Слайд 1Факторы производства.
Прибыль и рентабельность.
Слайд 2Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и
услуг.
Факторные доходы – это доходы (поступления) от использования факторов производства.
Слайд 3
Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три
классических основных вида: земля, капитал, труд.
Земля — совокупность природных ресурсов, которые
используются для производства экономических благ. Это не только почва, но и лесные и водные ресурсы, полезные ископаемые и прочие природные блага.
Слайд 4Труд — умственные/физические способности и навыки людей, которые используют в форме
услуг, необходимых для производства экономических благ. Труд может классифицироваться по
степени квалификации, уникальности, уровню образования, востребованности и престижности в обществе, по отраслям и т.п. Предложение труда зависит также от количества экономически активного и трудоспособного населения. Оценке подлежит и характер труда (степень развитости производственных отношений). Результативность (эффективность) труда измеряется количеством произведённого экономического блага за единицу времени и называется производительностью труда.
Слайд 5Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания,
транспортные средства, добытое сырье и полуфабрикаты. и т. д. Существует
классификация, выделяющая физический (непосредственные средства производства), финансовый (денежные средства, приносящие прибыль, например, вклады в банке) и денежный (денежные средства, на которые приобретается физический капитал) капиталы.
Слайд 6Предпринимательство (предпринимательские способности) — совокупность навыков и знаний, позволяющих оптимально использовать
факторы производства и получать максимальный доход. К отличительным особенностям предпринимательской
деятельности относят также, например, умение оценивать перспективу использования того или иного нововведения, умение рисковать (нести риски банкротства).
Слайд 7Информация — все знания (сведения), которые необходимы людям для успешной экономической
деятельности.
Наука -как фактор производства связана с поиском, проведением исследований, экспериментов в
целях расширения имеющихся и получения новых знаний, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, с разработкой и внедрением в производство новой техники и технологий. В современной экономической теории это называют инновациями.
Время — ограниченный и невоспроизводимый ресурс. Все совершается в пространстве и во времени. Экономное использование времени является важнейшим источником улучшения жизни человека. Справедливым является выражение, что вся экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
Слайд 8В условиях рыночной экономики главной задачей предприятия является обеспечение увеличения
прибыли.
Актуальность изучаемой на занятии темы - «Прибыль и рентабельность предприятия»
- соответствует веяниям сегодняшнего дня: прибыль отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т.
Прибыль является главным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий во всех сферах деятельности. Прибыль является движущим фактором при поиске более эффективных способов сочетания ресурсов. Она стимулирует науку с целью повышения технологических процессов, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Каждое предприятие, приносящее прибыль, в свою очередь вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Слайд 9Прибыль – это результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный
фактор, стимулирующий предпринимательство. Прибыль можно рассматривать как двигатель производства. Прибыль
– это явление непостоянное, так как в рыночной экономике сильна конкуренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Причины возникновения прибыли постоянно меняются, дополняются. Прибыль в соответствии с ролью, отведенной ей в экономике, выполняет ряд функций. 1. Регулирующая. Прибыль позволяет регулировать денежные потоки, поскольку распределяется по различным фондам и направлениям на предприятии (резервный, валютный, фонд развития производства, фонд материальных поощрений). 2. Стимулирующая. Любая фирма в процессе своего функционирования стремится укрепить свои позиции в бизнесе и на рынке, получить некоторые преимущества перед конкурентами и экономическую прибыль. Все это способствует ее динамичному развитию. С этой целью совершенствуются технологии, осваиваются достижения науки и техники, что способствует экономическому росту фирмы и всей национальной экономики. 3. Контролирующая функция представляет собой не что иное, как характеристику экономического эффекта деятельности предприятия. 4. Наличие экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. 5. Прибыль выступает источником финансирования расширения масштаба производства. Фирмы, которые получают прибыль, имеют возможность вести непрерывную производственную деятельность.
Слайд 10Виды прибыли Прибыль – это важная экономическая категория, определяющая качество функционирования
организации и перспективы ее дальнейшего развития. Классификация прибыли подразумевает следующие
ее виды. 1. Прибыль, полученная в результате реализации готовой продукции, полуфабрикатов и выполнения коммерческих заказов. Это разница между полной себестоимостью товарной продукции и стоимостью реально проданных товаров и услуг. Пр = Рр – себестоимость, где Рр – цена продаж.
2. Балансовая прибыль Она представляет собой общую прибыль, которую организация получает от всей своей производственно-хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль равна сумме (или разнице) прибыли, полученной от сбыта и продажи товарной продукции или убытка, полученные от реализации прочей продукции. К ней, соответственно, относят продукцию хозяйств, которые находятся на балансе предприятия и в его собственности. 3. Чистая прибыль Она рассчитывается на основе данных балансовой прибыли и нормы налогообложения (налог на прибыль, единый социальный налог, налог на землю, на имущество и пр).
4. Консолидированная прибыль Это прибыль, полученная от деятельности и финансовых результатов материнских и дочерних (филиалы) предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединенную отчетность двух или более субъектов хозяйствования. 5. Источники экономической прибыли Экономическая прибыль – это величина, превышающая нормальную прибыль, составляет разницу между альтернативными издержками.
Слайд 11Специфика предпринимательской деятельности проявляется только в прогрессирующей, постоянно изменяющейся экономике:
изменяются факторы, влияющие на величину спроса и предложения, балансирует равновесие
на рынке и т. д. Существуют следующие признаки экономического развития: 1) качественное совершенствование товара, создание уникального блага, нового для потребителя; 2) внедрение новых технологий и методов производства; 3) открытие новых рынков для реализации готового продукта; 4) использование новых сырьевых ресурсов или факторов производства; 5) изменение рыночной структуры: установление монополизма или его подрыв. В экономике, обладающей этими признаками, играют большую роль предприниматели, а предпринимательство становится фактором производства.
Слайд 12Источники экономической прибыли различны.
1. Экономическая прибыль – это своеобразное
вознаграждение за предпринимательский риск. Риски в экономике разнообразны, и, чтобы
уберечь себя от потерь, фирмы прибегают к страхованию. Поэтому плата за риск входит в издержки фирмы как затраты в интересах предприятия.
2. Вознаграждение за инновации. Предприятия стремятся внедрить в производство новые технологии, совершенствовать способы его организации и так далее. Это связано со стремлением снизить издержки.
3. Монополизм на рынке. Предприниматель стремится к получению конкурентных преимуществ на рынке, т. е. к монопольной власти.Это даст ему определенную уверенность в будущем и право контроля над ситуацией. Только так он может снизить до минимума риск потерь.
Слайд 13Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень
эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент
рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Слайд 14Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в
каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли
после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.
Слайд 15Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель
эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период,
на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:
Ra = P / A
где:
Ra — рентабельность активов;
P — прибыль за период;
A — средняя величина активов за период.
Слайд 16Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный
показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за
период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.
Нужный уровень рентабельности достигается с помощью организационно-технических и экономических мероприятий. Повысить рентабельность - значить получить больший финансовый результат при меньших расходах. Порог рентабельности - это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, точка, в которой доходы предприятия покрываю его переменные и условно-постоянные затраты.
Слайд 17Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики.
Главная проблема экономики – поиск
механизма, позволяющего разрешить противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными
возможностями их удовлетворения (ограниченными ресурсами).
Рассмотрим две стороны главной проблемы экономики:
Первая сторона – безграничность потребностей.
Потребности – это состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он хочет выйти, или состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.
Свойства потребностей:
― Безграничность;
― Историчность (меняются во времени).
Сущность потребностей выражается двумя законами:
― Законом возвышения потребности;
― Законом насыщения потребности.
Слайд 18― Законом насыщения потребности.
Объективный процесс, обусловленный тем, что в процессе удовлетворения
потребностей происходит формирование новых, как в количественном, так и в
качественном отношении потребностей есть закон возвышения потребностей.
Закон насыщения потребностей предполагает, что по мере удовлетворения одновременно ряда потребностей выявляется определённое благо, которое потребляется с максимальной интенсивностью, в силу чего наступает насыщение.
Все потребности могут быть классифицированы и объединены в отдельные группы. Границы между видами потребностей подвижны. В основании любой группировки лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
Вторая сторона ограниченные возможности (ограниченные ресурсы).
К ограниченным ресурсам относят три главных фактора производства: земля, труд, капитал.