Слайд 1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Ульяновский институт гражданской авиации имени
Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Дисциплина: «Технические средства авиатопливообеспечения»
Тема №
13: Использование оборудования авиатопливообеспечения по назначению
Занятие № 13/5: Использование средств заправки воздушных судов авиаГСМ и спецжидкостями по назначению
Слайд 2Содержание:
Введение
Учебные вопросы:
1. Наполнение цистерны аэродромного топливозаправщика авиатопливом.
2. Подъезд и развертывание
средства заправки у ВС.
3. Порядок проведения топливозаправочных и маслозаправочных работ.
4.
Свертывание и отъезд средства заправки от ВС.
5. Особые случаи топливозаправочных работ.
Заключение
Слайд 3Литература:
Основная:
1. Технические средства авиатопливообеспечения: учебное пособие: в 3 ч. Ч.
2. Технические средства заправки воздушных судов / сост. А.А. Щипакин.
– Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2015. – 183 с.
Дополнительная:
1. ГОСТ 52906-2008. Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования.
2. Заправочное оборудование аэропортов: учебник / сост. Сыроедов Н.Е. и др. – М. : МГТУ ГА, 2006. – 380 с.
Слайд 41. Наполнение цистерны аэродромного топливозаправщика авиатопливом
Слайд 6В процессе принятия решения о выдаче авиатоплива через ПН проверяются:
-
визуально чистота площадки ПН;
- состояние оборудования ПН;
- визуально уровень чистоты
топлива из отстойников средств ФВО ПН (не реже 1 раза в смену).
При необходимости принимаются меры по устранению неисправностей и загрязнений.
Слайд 7При оценке пригодности средства заправки для налива данной марки топлива:
-
проверяется маркировка и пломбировка средства заправки,
- проверяется наличие остатка
ресурса ФВО (по записям в формуляре или в журнале регистрации перепада давления на фильтрах);
- производится слив отстоя из отстойника ФВО ТЗ и отбор пробы (перед каждым наливом) с последующим контролем чистоты авиатоплива визуально.
При положительных результатах оценки начальник смены дает разрешение на заполнение емкости ТЗ.
Слайд 8При заполнении емкости ТЗ начальником смены контролируется правильность установки и
обвязки ТЗ на ПН.
Специалистом производится:
- фиксация средства заправки упорными колодками
(при этом должен обеспечиваться достаточный зазор между колесом и упорной колодкой для компенсации сжатия шины колеса под тяжестью авиаГСМ в емкости);
- надежное выравнивание потенциалов между ТЗ и оборудованием ПН;
- подсоединение ННЗ раздаточного рукава ПН к штуцеру налива ТЗ, открытие клапана ННЗ;
- предварительная проверка работоспособности системы ограничения перелива емкости ТЗ;
Слайд 9- контроль работы дыхательного клапана емкости на слух, по характерному
звуку выходящей ПВС или по показанию мановакуумметра. При наличии чехла
на горловине при наполнении цистерны он «надувается», а при сливе – «прилипает». При давлении более 0,1 кгс/см2 наполнение необходимо немедленно прекратить до устранения неполадок;
- отбор пробы из ННЗ с последующим определением % содержания и плотности ПВКЖ;
- отключение насоса подачи топлива ПН при окончании заполнения емкости ТЗ.
Слайд 10При осуществлении контроля чистоты авиатоплива производятся:
- слив отстоя из
емкости ТЗ и отстойника ФВО ТЗ после 15 мин отстаивания;
-
отбор пробы из отстойника емкости ТЗ с последующим контролем чистоты топлива визуально и с помощью ИКТ.
При положительных результатах контроля начальник смены делает отметку в контрольном талоне (отметка делается после каждого налива ТЗ и контроля чистоты авиатоплива), оформляет Журнал учета выдачи авиатоплива в ТЗ и, при необходимости, журнал расхода ПВКЖ.
В случае обнаружения некондиционности авиаГСМ начальник смены принимает решение об отстранении ТЗ от работы.
Слайд 11Отбор проб в процессе заполнения емкости ТЗ
Слайд 122. Подъезд и развертывание средства заправки у ВС
Слайд 13Вопросы организации движения средств заправки к местам заправки авиаГСМ, подъезда
(отъезда) и постановки его у ВС регламентированы Инструкцией по организации
движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 13 июля 2006г. № 82), где представлены:
- требования к схеме расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации;
типовые схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании различных типов ВС;
сигналы для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к ВС;
обязанности руководителя подъездом (отъездом) и водителя СЗ при работе в зоне обслуживания ВС.
Слайд 14На средстве заправки при движении по перрону должны быть включены
габаритные и проблесковые огни.
Движение по рулежным дорожкам ВС не
допускается, средства заправки должны уступать дорогу рулящим или буксируемым ВС.
Расстояние между крайними точками ВС и спецмашин при их движении должно составлять не менее 10 м.
Движение средства заправки по перрону
Скорость движения средств заправки:
- в зоне обслуживания ВС – до 5 км/ч;
- на перроне и местах стоянок ВС – до 20 км/ч.
Слайд 15По возможности средства заправки должны всегда двигаться передом в положение
для заправки.
Если ТЗ вынужден разворачиваться, маневром должен управлять руководитель
подъездом (отъездом). Автопоезда не должны разворачиваться и двигаться задним ходом.
В процессе заправки топлива с участием одного человека движение задним ходом ТЗ возможно только при оборудовании его навигационной системой, оборудованной источником инфракрасного света для работы в темное время суток.
Слайд 16На схеме расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств
механизации указываются:
- оси руления (буксировки) ВС;
- контуры зон обслуживания
ВС;
- Т-образный знак остановки ВС;
- обозначение номеров стоянок ВС;
- Т-образный знак остановки спецмашин;
- пути движения спецмашин.
Схема разрабатывается в каждом аэропорту с учетом местных условий в цветном варианте в масштабе не менее 1:1000 и утверждается Генеральным директором аэропорта после согласования с ТЗК.
Схема выполняется и вывешивается в местах стоянок спецмашин, в классах организаций, осуществляющих эксплуатацию спецмашин.
Слайд 181 - пути движения специальных машин; 2 - знак Т
для остановки специальных машин; 3 - пунктирные линии, разрешающие въезд
или выезд специальных машин; 4 - место вынужденного въезда или выезда; 5 - знак остановки самолета; 6 - контур зоны обслуживания
Слайд 19Пути движения спецмашин маркируются двумя сплошными линиями белого цвета, обозначающими
ширину проезжей части, равной за ВС 7 м, перед ВС - 3,5 м.
Односторонние
пути движения спецмашин проходят перед стоящими ВС на расстоянии 2 м от носовой части и от консоли крыла. Двусторонние пути маркируются разделительной пунктирной линией шагом в 1 м. Пути движения спецмашин должны быть закольцованы.
Разметка перрона
В местах разрешенного въезда в промежуток между стоянками ВС сплошная линия путей движения прерывается и заменяется пунктирной.
Слайд 20В промежутках между ВС маркируется знак «Т» белого цвета, обозначающий
место остановки спецмашин перед подъездом к ВС для обслуживания. Знак «Т»
располагается не ближе 10 м от крайних габаритных точек, стоящих рядом ВС.
Места стоянки ВС на перроне и другие МС оконтуриваются сплошной маркировочной линией красного цвета, обозначающей зону обслуживания, в которую въезд спецмашин разрешается только в сопровождении ответственного лица по обслуживанию ВС.
Зона обслуживания имеет форму восьмиугольника, стороны которого должны находиться не ближе 2 м от крайних габаритных точек ВС.
Слайд 21Подъезд (отъезд) средства заправки к ВС
Если типовые схемы подъезда (отъезда)
и маневрирования спецмашин при обслуживании ВС отсутствуют, то они должны
быть разработаны и согласованы представителями авиакомпании, ТЗК и утверждены руководителем аэропорта.
Слайд 22Следует подъезжать к ВС в направлении, которое уменьшает риск столкновения
CЗ с ВС в случае отказа тормозной системы.
Приближаться к
фюзеляжу ВС перпендикулярно запрещается. При невозможности выполнения этого требования рекомендуется разработать индивидуальный план приближения.
СЗ не должно подъезжать к ВС до тех пор, пока на ВС не будут выключены двигатели и аэронавигационные огни .
Слайд 23Руководство подъездом (отъездом) и сигналы руководителя
Порядок и очередность подачи ТЗ
для заправки ВС определяются действующими технологическими графиками и табелями выделения
спецмашин.
Въезд в зону обслуживания и позиционирование СЗ у ВС должны осуществляться руководителем подъездом (отъездом).
В процессе регулирования движения при позиционировании средства заправки в зоне обслуживания ВС руководитель подъездом и водитель средства заправки должны руководствоваться установленными сигналами.
Слайд 24Расположение средств заправки у ВС
Подвижные заправочные средства должны устанавливаться возле
заправляемого ВС так, чтобы в аварийных ситуациях они могли быть
удалены из зоны заправки без дополнительного маневрирования - ТЗ должен иметь свободный путь отхода (двигаясь передом). Если путь отхода загорожен другим оборудованием или техникой, топливозаправочные работы не должны начинаться до момента освобождения пути отхода.
Минимальное расстояние остановки средств заправки при подъезде к ВС для заправки авиатопливом (противопожарный разрыв) должно быть не менее 5 м от крайних точек ВС. Это требование применяется в случае отсутствия в ЭД требований по остановке спецмашин при обслуживании ВС.
В случае их оснащения подъемной платформой, это расстояние должно регламентироваться дополнительно.
Слайд 25Зона заправки ВС включает 3 метра (или более, если это
установлено местными требованиями) от заправочных горловин и дренажных отверстий на
ВС, гидрантных колодцев, топливозаправочных средств и их рукавов при использовании.
В зоне заправки ВС ГСМ и спецжидкостями, на маршрутах перемещения персонала, осуществляющего заправку, не должно быть оборудования, которое не применяется при заправке.
Запрещается располагать СЗ в опасных зонах ВС (непосредственно под двигателями ВС, выхлопной системой вспомогательной силовой установки ВС, установкой кондиционирования воздуха или дренажным отверстием топливного бака ВС).
При отсутствии возможности безопасной установки СЗ относительно ВС решение на заправку ВС не принимается.
Слайд 26Развертывание средства заправки
1. После остановки средства заправки у ВС после
сигнала «подъезжайте» перронным специалистом (руководителем подъезда) последовательно устанавливаются упорные колодки:
одна - под колесо со стороны движения к ВС, затем вторая - с другой стороны колеса средства заправки. При этом водитель не должен покидать кабину до установки упорных колодок.
2. Через контактное устройство аэродромного заземлителя на МС ВС (или забив штырь в грунт на 2/3 длины) вначале выполняют заземление средства заправки, а затем - выравнивание потенциалов средства заправки с ВС. При этом вбивать штырь троса заземления в асфальт или в швы между плитами запрещается.
Слайд 27
3. Разматывание с барабанов СЗ раздаточных рукавов и тросов заземления
и выравнивания потенциалов статического электричества должно производиться в направлении, перпендикулярном
оси вращения барабана таким образом, чтобы не образовывались петли и перегибы рукавов и чтобы рукава не пересекали тросы заземления и выравнивания потенциалов.
Необходимо принять меры, исключающие наезд транспорта и средств механизации на раздаточные рукава.
Слайд 284. После снятия чехла и защитной крышки с ННЗ (колпачка
с РП) и открытия крышки бортового штуцера ВС (горловины топливных
баков ВС) производится подсоединение ННЗ к штуцеру (установка РП в горловину).
При этом предварительно обеспечивается электрическое соединение ННЗ с УБС ВС путем включения штыря троса ННЗ в бортовое гнездо ВС. При верхней заправке ВС обеспечивается соединение РП с корпусом ВС путем включения штыря троса РП в бортовое гнездо ВС. Если заправочная горловина ВС не оборудована бортовым гнездом, необходимо прикоснуться сливным патрубком РП к обшивке ВС на расстоянии не ближе 1,5 м от заправочной горловины, после чего опустить РП в горловину топливного бака.
После подсоединения ННЗ (РП) к ВС необходимо проследить, чтобы не было натяжения и скручивания рукавов.
Слайд 293. Порядок проведения топливозаправочных и маслозаправочных работ
Слайд 30Порядок заправки ВС горюче-смазочными материалами определен в следующих нормативных документах:
-
ОСТ 54 71005-85. Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Техническое обслуживание.
Заправка горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями. Общие требования безопасности;
приказ Минтранса РФ от 20 июня 1994 года № дв-58 об утверждении «Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России».
Состав и численность заправочной бригады устанавливаются руководителем предприятия АТО, а обслуживаемые типы ВС указываются в паспорте аэропорта.
Заправка ВС ГСМ и специальными жидкостями осуществляется на основании Договора по обеспечению аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту.
Слайд 31Общий порядок заправки ВС авиатопливом
1. Предъявить лицу, ответственному за
заправку, контрольный талон о допуске ТЗ к заправке ВС.
2. Убедиться,
что противопожарные средства находятся на штатных местах средства заправки, а рукава после подсоединении ННЗ свисают вертикально свободно без боковой нагрузки, не касаясь стремянки (платформы).
3. Получить от лица, ответственного за заправку, информацию о необходимом количестве топлива (с распределением по группам баков) и режиме заправки.
4. Убедиться в том, что выключены все потребители электроэнергии на ВС, за исключением приборов контроля заправки.
Слайд 325. С разрешения лица, ответственного за заправку и сообщив диспетчеру
о ее начале, начать заправку ВС, для чего:
- установить показания
счетчика на ноль;
- установить переключатель донного клапана забора авиатоплива в положение выдачи;
- повернуть рычаг включения топливного насоса в кабине водителя;
- повернуть рукоятку шарового крана раздаточного рукава в положение открыто;
- нажать клавишу на ручке ДУ;
- кнопкой повышения оборотов двигателя установить необходимый режим заправки (производительность наполнения ГСМ топливных емкостей ВС не должна превышать значений, установленных инструкциями МГА для данного типа ВС и способа заправки);
- проконтролировать выдаваемое количество авиаГСМ по показаниям счётчика средства заправки.
Слайд 336. По команде лица, ответственного за заправку, или при достижении
заданного количества отпущенного авиатоплива, прекратить заправку, выполнив операции п. 5
в обратном порядке.
7. Доложить диспетчеру по радиосвязи о количестве выданного топлива, остатке авиатоплива в ТЗ, о неисправностях, возникших в процессе заправки.
Слайд 34Закрытый способ заправки ВС является основным. Для ВС с большим
запасом топлива при заправке под давлением значительно сокращается время операции,
уменьшаются потери топлива на разлив и испарение.
Соединение раздаточных рукавов со штуцерами ВС должно быть обеспечено без боковых нагрузок, которые могли бы повредить штуцеры и ННЗ. Раздаточные рукава после подсоединения ННЗ должны свисать вертикально свободно без боковой нагрузки.
Производительность наполнения авиатопливом топливных баков ВС не должна превышать значений, установленных ЭД для данного типа ВС и способа заправки.
Особенности заправки ВС авиатопливом под давлением
Слайд 35Все ВС с поршневыми двигателями, некоторые небольшие ВС с газотурбинными
двигателями и большинство вертолетов с поршневыми и газотурбинными двигателями заправляются
методом верхней заправки с помощью РП.
При этом должны выполняться следующие требования:
- перед открытием крышек заливных горловин баков необходимо протереть их чистой салфеткой;
- рукава следует прокидывать по передней кромке крыла (но не по задней), чтобы избежать возможности нанесения повреждений ВС;
- при поднятии по стремянке обращать особое внимание на участки крыла с надписью «no step»;
- в течение всей операции заправки топливом оператор не должен выпускать РП из рук, а сливной патрубок РП должен находиться в постоянном контакте с заправочной горловиной;
Особенности заправки ВС авиатопливом открытым способом
Слайд 36- с целью предотвращения накопления статического электричества в системе "ВС
- CЗ" наполнение топливных емкостей ВС должно осуществляться без разбрызгивания
и вспенивания ГСМ;
- если для заправки топливом ВС используется воронка, то она должна оставаться в контакте с шейкой заливной горловины бака, а также носиком РП во избежание вероятности искрообразования. Следует применять только металлические воронки;
- после окончания заправки закрыть крышки заливных горловин, законтрить и протереть наружные поверхности, на которые попало топливо;
- после использования РП со сливным патрубком меньшего диаметра для заправки некоторых типов ВС он должен быть снят и заменен патрубком большего диаметра (для Jet A-1).
Слайд 37При этом должны выполняться следующие требования:
- во время операций заправки
топливом пассажирам не разрешается оставаться на борту вертолета;
- средство заправки
должно располагаться на расстоянии не ближе 6 м от любых вращающихся деталей вертолета;
в первую очередь заправляются основные (расходные) баки, причем каждый из них после заправки закрывается крышкой, затем левый и правый (дополнительные, подвесные) баки. Во время заправки дополнительных баков основные баки должны быть закрыты. (В зимнее время основные баки должны быть полностью заполнены во избежание образования конденсата в результате перепада температуры);
при «открытой» заправке топливо должно подаваться из РП в горловины топливного бака с расходом не больше 227 л/мин;
Особенности заправки авиаГСМ вертолетного парка
при полной заправке баков топливом следует оставлять незаполненный объем с
учетом возможного расширения топлива (уровень топлива не должен превышать нижнего обреза горловины);
- при заправке используется штатная стремянка вертолета;
- обход вертолета в процессе топливозаправочных работ производится только спереди;
- после заправки из основных баков стравливается воздух, для чего под бак устанавливается ведро.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Заправлять топливом вертолеты при работающем двигателе разрешается только в исключительных случаях в следующих условиях:
- пилот вертолета должен присутствовать у панели управления ВС в течение всего процесса заправки;
- все двери, окна и точки доступа в салон вертолета, расположенные в непосредственной близости от топливовпускных отверстий, должны быть и оставаться закрытыми в течение всей заправки;
- обученное лицо должно руководить подъездом и отъездом к ВС.
Слайд 39Особенности заправки ВС маслом, маслосмесями и специальными жидкостями
Современные самолеты реактивной
авиации предъявляют более высокие требования к чистоте заправляемого масла, имеют
очень небольшие по объему маслосистемы, а также незначительный расход масла и маслосмесей.
Самолеты с поршневыми авиадвигателями имеют несколько большие по объему маслосистемы и значительные расходы масла или маслосмесей.
Механизированная заправка маслом используется как при полной замене масла, так и при заправке нового двигателя ВС, а также во исполнение требования фильтрации масла при выдаче в баки ВС.
Слайд 40Требования при заправке ВС маслами и маслосмесями:
- в емкости МЗ
контроль чистоты масла (маслосмеси) производится в лаборатории 1 раз в
сутки после ее наполнения на складе, в пробе, отбираемой после слива отстоя из раздаточного крана;
- перед заправкой в поршневые двигатели ВС в емкости МЗ должен заблаговременно производиться нагрев масла до температуры 95—100°С (при температурах от —25°С и ниже масло после полетов из масляной системы ВС сливается).
МЗ во время нагрева масла должны устанавливаться на расстоянии более 50 м от МС ВС. Работа нагревательной системы МЗ при заправке ВС не допускается;
- во избежание выхода из строя счетчика жидкости запрещается закрывать РП до завершения закрытой заправки – установки выключателя в положение «отключено».
Слайд 41Требования при заправке ВС рабочими жидкостями:
- перед выполнением каждой операции
должна производиться соответствующая сборка РП;
- ежесменно перед заправкой ВС проводится
отбор проб из систем ЗСЖ (ВСЗ) и проверка чистоты рабочих жидкостей в лаборатории;
- перед заправкой ВС должно проводиться кольцевание системы ЗСЖ (ВСЗ), а после – отсос рабочей жидкости из рукавов;
- при заправке ВС не допускается работа отопительной системы ЗСЖ (ВСЗ).
Слайд 42Особенности слива топлива при корректировке загрузки и подготовке к техническому
обслуживанию
Выполнение работ при полном (частичном) сливе топлива (масла) из баков
ВС возлагается на работников ИАС (членов экипажа) и службы ГСМ (организации, осуществлявшей заправку ВС).
Специалисты ИАС (экипажа) обязаны:
- установить очередность слива,
- управлять аппаратурой топливной (масляной) системы, установленной на ВС,
- принимать меры по сохранению центровки ВС и предупреждению деформации баков.
Необходимость в сливе части топлива возникает после окончания заправки в целях корректировки количества или обеспечения возможности проведения ТО ВС.
Слайд 43Количество топлива, сливаемого в порядке корректировки загрузки, не должно превышать
10% от количества заправленного топлива, а также 10% от емкости
используемого транспортного средства.
Корректировка загрузки более чем на 10% от заправленного количества топлива или 10% от емкости транспортного средства считается сливом топлива.
10-процентное ограничение введено с целью исключения существенных изменений в значении температуры начала кристаллизации топлива.
Слайд 44Топливо, как правило, сливается в самоходную емкость (ППЦ, АТЦ, ТЗ-22)
или неподвижный резервуар.
Слив авиаГСМ из баков ВС в средство,
предназначенное для заправки ВС, запрещен.
При использовании в качестве емкости ТЗ необходимы доработки:
- счетчики – расходомеры должны быть развернуты в сторону емкости;
- РДНР (при наличии) должны быть зафиксированы в открытом положении перепускным устройством;
- с целью защиты измерительных приборов фильтрующие сетки на ННЗ должны быть развернуты (сняты), или промыты до и после слива топлива;
- при необходимости (для АН-24, АTR-72, ТУ-154) следует иметь дополнительные переходники для соединения с УБС.
Слайд 45Особенности использования подъемной платформы при заправке ВС
В разделе «Назначение»
руководства по эксплуатации средства заправки производитель обязан указать типы конкретных
ВС и их модификаций, как российского, так и зарубежного производства известные ему, на момент подписания договора купли-продажи изделия, которые могут заправляться из данного изделия с использованием подъемной заправочной платформы, с разъяснениями и предписаниями по возможным ограничениям.
Ввиду отсутствия в настоящее время схем подъезда и расположения средств заправки у ВС при использовании подъемной платформы, следует разработать и официально оформить порядок заправки конкретного типа ВС с использованием подъемной платформы, в котором определить схему подъезда и ответственность сторон.
Слайд 46От работ при выдвинутой подъемной платформе рекомендуется воздержаться при скорости
ветра, превышающей 75 км/ч.
Процесс заправки ВС и использование платформы
должен контролироваться вторым оператором.
Эксплуатационные ограничения по использованию подъемной платформы по рекомендациям ИАТА:
- в процессе заправки нельзя менять положение платформы, за исключением случаев, когда топливозаправочные рукава не перемещаются вместе с ней;
- если платформа не оборудована датчиками приближения после подсоединения ННЗ ее необходимо опустить в нижнее положение и только после этого приступить к заправке.
С использованием подъемной платформы производить открытую заправку ВС запрещается.
Слайд 47Визуальный контроль чистоты топлива (при заправке ВС)
Перед началом топливозаправочных работ
по требованию экипажа может проводиться визуальный контроль чистоты топлива.
Порядок
использования системы СВКТ:
- обеспечить подсветку стакана визуального контроля топлива;
- установить трехходовой кран в положение «в стакан визуального контроля топлива»;
- нажать рукоятку одного из подпружиненных кранов (например, после ФВО);
- промыть линию и стакан путем наполнения стакана топливом в объеме 3-4 литров с последующей установкой трехходового крана в положение «в дренажный бак» и слива топлива из стакана в дренажный бак;
- отобрать пробу топлива, вновь наполнив стакан;
- визуально проверить качество топлива;
- установить трехходовой кран в положение «в дренажный бак» и слить топливо из стакана в дренажный бак.
Слайд 484. Свертывание и отъезд средства заправки от ВС
Слайд 49При свертывании СЗ по окончании топливозаправочных работ последовательно производится отключение
от борта ВС раздаточных рукавов, тросов выравнивания потенциалов и тросов
заземления.
Для уменьшения сопротивления намотки и перетирания рукав не следует наматывать в натянутом состоянии, для чего перед намоткой оператор должен поднести ННЗ (РП) к панели управления.
Водителем СЗ(оператором) производится закрытие щитков ВС (заправочных горловин), а лицом, ответственным за обслуживание ВС - проверка их закрытия непосредственно после окончания заправки.
После свертывания оборудования водителем производится обход СЗ и проверка транспортного положения оборудования.
Слайд 50Водителем проверяется возможность беспрепятственного выезда двигаясь передом (закрылки ВС не
опущены и есть достаточный для проезда вертикальный зазор).
Перронным специалистом (руководителем
подъезда) производится уборка упорной колодки со стороны отъезда средства заправки, после чего подается сигнал «отъезжайте». Затем, после отъезда средства заправки на расстояние не менее 5 м от ВС, убирается вторая колодка. После уборки упорные колодки размещаются на средстве заправки.
Слайд 515. Особые случаи топливозаправочных работ
Слайд 52Заправка авиатопливом ВС с пассажирами на борту
Заправку самолетов ГСМ
в аэропортах следует производить соответственно до посадки и после высадки
пассажиров.
Как исключение допускается дозаправка самолетов ГСМ с пассажирами на борту в промежуточных аэропортах с разрешения командира самолета и заместителя начальника аэропорта при ограничении времени стоянки самолета, отдаленности места стоянки от аэровокзала в сочетании с неудовлетворительными метеорологическими условиями или по другим причинам.
В этом случае во время заправки топливом необходимо:
- наличие 2-х трапов для выхода пассажиров;
- поддерживание двухсторонней связи между персоналом средства заправки и экипажем ВС;
- дежурство на месте стоянки пожарного автомобиля с боевым расчетом.
Слайд 53При возникновении пожарной ситуации (течи, разлива, обнаружении паров топлива внутри
ВС и т.п.), пассажиры должны быть эвакуированы, а заправка ВС
топливом прекращена до устранения опасности.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Запрещается заправка ВС авиабензином с пассажирами на борту.
2. Во время санитарных рейсов на борту могут оставаться инвалиды на колясках. В этом случае двигатели могут работать с остановленным несущим винтом.
Слайд 54Заправка авиатопливом ВС во время работы бортовых ВСУ
1. Выхлопы ВСУ
выходят за пределы зоны заправки - средство заправки следует располагать
как можно дальше от струи
выхлопа. ВСУ можно запускать и выключать во время топливозаправочной работы без уведомления.
2. Выхлопы ВСУ выходят в зону заправки - ВСУ следует запускать перед снятием крышек с ННЗ и выполнением любых соединений. При выключении ВСУ во время топливозаправочной работы ее нельзя запускать до тех пор, пока не будут прекращена подача топлива и отсоединены раздаточные рукава.
Когда ВСУ выпускает выхлоп от борта ВС средство заправки следует располагать на противоположной стороне ВС по отношению к выхлопу или за пределами и на максимально возможном расстоянии от потока выхлопа.
Когда выхлопы ВСУ направлены прямо по ширине верхней поверхности крыла ВС, запрещается производить открытую заправку.
Слайд 55Аэродромный пусковой агрегат должен располагаться на
расстоянии не ближе 6 метров
от топливозаправочных средств и не закрывать дренажных отверстий крыльевых баков
ВС.
Двигатель АПА необходимо запускать, а соединения для выравнивания потенциалов выполнять перед началом заправки. Агрегат нельзя выключать и манипулировать его переключателями во время заправки.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае пролива топлива, двигатели на АПА, ВСУ должны быть немедленно выключены, и оставаться выключенными до тех пор, пока не будет устранен пролив и не будет устранена опасность воспламенения ПВС.
Заправка авиатопливом ВС во время работы аэродромного пускового агрегата
Слайд 56Заправка авиатопливом ВС с работающими агрегатами
для кондиционирования воздуха
Можно производить
топливозаправочные работы, выполняя те же условия, что и при общем
обслуживании ВС, за исключением необходимости выключения двигателя агрегата в случае пролива топлива с целью предотвращения возможности попадания ПВС в пассажирский салон ВС.
Слайд 57Заправка авиатопливом ВС с одним работающим двигателем
Заправка ВС при
одном работающем главном двигателе является внеплановой работой в аварийных условиях,
поэтому порядок ее проведения должен быть заранее регламентирован авиакомпанией и представителями топливозаправочной компании.
За топливозаправочной работой должен наблюдать квалифицированный представитель авиакомпании.
Должно обеспечиваться расстояние не менее 50 м между:
- ВС и зоной посадки пассажиров (любого сооружения или ВС);
- ВС и пассажирами, покинувшими ВС на период заправки;
- ВС и персоналом, не принимающим непосредственного участия в топливозаправочных работах.
ВС должно быть развернуто строго против ветра.
Слайд 58В период заправки ВС на месте стоянки должен дежурить пожарный
автомобиль с боевым расчетом и работающим двигателем.
Топливо заправляют со стороны,
противоположной той, на которой находится работающий двигатель.
Топливозаправочное оборудование и весь персонал, задействованный в топливозаправочной работе должны располагаться на максимально возможном расстоянии от работающего двигателя ВС.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Заправка на той стороне ВС, на которой работает двигатель не допускается.
2. Открытая заправка ВС топливом с одним работающим двигателем не разрешается (за исключением случая, когда двигатель ВС не может быть запущен из-за нерабочего состояния наземного авиационного пускового оборудования).
Слайд 59Заправка ВС (слив авиатоплива) в ангарах
Не допускается заправка ВС (слив
авиатоплива) в ангарах или подобных ограниченных крытых строениях за исключением
случаев, когда имеется специальное соглашение с авиакомпанией и администрацией аэропорта и в соответствии со специальными процедурами, согласованными с ними и международными нормативными документами.
При проведении работ топливозаправочные средства должны оставаться за пределами ангаров !