Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Казанский государственный аграрный
университет»
Нежметдинова Фарида Тансыковна
Зав. кафедрой
философии и права,
Федеральный эксперт
научно-технической сферы МОИН РФ,
Член Член международного общества по клинической биоэтике (ISCB)
Индустрии 4.0 – Образование 4.0
Слайд 2Ключевые слова
Глобальные вызовы
Индустрия 4.0
Скорость
Конвергенция НБИК
Образование 4.0
Экзистенциальные риски
Метакомпетенции
Слайд 3Глобальные вызовы
Переход мировой экономики на новый технологический уклад «Индустриализация
4.0» и новая архитектура науки.
Ускорение технологического развития мировой экономики и
развитие биоэкономики.
Усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем
Возрастание экзистенциальных рисков
Вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом – изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе.
Слайд 5
The Fourth Industrial Revolution: what it means, how to respond
Klaus
Schwab
Founder and Executive Chairman, World Economic Forum
14 January
2016
Есть три причины, почему сегодняшние преобразования представляют собой не просто продление третьей индустриальной революции, а скорее приход четвертой и отличие одно: скорость, объем, и производительность системы. Скорость прорывов не имеет исторического прецедента. По сравнению с предыдущей промышленной революции, четвертая развивается по экспоненте, а не в линейном темпе. Кроме того, она проникает практически во все отрасли промышленности. А широта и глубина этих изменений вестник трансформации всей системы производства, управления и принятия решений.
Возможности миллиардов людей, соединенных мобильными устройствами, с беспрецедентной вычислительной мощностью, емкостью хранения и доступа к знаниям, неограниченны. И эти возможности будут умножены возникающими технологическими прорывами в таких областях, как искусственный интеллект, робототехника, Интернет вещей, автономные транспортные средства, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, материаловедение, накопления энергии и квантовых вычислений.
Слайд 7
World Economic Forum 2016
The Future of Jobs
Employment, Skills and Workforce
Strategy for the
Fourth Industrial Revolution
January 2016
Слайд 8
Прогнозируемые профессии завтрашнего и послезавтрашнего дня
«Атлас новых профессий» Агентство стратегических
инициатив (АСИ), «Форсайт Компетенций 2030»
До 2020 года*
•Системный биотехнолог
•IT-медик
•Энергоаудитор
•Системный инженер морской
инфраструктуры
•Инженер
роботизированных систем
•Организатор проектного обучения
•Инженер производства малой
авиации и др.
После 2020 года*
•Архитектор живых систем
Архитектор виртуальности
•Метеоэнергетик
•Проектировщик медицинских
роботов
•Парковый эколог
•Разработчик образовательных
траекторий
•Технолог рециклинга летающих аппаратов
Слайд 9 Экзистенциальные риски
из доклада Клауса Шваба
В
четвертой промышленной революции, наконец, изменится не только то, что мы
делаем, но и то, кто мы есть. Это повлияет на нашу индивидуальность и все вопросы, связанные с ним: наше чувство уединения, наши понятия о собственности, наши модели потребления, затраты на работу и отдых, и как мы развиваем свою карьеру, совершенствуем навыки, знакомимся с людьми, и поддерживаем отношения. Список бесконечен, но пока он связан только нашим воображением.
Аналогично, революциям, происходящих в биотехнологии и IT, которые пересматривают, что значит быть человеком, отодвинув текущие пороговые значения продолжительности жизни, здоровья, познания и возможности, 4-я революция в целом заставит нас пересмотреть наши моральные и этические границы.
Слайд 10Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045»
http://www.2045.ru/manifest/
Мы считаем, что можно и
нужно ликвидировать старение и даже смерть, преодолеть фундаментальные пределы
физических и психических возможностей, заданные ограничениями биологического тела
Стать расой бессмертных – главная эволюционно-историческая задача человечества в III тысячелетии
Слайд 13Современный антропологический кризис
1)Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему
социализации и формирования личности.
2) Угроза существования человеческой телесности, которая
является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир.
3) В-третьих, возникает соблазн «планомерного» генетического совершенствования природой созданного «антропологического материала», приспосабливая его ко все новым социальным нагрузкам.
4) В-четвертых, перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами манипуляций над психикой человека, путем воздействия на его мозг.
Слайд 15Мировой опыт.
Примеры модернизации образования и экономические результаты
Сингапур
Безусловное лидерство
Самая
эффективная система образования в мире (исследования PIRLS, TIMSS, IMD и
др.)
ВВП вырос в 160 раз
Китай
Скоростной рывок
Школы объединены в образовательные
комплексы (кластеры). Обмен интеллектом
ВВП вырос в 100 раз
Южная Корея
Развитие с опережением ИКТ активно используются в учебном процессе
ВВП вырос в 140 раз
Япония
Полный охват
100% охват ИКТ и робототехникой.
Доп.образование обязательно для всех
ВВП вырос в 25 раз
Финляндия
Свобода и возможности Все школы инклюзивны. У школьников индивидуальные планы обучения
ВВП вырос в 23 раз
Слайд 17Тренд №1 — обучение станет главной повседневной активностью
Доля времени, которое мы тратим
на обучение, по отношению ко всем остальным занятиям, с 1900
года прошлого века и до 2031 года. Обратите внимание, что после 2030 время, которое мы ежедневно тратим на обучение, возможно, резко упадет до 0.
Слайд 18
Тренд №2 — обучение станет пожизненным
Разными цветами показана доля времени, которое
люди тратят на обучение, на протяжении жизни, в разные периоды
за 100 лет и в будущем. К примеру, красный цвет показывает 2025 год, и разные возрастные категории. Здесь также виден Тренд №1 — обучение станет нашей основной деятельностью.
Слайд 19
Тренд №3 — традиционное лекционное обучение уступит место проектному и проблемно-ориентированному
На
графике показано, как менялось соотношение проектного и лекционного обучения на
протяжении истории, и к чему эта тенденция приведет в будущем.
Слайд 20Тренд №4 — изменение моделей масштабирования образования
Индивидуальное обучение, основанное на индивидуальном
плане и доступности тьютеров для каждого, постепенно заменит массовое образование.
2025 2030
Этап 1
(2010-13): «Закрытие дырок»
Этап 2
(2013-17): «Запрос на практичность»
Этап
3
(2017-2022): Альтернативы набирают силу
Этап 4 (2022-2030):
Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы
Образование 2030: Основные выводы
Максимум внимания государства и проф. сообщества к наступающим изменениям
Максимум бизнес-возможностей
нового сектора
ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Слайд 23Требования к системе образования 4.0
Постоянное обновление
Индивидуализация спроса и возможностей его
удовлетворения
Формирование творческих компетенций и готовности к переобучению
Умение обучаться в течение
всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь
Слайд 24Навыки и компетенции XXI века
Базовые навыки
(помогают решать повседневные задачи)
Навыки чтения
и письма
Математическая грамотность
Финансовая и предпринимательска грамотность
Естественнонаучные знания
ИКТ-грамотность
Культурная и гражданская грамотность
Компетенции
(помогают
решать более сложные задачи)
Критическое
мышление
Творческое мышление
Умение общаться
Умение работать в коллективе
Черты характера
(помогают адаптироваться к стремительным изменениями окружающей среды)
Любознательность
Инициативность
Настойчивость
Лидерские качества
Социальная и культурная и включенность в общественную жизнь
Слайд 25Ключевые метакомпетенции
способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению
и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
способность к критическому мышлению;
способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость;
умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде, в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач
широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации.
цифровая и функциональная грамотность
эмоциональный интеллект
Слайд 26
Будущее за специалистами, которых не так просто заменить машинами
Профессор теоретической
физики Митио Каку
Список профессий, которые искусственные мозги делать не
смогут очень долго, пока довольно широк. Так что есть смысл присмотреться к ним заранее. Это всё связанное с интуицией и креативной работой — разные виды дизайна, программирование, техническая и медицинская диагностика, работа следователей.
Плюс останется огромный пласт «рабочих профессий», которые роботам заполнить окажется не так просто. Это работа, где принципиальны человеческие контакты: от парикмахерского дела до работы «продажника» и экспедитора.
Слайд 27Россияне хотят видеть детей врачами, военнослужащими и юристами
ВЦИОМ опрос 30.03.2017
Доля
тех родителей, кто готов согласиться с любым решением ребенка при выборе профессии,
снизилась с 13% в 2005 году до 4% в 2017 году
Слайд 28
Спасибо за внимание!
nadgmi@mail.ru