Разделы презентаций


Факторы, определяющие успешность научения

Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Факторы, определяющие успешность научения
Нугманова Лиана
ФП, ППДП-31-17

Факторы, определяющие успешность наученияНугманова ЛианаФП, ППДП-31-17

Слайд 2 Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний,

умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без

постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение.
У человека есть несколько видов научения. Первый и про­стейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной сис­темой. Это — научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с дли­тельным процессом обучения приспособления организма к кон­кретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. К примеру, достаточно в поле зрения новорожденного утенка появиться матери-утке и начать двигаться в определенном направлении, как, встав на собственные лапки, птенец начинает автоматически всюду сле­довать за ней. Это происходит, как показал К.Лоренц, даже тогда, когда в поле зрения новорожденного птенца оказывается не утка-мать, а какой-либо иной движущийся предмет, напри­мер человек.
Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само

Слайд 3Второй вид научения — условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено

работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых

форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условнорефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.

Третий вид научения—оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок.

Второй вид научения — условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения

Слайд 4Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и

у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта

различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения[39]. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.
Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы

Слайд 5Во-вторых, это вербальное научение, т. е. приобретение человеком нового опыта

через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям,

владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Если говорить шире, то в данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы, среди которых язык выступает в качестве одной из таких систем. К ним также можно отнести символику, используемую в математике, физике, во многих других науках, а также графическую символику, применяемую в технике и искусстве, в географии, геологии и иных областях знаний.
Во-вторых, это вербальное научение, т. е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность

Слайд 6Связаны преимущественно с формированием понятий.
Формирования ассоциаций
Этот механизм лежит в основе

установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
Подражание
Выступает в

качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.

Различение и обобщение

Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:

Связаны преимущественно с формированием понятий.Формирования ассоциацийЭтот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или

Слайд 7Инсайт
Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного

в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной

базой для развития интеллекта ребенка.

Творчество

Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

ИнсайтПредставляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту.

Слайд 8Задача совершенствования научения сводится к тому, чтобы задействовать в нем

все описанные механизмы. Успех научения зависит от многих факторов, и

среди них важное место занимают психологические факторы. Это уже рассмотренные нами в курсе общих основ психологии мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности: настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и других.
Задача совершенствования научения сводится к тому, чтобы задействовать в нем все описанные механизмы. Успех научения зависит от

Слайд 9К числу психологических факторов успешности учебной деятельности также можно отнести

умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде

всего с учителями и товарищами по учебной группе, интеллектуальную развитость и сформированность учебной деятельности как учения. Все перечисленные факторы относятся не только к ученику, но также и к учителю, однако к последнему — в их специфическом преломлении, связанном с обучением других людей. Важное значение в процессе приобретения знаний имеет установка на научение, т. е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл которой для учителя заключается в том, чтобы научить, а для ученика — чему-либо научиться.
К числу психологических факторов успешности учебной деятельности также можно отнести умение взаимодействовать с людьми в совместной с

Слайд 10Все рассмотренные факторы научения касаются личности, психологических особенностей людей, включенных

в учебный процесс. Но, кроме них, есть еще средства и

содержание обучения, тот учебный материал, которым пользуются учитель и учащиеся. Он также должен отвечать определенным требованиям. Важнейшее из них — доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимся, а достаточная сложность — психологическое развитие учащегося. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения считается такой учебный материал, который находится на достаточно высоком, но еще вполне Доступном для усвоения уровне трудности. Обучаясь на таком материале, дети не только испытывают наибольшее личное удовлетворение успехами, но и интеллектуально лучше всего развиваются
Все рассмотренные факторы научения касаются личности, психологических особенностей людей, включенных в учебный процесс. Но, кроме них, есть

Слайд 11Субъективно важным моментом, связанным с оценкой учащимся степени трудности усваиваемого

материала, является интерес к нему и связь данного материала с

потребностями обучаемого, с имеющимся у него опытом, умениями и навыками. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается учащимся как менее трудный, чем тот, который обладает противоположными характеристиками.
Важный фактор успешности обучения и учения представляет собой продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, т. е. затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избегание неудач.
Субъективно важным моментом, связанным с оценкой учащимся степени трудности усваиваемого материала, является интерес к нему и связь

Слайд 12СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика