Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Красноярский государственный педагогический
университет имени В.П. Астафьева»
ЭТНОПЕДАГОГИКА
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШКЕРИНА Т.А. ‒ К.П.Н., ДОЦЕНТ
Слайд 2ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. М., 2007. 240 с.
Волков Г.Н.
Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений.
М., 2000.
176 с.
Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. М., 2007. 224 с.
Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. М., 2002. 304 с.
WWW.ELIBRARY.RU
Слайд 3ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
1.Этнопедагогика и предмет её
исследования.
2. Источники этнопедагогики.
3. Методы изучения этнопедагогики.
4. Сущность
и особенности народной педагогики.
5. Принципы народной педагогики.
Слайд 4Этнопедагогика и предмет её исследования
этнопедагогика ‒ наука об эмпирическом опыте
этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и
этических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации
(Г.Н. Волков, в 70-х гг. XX в. )
Слайд 5Этнопедагогика и предмет её исследования
Предметом этнопедагогики
является народная педагогика
объектно-предметное поле этнопедагогики охватывает такие основные вопросы: педагогика
семейного быта, поговорки, пословицы, загадки, народные песни, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодёжная среда, её педагогические функции, колыбельные песни, материнская школа и материнская педагогика, общность педагогических культур различных народов и др.
Слайд 6Источники и методы этнопедагогики
Образ жизни конкретной
народности, нации, сообщества
обычай — традиция — обряд — ритуал
Слайд 7Методы изучения этнопедагогики
1. Общелогические методы:
анализ, синтез, обобщение, сравнение,моделирование, проектирование, экстраполяция.
2.
Общенаучные методы: анализ и контент-анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение, изучение и обобщение опыта; эксперимент;
метод экспертных оценок
Слайд 8Методы изучения этнопедагогики
3. Исторические методы: сравнительно-исторический
метод (для установления закономерности, повторяемости историко-педагогических процессов), генетический метод (раскрытие
происхождения, причин и стадий изучаемого явления); структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.
4. Социологические методы: анкетирование и интервью; метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.
Слайд 9СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СОВОКУПНОСТЬ НАКОПЛЕННЫХ
И ПРОВЕРЕННЫХ ПРАКТИКОЙ ЭМПИРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ, ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ
ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В УСТНОЙ ФОРМЕ, КАК ПРОДУКТ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА НАРОДНЫХ МАСС (АКАДЕМИК А.Э. ИЗМАЙЛОВ)
Слайд 10Принципы народной педагогики
1. Целенаправленность в воспитании и обучении детей.
2. Природоцелесообразность.
3. Общинный характер обучения и воспитания.
4. Уважение
к старшим.
5. Дифференцированность воспитания мальчиков и девочек.
6. Раннее начало обучения и воспитания детей,
осуществляемое прежде всего в семье.
7. Воспитание и обучение должно осуществляться в
деятельности.
Слайд 11ТЕМА 2. ЭТНОПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ
ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
1. Общее понятие об
этносе.
2. Основные тенденции этнического развития.
3. Этнопедагогика: мультикультурность или
этнокультурность.
Слайд 12Общее понятие об этносе
этнос – это исторически сложившаяся на определённой
территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами,
но и относительно стабильными особенностя ми культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в самосознании (Академик Ю.В. Бромлей (1921 – 1992))
Слайд 13Общее понятие об этносе
Род – основная общественная организация первобытнообщинного строя,
объединённая кровным родством.
Племя – этническая и социальная общность людей, связанных
родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самосознанием.
Народность – это общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.
Слайд 14Общее понятие об этносе
Нация – наиболее развитая историко-культурная общность. Она
складывается в течение длительного исторического периода в результате
соединения, «перемеживания», «сплавления»
представителей различных племён и народностей.
Национальность – это принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно.
Народ – многозначное понятие, это население страны.
Слайд 15Основные тенденции этнического развития
Концепция этноса Л.Н. Гумилева
пассионарный толчок
пассионарии
3 стадии (формы) этноса:
субэтнос (предэтнос),
этнос,
суперэтнос (сверхэтнос).
Слайд 16Этнопедагогика: мультикультурность или этнокультурность?
Слайд 17Лекция 3. Поликультурное образование в России
1. Исторические этапы развития образования
в России.
2. Законодательство в области поликультурного образования в России.
3. Подходы
к пониманию сущности поликультурного образования.
4. Природособразная сущность поликультурного образования (на материалах проекта «Концепции развития поликультурного образования в РФ).
Слайд 181. Исторические этапы развития образования в России
I этап (сер. 50-х
гг.) – политика русификации
приход к власти
Н.С. Хрущева
Задача Программы
КПСС 1961 г. – создание «общенародного государства».
II этап (вторая половина XX в.) – осознание важности этнического разнообразия
Слайд 192. Законадательство в области поликультурного образования в России
Закон РФ «Об
образовании в РФ» (2012)
Цели:
1. Гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих
ценностей.
2. Сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства.
3. Всеобщий доступ к образованию, адаптивность .
4. Светский характер образования.
5. Свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей.
Слайд 202. Законадательство в области поликультурного образования в России
Национальная доктрина образования
в РФ до 2025 года: не выделен принцип поликультурализма.
Планируемые результаты:
1.
Повышение качества образования.
2. Обеспечение доступности образования.
Слайд 213. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования
I. Аккультурационный подход
1.1. Концепция
многоэтнического образования
Цель ПО – создание, утверждение и развитие гармонии в
отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры и процесса их переработки в новой культуре; оказание помощи представителям контактирующих культур
Слайд 223. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования
I. Аккультурационный подход
1.1. Концепция
бикультурного образования
Цель ПО – становление билингвальной, бикультурной идентичности; постоянное сравнение
двух культур
Слайд 233. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования
II. Диалоговый подход
1.1.
Концепция «диалога культур»
Цель ПО – формирование общепланетарного сознания, позволяющего взаимодействовать
с представителями различных народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство
Слайд 243. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования
III. Социально-психологический подход
1.1.
Концепция «культурных различий»
Цель ПО – развитие терпимости по отношению к
чужому образу жизни и мышления, культуре
1.2. Концепция социального обучения
Цель ПО – развитие эмпатии, солидарности, способности решать конфликты
Слайд 254. Природособразная сущность поликультурного образования
(на материалах проекта «Концепции развития
поликультурного образования в РФ)
Цель ПО – формирование всесторонне и гармонично
развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культур
Слайд 264. Природособразная сущность поликультурного образования
(на материалах проекта «Концепции развития
поликультурного образования в РФ)
Цель ПО – воспроизводство и развитие национальных
культур и родных языков народов России
Слайд 274. Природособразная сущность поликультурного образования
(на материалах проекта «Концепции развития
поликультурного образования в РФ)
Содержание ПО:
1. Этнокультурный компонент.
2. Национально-территориальный компонент.
3. Общероссийский
компонент.
4. Мировой компонент.
Слайд 28
4. Природособразная сущность поликультурного образования
(на материалах проекта «Концепции развития
поликультурного образования в РФ)
Принципы ПО:
1. Полилингвальность.
2. Преемственность.
3. Дифференциация.
4. Креативность.
5. Культурная
целостность и этическая актуальность.
6. Объемная картина мира.
Слайд 29АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
1. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МИГРАЦИИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ.
2. ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МИГРАНТАМ.
Слайд 30ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МИГРАЦИИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
СЛУЧАИ МАССОВЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ, КОГДА ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ ДОБРОВОЛЬНО ИЛИ ВЫНУЖДЕННО ПОКИДАЮТ ТЕРРИТОРИЮ
МЕСТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОСА ИЛИ ЕГО ДЛИТЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ И ПЕРЕСЕЛЯЮТСЯ В ИНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЛИ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Слайд 32ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МИГРАНТАМ
1. ПРОСВЕЩЕНИЕ.
2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ.
3.
ИНСТРУКТАЖ.
4. ТРЕНИНГ.
5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
6. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.
Слайд 33Лекция 5. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. Механизмы межгруппового восприятия.
2. Межэтнические конфликты и
способы их разрешения.
Слайд 341. Механизмы межгруппового восприятия
Структурные характеристики:
- согласованность
- унифицированность
Динамические характеристики:
- устойчивость
-
ригидность
Содержательные характеристики:
- оценочность в групповом восприятии
Слайд 351. Механизмы межгруппового восприятия
Основной механизм восприятия – категоризация (биполярный характер)
– этноцентризм, стереотипизация
Групповая идентификация
Слайд 361. Механизмы межгруппового восприятия
Источники предрассудков:
Социальные
Эмоциональные
Когнитивные
Слайд 372. Межэтнические конфликты и способы их разрешения
Классификация этнических конфликтов:
Социально-экономические
Культурно-языковые
Политические
Территориальные
Ценностные
Слайд 382. Межэтнические конфликты и способы их разрешения
Фазы протекания конфликта:
Латентная
Фрустрационная
Конфликтная
Кризисная напряженность
Разрешение
конфликта
Слайд 392. Межэтнические конфликты и способы их разрешения
Способы разрешения межэтнических
конфликтов:
Геттоизация
Ассимиляция
Культурный обмен
и взаимодействие
Частичная ассимиляция
Культурная колонизация
Слайд 40Тема. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
План:
1. Работа ОО
по развитию толерантности у детей и подростков.
2. Роль педагога
в становлении толерантности учеников.
3. Работа с семьей в развитии культуры толерантности.
Слайд 41Работа ОО по развитию толерантности детей и подростков
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ:
МОНОКУЛЬТУРНОСТЬ
ПРОГРАММ.
НЕЗНАНИЕ ПЕДАГОГАМИ КУЛЬТРЫ И ТРАДИЦИЙ МИГРАНТОВ.
НЕЗНАНИЕ МИГРАНТАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слайд 42Работа ОО по развитию толерантности детей и подростков
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
оскорбления,
насмешки, выражения пренебрежения на основе национального признака, внешности, одежды или
конфессиональной принадлежности, эксплуатация отдельных групп учащихся;
разделение на враждующие группы и группировки
Слайд 43Работа ОО по развитию толерантности детей и подростков
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОС
Содержание
образования
Технологии организации учебной деятельности
Образовательная среда или уклад жизни школы
Организация
взаимодействия и совместной деятельности всех участников образовательного процесса
Личностная позиция и профессиональное мастерство педагога
Слайд 44Работа ОО по развитию толерантности детей и подростков
Функции системы формирования
толерантного сознания
мотивационно-конструктивная,
организационная,
коммуникативно-стимулирующая,
организационно-обучающая,
эмоционально-коррегирующая,
оценочная
Слайд 45Работа ОО по развитию толерантности детей и подростков
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
УРОВНИ СТАНОВЛЕНИЯ
ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ
Уровень защищенности
Уровень понимания и принятия другой культуры
Уровень
уважения культурных различий
Уровень утверждения культурных различий
Слайд 46Роль педагога в становлении толерантности ДЕТЕЙ
АДЕКВАТНЫЙ УРОВЕНЬ ОЖИДАНИЙ