Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Санкт-петербург, 2020
« ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ
ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН-РОДИТЕЛЬ»
КОРШУНОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА
К.ПС.Н., доцент кафедры психологии им. А.Ц. Пуни
НГУ им.П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Слайд 2Основные формы общения родителей и тренеров
- организация родительских собраний, индивидуальных
встреч, интересных и полезных встреч со специалистами;
- работа телефонной линии,
по которой родители связываются с тренерами-преподавателями или получают консультацию;
- проведение неформальных встреч родителей, детей и тренеров (праздники, спортивные игры и т.д.);
Индивидуальная работа тренера-преподавателя с родителями.
Слайд 3
Общение «ТРЕНЕР-РОДИТЕЛЬ» может поддерживаться двумя способами:
• Прямая связь.
Крайне важно, чтобы тренер и
родители поставили себя в прямой контакт, чтобы найти решение особенно
тех проблем, которые возникают в школе, дома в период подросткового общения и т.п.
• Косвенная связь.
Именно ребенок передает информацию своим родителям. Это канал, по которому сообщение может быть искажено, когда ребенок обрабатывает информацию и передает ее родителям. Но его также надо использовать, чтоб ребенок учился брать на себя ответственность и обязанности.
Группы в социальных сетях, WhatsApp, могут служить хорошим каналом для информационной поддержки и общения «родитель-тренер».
Слайд 4Наиболее важным способом общения являются встречи.
Встречи с родителями, при
работе с юными спортсменами должны быть частью деятельности клуба.
С
одной стороны, должно быть более или менее фиксированное собрание, два или три за сезон, одно в начале, другое в середине сезона и другое в конце, а затем те, которые созываются одной из двух сторон для обсуждения.
На первой встрече в начале сезона важно сообщить родителям о целях сезона, правилах, возможных трудностях, о том, какими должны быть отношения между родителями и тренерами.
Подводя итог, можно сказать, что это первое совещание должно оставить открытым канал связи для использования в случае необходимости и, таким образом, избежать недопонимания.
Привлекайте родителей для решения организационных вопросов, можно создать родительские советы и т.п. Важно подчеркивать значимость участие родителей в спорте ребенка.
Слайд 5Среди всех форм участия родителей можно выделить 3 типа родителей:
• Невовлеченный. Отсутствие
интереса и поддержки со стороны родителей;
• Умеренно вовлеченный. Общение открытое и оказывается
поддержка
• Гипер-вовлеченный. Родители удовлетворяют собственные спортивные потребностям через спорт сына: дети получают много критики и чувствуют большое давление на себя из-за высоких ожиданий.
Чрезмерно вовлеченные родители могут создавать высокий уровень давления, в то время как недостаточно вовлеченные родители не оказывают достаточной поддержки, чтобы способствовать желанию ребенка заниматься спортом.
Слайд 6
Классификация Макдональда (2006) показывает, как родители мешают работе тренера:
- «Родители,
которые постоянно критикуют»: их никогда не устраивают производительность их ребенка.
- «Родители,
которые кричат с трибун»: они унижают игроков,
соперников, а иногда даже судей и тренеров.
- «Родители, которые управляют»: они дают указания игрокам, иногда противоречат указаниям тренера.
- «Суперзащищающие родители»: они делают тревожные комментарии и они могут угрожать забрать своего ребенка.
Слайд 7В классификации испанского исследователя Ромеро (2004), выделены следующие типы родителей
спортсменов:
• Родители, которые были элитными спортсменами
• Родители, которые не достигли
целей элиты.
• Незаинтересованные родители.
• Родители заинтересованы в спортивных тренировках
• Родители- "тренеры".
• Фанатичные родители.
Слайд 8С невовлеченными (отдаленными, незаинтересованными родителями).
• Постарайтесь выяснить причину отсутствия интереса,
чтобы изменить подход к спортивной практике ребенка: мы не должны
относиться одинаково к тем родителям, которые по трудовым причинам не могут быть вовлечены в деятельность спорт, чем те, кто делает это по незнанию
• Попытайтесь повысить вовлеченность родителей в деятельность ребенка-спортсмена, доносить до них важность участия в спортивной жизни ребенка, поддержки на спортивных выступлениях. Нет необходимости посещать все тренировки и соревнования, но, без сомнения, дети ценят тот факт, что родители выражают некоторый интерес к их деятельности.
• Приглашайте их лично на соревнования.
• Просите помощи в определенных задачах , ... одним словом, попытайтесь включить их в команду
ВАЖНО: Установите для себя эмоциональные границы с игроком, если вы чувствуете, что он ищет в вас замену родителя. То есть тренеру не стоит заменять роль «родителя».
Слайд 9С гипер-вовлеченными родителями
• Лучше иметь их в качестве союзников, чем
как противников.
• Объясните, каковы роли и функции каждого из участников
, спортивной жизни ребенка
Родителям- «тренерам» необходимо донести:
• Многие из них считают себя очень опытными в этом вопросе, ставя под сомнение решения тренера, поэтому они позволяют себе постоянно давать технические, тактические указания игрокам с вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому важно донести до них важность не вступать в противоречие с тренером (дети будут в замешательстве получать противоречивые сообщения от тренера и родителей). Объясните, что детям не хватает способности усваивать сразу несколько корректирующих сигналов. Это особенность их развития , пока им, по крайней мере , нет 16 лет. Поэтому, когда тренер и родитель выкрикивают корректирующие сигналы и ничего не происходит, пусть родитель не удивляется.
• попросить с удовольствием наблюдать за развитием своего сына и позволить тренеру спокойно работать.
Конечно, зачастую они не согласятся с решениями тренера , но они должны всегда уважать его и не отвлекать ни спортсменов, ни самого тренера, ни создавать беспричинные конфликты для ребенка между мнением родителя и тренера.
Это не означает, что, когда родители хотят задать какие-либо вопросы, они не могут этого сделать, но их следует попросить сделать это в определенное время. .
• Тренер должен попросить родителей отдать доверия тренерам, так же, как они доверяют другим специалистам в обучении своего ребенка и не вмешиваются, здесь они также должны прийти к этому доверию и не становиться родителями-тренерами.
Слайд 10Чрезмерно критическим родителям, которые оказывают чрезмерное давление на спортивные результаты своих
детей и имеют высокие ожидания на счет успеха детей, необходимо
объяснять, что постоянная негативная критика и чрезмерное давление порождают высокую степень тревоги, которая иногда может привести к преждевременному отказу от спорта.
Для того, чтобы были хорошие отношения, необходимо :
• Взаимное доверие;
• Повышение статуса своей роли ;
• Сотрудничество с семьей;
• Отсутствие критики с обеих ролей;
• Быть точкой отсчета и «моделью» поведения не только для ребенка, но и для родителей
Слайд 11«Треугольник отношений» должен меняться.
Но, важно, чтобы эти две фигуры :Тренер
и Родитель в разное время и в соответствии со спецификой
их роли всегда стояли рядом со спортсменом. Каждый в своей роли. Поэтому так же, как тренер не должен вмешиваться в деятельность семьи в своей конкретной области, так и семья не должна вмешиваться в деятельность тренера в своей конкретной области.
3-6 лет
Жирная черная линия начальных стадий Треугольника, когда Ребенок очень юн, показывает, что должно быть больше общения, понимания, обратной связи и диалога между Родителем и Тренером.
Даже дома, когда Тренера нет, Родитель работает с информацией и навыками, которым обучает Тренер. Да, между Ребенком и Родителем существует связь, и у Ребенка не так много самостоятельного мышления.
Слайд 12Большое влияние во время тренировочного занятия оказывают РОДИТЕЛИ ребенка, которые
параллельно с тренером пытаются руководить его действиями.
Эмоциональный фон игры ,
заставляет, незаметно для человека, совершать неприсущие для него действия, что проявляется в повышенной эмоционально обусловленной АКТИВНОСТИ родителей.
Эмоциональные переживания подталкивают родителей к действиям, которые проявляются в виде указаний, замечаний, оценок. При этом ребенок-дошкольник нуждается в последних. Именно они являются стимулом к действию, вопреки указаниям тренера.
У детей дошкольного возраста ярко выражена потребность в постоянном контакте с родителями , что обеспечивает у них ощущение БЕЗОПАСНОСТИ, УВЕРЕННОСТИ, чувство близости с человеком, от которого они полностью зависят.
Таким образом, негативно оцениваемая высокая активность родителей, проявляющаяся во время тренировочного процесса в группах детей дошкольного возраста, есть ЕСТЕСТВЕННОЕ поведение, которое надо учитывать при организации тренировочного процесса.
Слайд 137-10 лет
Обратите внимание, что по мере развития Ребенка и здорового
развития Треугольника происходит более равномерное общение. Несмотря на то, что эти возрасты
приблизительны, дети начинают проявлять инициативу и принимать решения о своей игре очень рано. Тем не менее, родитель все еще вовлечен и тренер играет роль центральной и значимой фигуры.
Слайд 1411-12 и старше
По мере того, как Ребенок становится все более
независимым, отношения начинают меняться. Ребенок и Тренер со временем становятся
основными участниками тренировок (рис.4.). Но родитель на этом этапе не должен быть полностью исключен. Некоторым родителям на этом этапе тяжело. К сожалению, если этого изменения не произойдет, «молодой человек» не будет чувствовать себя частью процесса. Этот возраст сложен, но так важен. Если спортсмены хотят продолжать осмысленно продвигаться и развиваться, они должны проявлять все большую инициативу.
Это означает, что Родитель должен воздерживаться от активного вмешательства в процесс отношений « тренер-ребенок».
Слайд 15Детский спорт- это тот случай, когда слишком сильная любовь к
ребенку может навредить им. Родители должны держать свою безусловную любовь
на расстоянии вытянутой руки, делая выбор в отношении того, как справляться с ситуациями.
Например, тренер и спортсмен должны иметь отношения, в которые не вмешиваются родители. Родитель не должен говорить за своего ребенка, если у него есть вопрос к тренеру. Поощряйте их начать разговор, особенно если он сложный. Поддержите их через это, практикуя разговор дома. Не бойтесь позволить вашему ребенку справиться с неприятностями самостоятельно.
С другой стороны, существует опасность в подростковом возрасте: создать альянс «спортсмен-тренер», против Родителя.
Если у ребенка слабо вовлеченный в спорт родитель, некоторые тренеры, осознавая эту ситуацию, создают с игроком «родительские» отношения , что может создать конфликт с родителями, которые слишком часто обвиняют тренера во вмешательстве.
Также опасен альянс между тренерами и родителями в ущерб ребенку, поскольку, особенно если тренер имеет дело с подростками, он потеряет его уважение и доверие.
Слайд 16Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече тренера с родителями
можно попросить их ответить на следующие вопросы:
Какого мнения вы о
нашем ДЮСШ и о коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
Каким вы видите руководителя этого коллектива?
Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь руководителю ДЮСШ в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Слайд 17Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
С каким чувством переступает порог
ДЮСШ ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребенок в
коллективе?
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива ДЮСШ? Назовите их.
Как у вашего ребёнка складываются отношения с тренером?
Создаёт ли, по вашему мнению, ДЮСШ условия для самореализации вашего ребёнка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его деятельности?
Слайд 18
Анкета 3
«ВАШ РЕБЁНОК»
С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в
семье, можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера
своего ребёнка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в ДЮСШ, о жизни коллектива, который он посещает?
Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в ДЮСШ, хочет ли демонстрировать свои достижения?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Слайд 19Методика
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их
родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и
те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий, как с родителями, так и с детьми.
Предложения для учащихся:
- ДЮСШ для меня – это …
- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …
- Тренер для меня – это человек, который …
- Мои товарищи по коллективу – это …
- Занятия для меня – это …
- Деятельность, которая мне нравится, - это …
- Деятельность, которая мне не нравится, - это …
Слайд 20Предложения для родителей:
- ДЮСШ, где занимается мой ребенок, - это
…
- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …
-
Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …
- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …
- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …
В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения:
Для воспитанников:
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда….
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня, плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я…
Слайд 21
Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок….
- Я огорчаюсь, когда
мой ребёнок….
- Я плачу, когда мой ребёнок….
- Я злюсь, когда
ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребенка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
- Если у моего ребёнка что-то не получается
Слайд 22Определение самостоятельности ребёнка
Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с
помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.
Родителям предлагается перечень действий ребёнка.
Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Ваш ребёнок самостоятельно
Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения
…
Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для тренировочного процесса и для праздника;
- делает уроки;- определяет, с кем ему дружить;
- выбирает направление для занятий в ДЮСШ;- готовит еду, если это необходимо;
- убирает квартиру по собственной инициативе;
- ходит в магазин за покупками;- помогает по дому и на даче;
- приглашает друзей к себе домой;- определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;- принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
- распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;
- объективно оценивает себя и свои поступки;- сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;- терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;
- помогает в воспитании младших.