Слайд 1ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ФАКТОР – причина, движущая сила какого-либо явления, процесса,
определяющая его характер или отдельные черты.
Слайд 2ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
ПГГПУ
ГАНГНУС Н.А.
Слайд 5
Индивид – отдельный организм, единичный представитель рода человеческого, каждый отдельный
человек (безотносительно к качествам).
Слайд 6Человек – индивид высшего класса млекопитающих с присущей ему биологической
организацией (способность к прямохождению, речь).
СИНТЕЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Слайд 7
Человек – биосоциальное существо, действующее лицо исторической деятельности и познания.
Слайд 8Понятие «личность»
Включает в себя СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА, характерные для
человека.
То, что делает человека общественным существом.
Слайд 9«Сущность личности составляет не её борода, не её кровь, не
её абстрактная физическая природа, а её социальное качество»
Слайд 10Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих человека как представителя
определённого общества.
Слайд 11Личность – это совокупность общественных отношений, это субъект, познающий окружающий
мир, активно его преобразующий.
Слайд 12Критерии личностного развития?
«Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет
ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью» (С.Л. Рубинштейн).
Слайд 13Разумность
Ответственность
Свобода
Личное достоинство
Индивидуальность
Тугаринов В.П.
Слайд 14Индивидуальность
- непохожесть
- отличие
Слайд 15Индивидуальность
То особенное, чем отличается один человек от другого,
одна личность от другой.
То, что придаёт личности
своеобразную красоту и неповторимость.
Обусловливает специфический стиль деятельности и поведения.
Слайд 16Индивидуальность
Особенности личности, в которых проявляется её неповторимость.
Связана с воспитанием, чертами
характера и темперамента.
Становление индивидуальности – процесс индивидуализации (самоопределения, оформления уникальности
и неповторимости).
Ставшая индивидуальностью личность – самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Слайд 17Развитие человека / Формирование личности
Развитие
Последовательное, прогрессивное изменение от простого к
сложному
Накопление количественных признаков, которые переходят в качественные
Развитие
Процесс количественных и качественных
изменений →
- анатомо-физиологическое созревание;
- нервная система и психика;
- деятельность, мировоззрение, нравственность
Слайд 18РАЗВИТИЕ
Понятие АНАТОМИЧЕСКОЕ – это те изменения (физические, психические, которые происходят
с человеком в течение его жизни)
Слайд 19РАЗВИТИЕ
Процесс непрямолинейный
Неравномерный
Скачкообразный
Наличие сензитивных (благоприятных) периодов
Слайд 20Формирование личности
Происходит под влиянием внешних
(среда,
возраст родителей,
организм матери,
воспитание,
материальные условия, воздействия со стороны взрослых, сверстников)
и внутренних воздействий
(строение
организма, его физиологические и психические свойства: наследственность, задатки, склонности)
Слайд 21Формирование личности
Это характеристика социальных, психологических изменений
Это результат развития человека
Это становление,
приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств
Слайд 22Формирование личности
Движущие силы - противоречия - между условиями и требованиями
внешней среды и возможностями, которыми располагает человек на данный момент.
Слайд 23Внешние условия
Внутренние возможности
Наследственность
Слайд 25Наследственность
(Воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями)
Слайд 26СРЕДА
Как условие и источник развития. Реальная действительность, в условиях которой
происходит развитие человека.
Влияет не автоматически, а опосредованно,
собственной
активностью
человека,
его отношением
и действиями!!!
Слайд 28Воспитание
Корректирует наследственность
Изменяет микросреду
Создаёт специальные
условия
Слайд 30«…Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается
им от недостатка нравственного воспитания и бедности, ужасающей необходимости быть
злодеем и негодяем или умереть с голоду и, наконец, дурного общества, в котором
с младенчества находится,
и что у всякого почти,
как бы дурён ни был он,
остаются ещё известные
струны в сердце,
дотронувшись до которых, можно пробудить в нём голос совести и чести, возродить его…»
(Н.Г. Чернышевский).
Слайд 32Составьте опорный сигнал (схема, рисунок) по предложенному тексту:
«Без деятельности
невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир.
Деятельность создаёт материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности»
(В.А. Крутецкий)
Слайд 34«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений
моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать
влиянию педагога; что день,
проведенный ребенком
посреди рощ и полей..., -
такой день стоит
многих недель,
проведенных на учебной скамье»
(К.Д. Ушинский)
Слайд 35«Главная школа воспитания детей — взаимоотношения мужа и жены, отца
и матери»
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 36«Преступлений не будет, если в детстве, отрочестве, ранней юности не
будет наказаний, точнее: если исчезнет нужда, надобность в наказаниях.
Всем надо помнить: если ребёнок познал потрясение, связанное
с наказанием, в его душе
ослабляются внутренние силы,
самой человеческой природой
предназначенные для самовоспитания.
Чем больше наказаний и чем
они жёстче, тем меньше
самовоспитания, желание чем-либо заниматься…»
В.А. Сухомлинский
Слайд 37 Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей,
а собственным трудом и его результатами
(Альберт Эйнштейн)
Слайд 38«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса
на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если
это сделает кто-то другой»
(А.П. Чехов)
Слайд 39 «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою
сущность — вот для чего мы живем»
(О. Уайльд)
Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой
(К. Паустовский)
Слайд 40ПРИТЧА
Бог слепил человека из глины, и у
него остался ещё кусок. «Что ещё слепить тебе?» – спросил
Бог. «Слепи мне счастье», -попросил человек. И Бог молча положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.