Слайд 1Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Структура
и содержание контрольных измерительных материалов по обществознанию в 2020 г.
Слайд 3Элементы содержания
Человек и общество
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Сфера политики и социального
управления
Право
Слайд 4Конституция РФ.
Федеративное устройство.
Органы государственной власти РФ.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Механизмы реализации
и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Слайд 5Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Аналогия ряда заданий экзаменационной
модели ОГЭ по своему типу заданиям ЕГЭ
Учёт познавательных возможностей обучающихся
основной школы, объёма и характера предъявляемого им учебного содержания по предмету
Слайд 6Работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким
ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом
К каждому заданию 2–5, 7–11,
13, 14, 16–18 предлагается
четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Задание считается выполненным верно, если участник экзамена
записал номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) записан номер неправильного ответа;
б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не записан
Слайд 7Ответы на задания 1, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и
записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами
на основе специально разработанной системы критериев
Слайд 8Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым
умениям и способам деятельности
Каждое задание
проверяет определённое умение.
Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства
человека, его
взаимодействие с другими людьми; сущность
общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Задания 3, 5, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).
Единым блоком-модулем представлены человек и общество.
Слайд 9Задания 2, 4, 6, 8, 13, 17 – умение приводить
примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей выпускников основной школы;
Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их
существенных признаков, структурных элементов и
основных функций
Слайд 10Задание 12 – умение осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других
адаптированных источников), умение оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия.
Слайд 11Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-
популярного
текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной
информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23);
Слайд 12составлять на их основе план (задание 21);
приводить примеры ( в
том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа,
их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23);
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить её с собственными знаниями (задание 24)
Слайд 13 Задания представляют следующие разделы курса:
«Человек и общество» (задания 2, 3),
«Сфера духовной культуры»
(задания 4, 5),
«Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6
проверяет знание основ финансовой грамотности),
«Социальная сфера» (задания 10, 11),
«Сфера политики и социального управления» (13, 14),
«Право» (16–18).
Слайд 14На одной и той же позиции (задания 1, 12, 15,
19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности,
которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса.
Слайд 15Правильно выполненная работа оценивается 35 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 2–5,
7–11, 13, 14, 16–20
оценивается 1 баллом
Задание 15 оценивается по следующему
принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.
Задания 1, 6, 12, 21–24 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22 и 24 выставляется 2 балла, при неполном ответе – 1 балл.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной
работы
Слайд 16За полное и правильное выполнение задания 23 выставляется 3 балла.
При неполном
выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа –
2 или 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 12 выставляется 4 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых
компонентов ответа – 3, 2 или 1 балл
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы
Слайд 17Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
1
Логика построения, основанная на деятельностном подходе. Объектом проверки в рамках
государственной итоговой аттестации становится сформированность разнообразных умений. В КИМ 2019 г. такой принцип реализовывался только в заданиях части 2, в то время как задания части 1 проверяли содержание основных разделов курса.
2. Построение КИМ ОГЭ 2020 г. в деятельностной парадигме обусловило отказ от традиционного разделения экзаменационной работы на две части в зависимости от типа заданий.
3. Количество заданий репродуктивного характера с выбором одного ответа из четырёх сокращено с 20 до 14.
Слайд 18Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
4.
Добавлены задания с кратким ответом двух типов (задание на выбор
и запись нескольких ответов и задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы). Задание на различение фактов и мнений в социальной информации в том виде, как оно существовало в КИМ предыдущих лет, исключено из работы.
5. Добавлены задания с развёрнутым ответом трёх типов: задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей, задание-задача и задание на анализ статистической информации (преобразовано из мини-теста КИМ 2019 г. включавшего в себя два задания с кратким ответом). Сокращено с 6 до 4 количество заданий мини-теста по тексту.