Слайд 1Основные концепции философии науки
Лекция
Слайд 3 Философия науки: введение
Философия науки как философская дисциплина возникла в
ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях ее
возрастающего влияния на развитие общества.
Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.
Слайд 4 Философия науки: введение
В настоящее время предметом философии науки
являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в изменяющемся социокультурном контексте.
Слайд 51. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки
Это направление развивается в рамках
позитивизма. Оно проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым
позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм).
Слайд 71. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки
Общей чертой всех перечисленных течений
является эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики.
Слайд 81. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки
В целом для логико-эпистемологического
подхода характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное
влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.
Слайд 91. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки
Наука и научная рациональность признаются
высшей ценностью.
Выдвигается требование перенесения естественно-научных методов в гуманитарные науки.
Эмпиризм признается
единственно правильной, адекватной научной методологией
Наука должна отвечать на вопрос: «как есть нечто?», а не на философские вопросы: «почему есть нечто?» или «что есть нечто?».
Утверждается вера в безграничные возможности науки.
Слайд 102. Социологический подход к исследованию науки
Наиболее важными для развития социологии
науки теоретико-методологическими подходами к изучению науки являются:
1) институциональный подход,
т.е. рассмотрение развития науки как социального института;
2) социально-структурный подход к субъекту науки, статистические методы анализа;
3) историко-социологическая методология;
Слайд 112. Социологический подход к исследованию науки
4) социолого-демографическая направленность исследований;
5) наукометрическая
ориентация;
6) тенденция использования методов и подходов социологии знания к социологии
науки;
7) социально-политическая ориентация в социологии науки.
Слайд 13 2.1 Роберт Мертон (1910-2003)
Мертон формирует основы социологического анализа науки
как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами.
Слайд 14 2.1 Роберт Мертон (1910-2003)
Цель науки, с точки зрения Мертона,
заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания.
Слайд 15 2.1 Роберт Мертон (1910-2003)
Для достижения этой цели необходимо следовать
четырём основным императивам научного этоса:
универсализм (внеличностный характер научного знания),
коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений),
бескорыстие (выстраивание научной деятельности так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов)
организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).
Слайд 16 2.2 Майкл Малкей р. 1936
Малкей отрицает позитивистскую
позицию, в рамках которой научное знание объявляется автономным, независимым от
социальной среды, поскольку в его основе лежит совокупность надежно установленных фактических данных.
Слайд 17 2.2 Майкл Малкей р. 1936
На этой основе М.
предпринял попытку создания нового типа социологии знания, исходящей из идеи
социального конструирования научного знания.
Слайд 18 2.2 Майкл Малкей р. 1936
Эмпирические данные пронизаны теоретическими
и языковыми интерпретациями, они не настолько «тверды» и достоверны, чтобы
однозначно определять выводы ученых.
Это позволяет последним конструировать различные объяснения реальности, активно используя имеющиеся в обществе языковые, символические, культурные ресурсы.
Слайд 19 2.2 Майкл Малкей р. 1936
В результате научное знание
не обладает каким-либо выделенным эпистемологическим статусом, оно включено в культуру
и открыто для различных социальных и даже политических влияний.
Наука и социология знания. М., 1983; The Social Process of Innovation. L., 1972.
Слайд 203. Культурологический подход к исследованию науки
Проблема: интернализма и экстернализма в
понимании механизмов научной деятельности.
Слайд 213.1 Интернализм
Развитие науки объясняется из нее самой – здесь акцент
делается на содержании научного познания, истории научных идей, развитии концептуального
аппарата науки.
Слайд 223.1 Койре (1892-1964)
Александр Владимирович
Слайд 233.1 Койре (1892-1964)
Александр Владимирович
В начале 1930-х круг интересов Койре
перемещается в область исследования истории науки. Особое внимание он уделяет
исследованию истории развития научных и философских концепций Нового времени, взаимосвязи науки и философии, в частности, его перу принадлежат многочисленные статьи по истории теоретической механики и космологии.
Слайд 243.1 Койре (1892-1964)
Александр Владимирович
Особенно известны его книги «От замкнутого
мира к бесконечной вселенной» («From the closed world to the
infinite universe»), вышедшая в 1957 в США, посвященная истории развития космологии в XVI—XVII веках, а также обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли» («La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli»), вышедшая во Франции в 1961.
Слайд 253.1 Койре (1892-1964)
Александр Владимирович
Знание как таковое (научное знание
в том числе и прежде всего) не может быть понято
и объяснено извне — через апелляцию к социально-экономическим, технологическим, культурным или историческим причинам, на чем в той или иной мере настаивают экстерналисты.
Слайд 263.1 Койре (1892-1964)
Александр Владимирович
"Афины, — пишет Койре, — не
объясняют ни Евдокса, ни Платона. Тем более Сиракузы не объясняют
Архимеда или Флоренция — Галилея".
Слайд 273.1 Койре, (1892-1964)
Александр Владимирович
Нет прямой зависимости между состоянием общества
и состоянием науки в определенное время, — утверждает Койре, —
а, следовательно, и научное знание в его динамике не может быть объяснено иначе, как из самого себя.
Слайд 283.1 Койре (1892-1964)
Александр Владимирович
Койре уделяет большое внимание связи философского
и научного знаний, акцентируя при этом прежде всего влияние первого
на второе. В этом пункте он вступает в резкую конфронтацию с методологией позитивизма, пытавшегося провести жесткую демаркацию между достоверным научным знанием и философией, а само изменение научного знания понимавшего как кумулятивное накопление "добытых истин" (к тому же финально установленных), из которого исключены человеческие заблуждения и ошибки.
Слайд 293.1 Койре, (1892-1964)
Александр Владимирович
В этой перспективе обнаруживается, что наука
Нового времени концептуализирует в качестве единственных объектов своего оперирования идеализированные
абстрактные объекты, которым нет места в реальном мире. Эти объекты нельзя получить непосредственно из опыта, наоборот, они предшествуют ему и конституционализируют сами исследовательские процедуры.
Слайд 303.2 Экстернализм
Второй вариант культурологического подхода в исследовании науки ориентируется
на анализ влияния на науку социальных факторов.
Многие представители
постпозитивизма стояли на позиции экстернализма.
Слайд 313.2 Постпозитивизм
Философия науки постпозитивизма (Т. Кун, Дж. Равец, Полани, Н.Р.
Хэнсон и др.) пересматривает неопозитивистскую модель знания, прежде всего в
понимании «теоретической нагруженности» научного наблюдения и эмпирических фактов и связи теоретических интерпретаций с нормами и идеалами науки, принятыми в определенных научных сообществах.
Слайд 323.2 Стивен Эделстон Тулмин (р.1922)
Эволюция науки – противоречивый процесс
взаимодействие науки как социального института и науки как потока знаний.
Поэтому эволюция науки определяется и внутренними факторами, и вненаучными факторами – экономическими, политическими, социальными, культурными. Системы понятий могут выживать не только благодаря своей эвристической мощности, но и благодаря внешней поддержке, например идеологической, политической, финансовой или благодаря поддержке авторитетного лидера научного направления.
Слайд 333.2 Стивен Эделстон Тулмин (р.1922)
Слайд 34Томас Кун
На позициях экстернализма стоял Томас Кун, автор знаменитой книги
«Структура научных революций».
Слайд 36Пол Фейерабенд
Еще одним представителем экстернализма можно считать Пола Фейерабенда, создателя
теории эпистемологического анархизма.