеона (Гагатика). – Москва, Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2015. – 496 с. (стр.29-30).
Слайд 11Дети и Иисусова молитва?!
«Сегодня в Греции можно найти даже четки
для детей...» и соответственно и детей читающих по ним Иисусову
молитву.
Зачем нужны четки? Свящ. Константин Пархоменко (дата публикации: 22.01.13). [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/zachem-nuzhny-chetki.1267/ (дата обращения: 26.04.16).
Слайд 12Мирянам запрещено заниматься Иисусовой молитвой?
Вот что говорит нам старец проигумен
Харлампий (скорее всего здесь имеется ввиду старец Харлампий Дионисиатский –
«новый милостивый»):
«Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей — во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.
Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»».
Иноческое келейное правило Троице Сергиевой Лавры, Сергиев Посад,
Троице-Сергиева Лавра, 2007 г., - 112 с. (стр.107-108)
«Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше».
Там же…(стр.110)
Слайд 13Мирянам запрещено заниматься Иисусовой молитвой?
«77. Плод молитвы – сосредоточение внимания
в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому
можно. И молитву сию творить всякому, не монаху только, но и мирянину. Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова, одна сама по себе, не чудотворная какая, а как всякая другая краткая молитва, словесная и, следовательно внешняя. Но она может перейти в умную и сердечную... все естественным путем. Что от благодати, того надо ждать, а взять того никаким таким способом нельзя. Что вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой созерцательной молитве; а это простая молитва... могущая, однако ж, привесть к высокой молитве» .
Игумен Харитон. «Умное делание. О молитве Иисусовой».
См. Плод Молитвы (эл. верс.)
Слайд 14Мирянам запрещено заниматься Иисусовой молитвой?
«Также и святой Симеон Солунский заповедует
и советует и архиереям, и священникам, и монахам, и мирянам
на всякое время и на всякий час произносить эту священную молитву и как бы дышать ею, ибо нет более крепкого оружия ни на земле, ни на небе, говорит он вместе со святым апостолом, как имя Иисуса Христа. Знай и то, добрый труженик этого священного делания, что не только в пустыне или в уединенном отшельничестве были учители и многочисленные делатели этого священнодействия, но и в самых великих лаврах и даже в городах. Например, святейший патриарх Фотий, возведенный на патриаршество из сенаторского звания и не будучи монахом, уже на своем высоком посту обучился умному деланию и до такой степени преуспел в нем, что по словам святого Симеона Солунского лицо его сияло благодатию Святого Духа как у второго Моисея. По словам того же святого Симеона, патриарх Фотий написал и замечательную книгу об умном делании. Он же говорит, что и святой Иоанн Златоуст, и святые Игнатий и Каллист, будучи патриархами того же Царьграда, написали свои книги об этом внутреннем делании.
Итак, если ты, возражая против умной молитвы, скажешь что ты не пустынножитель, чтобы тебе заниматься этим деланием, то тебя обличат патриарх Каллист, который обучился умному деланию, проходя поварскую службу в великой лавре Афонской, и патриарх Фотий, который, будучи уже патриархом, обучился искусству сердечного внимания.» Игумен Харитон. «Умное делание. О молитве Иисусовой».
См. УЧЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ, УМОМ В СЕРДЦЕ СОВЕРШАЕМОЙ (эл. верс.)
Слайд 15Мирянам запрещено заниматься Иисусовой молитвой?
«371. Некоторые утверждают, что от упражнения
Иисусовою молитвою всегда, или почти всегда, последует прелесть, и очень
запрещают заниматься этою молитвою. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается страшное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть. Господь наш Иисус Христос есть единственный источник нашего спасения, единственное средство нашего спасения; человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас; как же эта сила, действующая во спасение, эта единственная сила, дарующая спасение, может извратиться, и действовать в погибель? Это – чуждо смысла! это – нелепость горестная, богохульная, душепагубная! Усвоившие себе такой образ мыслей, точно находятся в бесовской прелести, обмануты лжеименным разумом, исшедшим из сатаны. Рассмотри все Священное Писание: увидишь, что в нем повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена сила Его, спасительная для человеков. Рассмотри писание Отцов: увидишь, что все они, без исключения, советуют и заповедуют упражнение молитвою Иисусовою, называют ее оружием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле, называют ее богоданным, неотъемлемым наследием, одним из окончательных и высших завещаний Богочеловека, утешением любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным. Наконец, обратись к законоположению Православной Восточной Церкви: увидишь, что она для всех неграмотных чад своих – и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие, на келейном правиле, молитвою Иисусовою. Что же значит пред единогласным свидетельством Священного Писания и всех Святых Отцов, пред законоположением Вселенской Церкви о молитве Иисусовой противоречащее учение некоторых слепцов, прославленных и прославляемых подобными им слепцами» .
Игумен Харитон. «Умное делание. О молитве Иисусовой». См. »./ VII. О ПРЕЛЕСТИ (эл.верс.)
Слайд 16Старообрядцы о Иисусовой молитве
Впервые употребление лестовки (или вёрвицы) было установлено
в Церкви в
4-м веке святым Василием Великим в
основанных им монастырях. Иноки этих
монастырей … каждый день совершали по книгам церковным установленное
святым Василием молитвенное правило. Однако… встречались неграмотные,
и для них моление по книге было заменено совершением определенного
числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы: "Господи, Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго" - молитва Исусова.
Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова) в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть християнской жизни
«Той же цели, - способствовать сосредоточению на молитве Богу, помимо одежды, служит и лестовка, которую должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся».
«Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые християне имеют ее с собой всегда, где бы ни находились «Все готовящиеся ко святому Причащению должны соблюсти всю седмицу сухоядением и пребыть в молитве в церкви или, за церковную службу, дома помолиться: поклонами (по лестовке), или кафизмами (по Псалтыри), или по Уставу церковному (у кого есть книги) - судя по возможности и усердию каждого»
Панкратов А. «ПРАВИЛА благочестиваго поведения в доме Божием», 2001г
Слайд 17Объём молитвенного правила
Для сравнительного анализа использовались следующие источники
Служебник 2011 года
Иноческое
Келейное правило ТСЛ (проигумен Харлампий)
Номоканон при большом требнике Павлова
Старообрядческая традиция
(правила… поведения в доме Божием и Молитвенник 1910 г.)
Слайд 18Номоканон при Большом Требнике
87.
« Аще некнижный есть монах, да творитъ
на всякий часъ поклоновъ пятдесятъ (50), глаголя: Господи помилуй на
всякъ часъ М(40). Аще ли не можетъ творити поклоновъ, да глаголетъ пятьсотъ (500) молитвъ на часъ, глаголя со вниманиемъ: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий Богородицею помилуй мя грешнаго.»(с. 219)
Паки тогожде Василия Великаго, другое завещание.
Да творитъ безкнижный монахъ, за полунощницу вервицъ десять(10): за оутреню, двадесять (20): за часы, вервицъ десять (10): за девятый часъ и вечерню, десять (10): за павечерню, десять (10), вервица же да имать узлы сто (100) и три (3): на всякомъ же узла да чтетъ преднаписанную молитву. Канонъ же имъ есть:сущим оубо малого образа, поклоновъ триста (300), схимникомъ же, поклоновъ шестьсотъ (600)». (с.219-220)
Номоканон при большом требник. Павлов. М. 1897 г.- 520 с.
Слайд 21Минимальная выборка
Но это не правильно!!!
Слайд 24Правило ко причащению
Исходя из расчётов проведённых выше снова составляем уравнение
Х = T * x , где:
х – количество Иисусовых
молитв за минуту (15)
Т – время уходящее на прочтение правил мирянами
Х – Количество молитв за правило
Три совмещённых канона + последование ко Причащению = 1050
Три раздельных канона + последование ко Причащению = 1065
У старообрядцев всё правило = 1030 (но 7 дней)
Слайд 25Служба Иисусовой молитвы
Профессор Нью-Йоркского Колумбийского университета (Columbia University) Макгакин, Джон
Энтони (отец Иоанн)
он преподавал историю Древней Церкви в Свято-Сергиевском богословском
институте в Париже, но самое главное, что он - практикующий исихаст. Когда он стал архиепископом, то построил монастырь с уставом Иисусовой молитвы. И владыка научил меня совершать службу так же, как у них: свет в храме приглушается, и иеромонах читает вслух: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», - а все остальные молча внимают, делая эти слова своими собственными.»
«Я стал по средам совершать получасовую службу из Иисусовой молитвы. Думаю, что 30 минут - правильное время, оно кажется в меру долгим для начинающих. Иисусова молитва прекрасна тем, что если через пять минут твои мысли начали блуждать, ты снова можешь вернуть ум к словам. Но ещё прекраснее, что она научает ум не нуждаться ни в словах, ни в образах. »
Молодёжный интернет-журнал МГУ «Татьянин День» http://www.taday.ru/text/145392.html
«Мой духовный отец - владыка Серафим (Йоанта), архиепископ Румынской Православной Церкви. В своё время
Слайд 26Советы священников
Не боятся использовать Иисусову молитву при подготовке ко причащению.
Священник
дающий правило Иисусовой молитвы, должен сам ею заниматься,
Следить за мирянами,
чтобы они пользуясь Иисусовой молитвой не в впали в гордыню думая, что делают какое-либо особенное делание.
Если человек знает хоть какие-то молитвы и они ему нравятся, то можно давать ему вместо Иисусовой молитвы те которые он знает, но тоже по количеству (какому, это подход индивидуальный)
Слайд 27Выводы
Не боятся использовать Иисусову молитву при подготовке ко причащению, но
следить за мирянами, чтобы они пользуясь Иисусовой молитвой не в
впали в гордыню думая, что делают какое-либо особенное делание.
Священник дающий правило Иисусовой молитвы, должен сам ею заниматься.
Если человек знает хоть какие-то молитвы и они ему нравятся, то можно давать ему вместо Иисусовой молитвы те которые он знает, но тоже по количеству (какому, это подход индивидуальный).
Если есть возможность читать Иисусову молитву или Богородице, или Ангелу Хранителю по времени, то это оптимальный вариант.
По началу необходимо разделять правило по дням, чтобы дневное правило составляло не более 30-40 минут, пока человек не привыкнет к такому количеству молитв.
Слайд 28Послесловие
«Православие для них причудливо и экзотично, но
когда они приобщаются к молитвенному опыту, то понимают, что это
и есть фундаментальное христианство, причём в той форме, которая заряжает, наэлектризовывает их! Их подход к вере был мещанский и формальный, и неожиданно они оказываются на богослужении, где они не должны ничего говорить, не должны выглядеть умными. Наоборот, они должны попросту умолкнуть и ощутить в себе мощь присутствия Божия, дать возможность Духу Святому говорить в них. Всё, на что они опирались, отнято у них, и они как бы брошены в океан. Это крайнее упрощение даёт им ошеломляющий опыт: ведь Иисусовой молитвой может заниматься и 10-летний ребенок, и 110-летний старец. Ключевым является только желание».
Молодёжный интернет-журнал МГУ «Татьянин День» http://www.taday.ru/text/145403.html
«Парадоксально, что эти студенты собираются стать пасторами, не имея никакой традиции молитвы. У них горячие сердца, они старательные ученики, но духовную науку им надо преподавать на детсадовском уровне - несмотря на то, что она кандидаты богословия!»
Слайд 30«— Геронда, когда человек творит молитву одними устами, без участия
ума, от этого есть толк?
— Есть и от этого толк.
Конечно, он не прогоняет врага, но, словно пулемётными очередями, заставляет сидеть и не высовываться.
Молитва имеет великую силу, это страшное оружие против диавола. Произнося её, ты словно стреляешь в диавола духовными пулями, и он не может к тебе приблизиться».
Прп. Паисий Святогорец. О молитве. Том VI / ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
«— Геронда, есть от этого польза?
— Если у человека есть немного смирения и он понимает, что ум его не в Боге и что молитву он творит механически, тогда небольшая польза есть. Но если считает, что от того, что творит молитву, стал духовно продвинутым, тогда получает вред.
— Геронда, если человек привыкнет постоянно произносить молитву, это помогает ему в его подвиге?
— Вопрос в том, для чего он творит молитву. Если человек познал себя и чувствует необходимость в милости Божией и испрашивает её постоянно, творя молитву, тогда получает пользу. Или если не познал себя, но понимает, что находится в тисках страстей и прибегает к Богу, тогда Бог поможет ему в его борьбе и вдобавок у человека останется привычка творить молитву. Но если он произносит молитву механически, не осознавая собственных грехов, это не может помочь ему в совлечении ветхого человека.
Прп. Паисий Святогорец. О молитве. Том VI / ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
0
Слайд 31«—Геронда, как читать молитву?
— Лучше говорить её полностью:
«Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя», потому что в молитве содержится весь
догмат веры..»
«Если тебе трудно произносить её полностью, тогда говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»
Прп. Паисий Святогорец. О молитве. Том VI / ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
«— Геронда, может быть опасно для человека стремиться приобрести привычку произносить молитву?
— Опасно, когда человек перестаёт следить за собой и занимается молитвой как будто это мода. Он может приобрести привычку молитвы, но в нём будет продолжать жить ветхий человек и есть опасность впадения в прелесть.
Помню, когда я был в санатории, там лечился один монах, который приобрёл привычку произносить молитву. Он закрывал глаза и постоянно повторял: «Господи Иисусе Христе... Господи Иисусе Христе...» Одна посетительница, увидев его, стала креститься: «Вот святой человек!» И вот однажды этот монах мне сказал: «Я обличил такого-то и такого-то. Написал письмо такому-то владыке и такому-то, чтобы переменили образ мысли, и я буду на их стороне». — «Подожди-ка, брат, — говорю я ему. — Ты неграмотный, страдаешь туберкулёзом. Исходя из чего ты так говоришь?» И что он мне отвечает! «Один-два человека было бы таких, как я, мир был бы спасён!» Если бы у него были проблемы с головой, то вопросов бы не было, но голова у него была в порядке. Из-за того, что он принуждал себя и постоянно повторял молитву, у него выработалась привычка, и потому всякий помысел, который ему приходил, он считал от Бога. И так дошёл до того, что стал верить, будто в мире больше нет другого такого человека как он!» Прп. Паисий Святогорец. О молитве. Том VI / ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ
Слайд 32Чётки в современном мире
Брояница (серб.)
Вервица (рус./ греч.)
Лестовка (старообр.)
Лестовка «Малая»
Комболои (греч.
ЗК)
Розарий (католич.)
Розарий «Баскский»
Розарий «Ирладский»
Субха (мусульм.)
Чётки «Болтухи»(ЗК)
Чётки «Индуистские»
Чётки «Китайские»
Чётки «Палечные»
Чётки «Тибетские»
Чётки
«Шведские»
Чётки «Электронные»
На данный момент мне удалось отыскать
16 видов чёток в сети интернет
Слайд 33Чётки христианские
Брояница
Вервица
Лестовка
Лестовка «Малая»
Розарий
Розарий «Баскский»
Розарий «Ирладский»
Чётки «Палечные»
Чётки «Шведские»
Из них 9 видов
христианских чёток:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Слайд 34Чётки православные
Брояница
Вервица
Лестовка «Малая»
Чётки «Палечные»
Из них 4 вида православных чёток:
1.
2.
3.
4.
Слайд 35Старообрядцы о молитве по лестовке
Малый домашний Устав, 1910 г
Слайд 36Старообрядцы о молитве по лестовке
Вервица – 103узла
В – вервица
Л –
Лестовка
ЛЗ– Лестовка земная
ЛП– Лестовка поясная
С – сотница
П – поклоны
П-0 –
без поклонов
И.м. – Иисусовх молитв
Б.м. – Божией Матери
А.х. – Ангелу Хранителю
И.Пр. – Иоанну Предтече
С.д. – Святой дня
С.х. – Святой храма
С.с. – Святой седьмицы
В.с. – Всем святым
Пр. – Правило (это Правильные каноны на каждый день)
Правило ко святому Причащению (с пояснениями)