Слайд 2Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения.
Слайд 3 Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с
Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий
реальному бытию в виде его праздничного двойника.
Слайд 4БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный)
Художественный стиль барокко
(в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке и литературе Европы и колониальной
Южной Америки 16–18 вв. и России 18 в.) зародился в Риме во 2-й пол. 16в.; Италия – арена расцвета в 17 в. этого театрально-пышного, торжественного и патетического стиля в искусстве.
Слайд 5 Одной из определяющих черт этого стиля и его
фоном стал дух обновленной католической религиозности, отсюда — максимальная спиритуализация
форм, их насыщенность, преизбыточность, напряженность духовного поиска и глубина мистических откровений, присущая барокко в самых разнообразных его проявлениях.
Слайд 6Изобразительное искусство
В живописи эпохи барокко кристаллизуются жанры (пейзаж,
портрет, натюрморт) — в своем самом определившемся виде — в
Голландии. Крупнейшими живописцами барокко были: Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Халс и Рембрандт в Голландии, Гверчино, Пьяцетта, Лука Джордано, Алессандро Маньяско, Гварди, Тьеполо в Италии, Маульберч в Австрии и др.
Слайд 7Рубенс
Персей и Андромеда
Союз Земли и Воды
Слайд 8Ван Дейк
Портрет Карла I Стюарта на охоте.
Слайд 9Даная.
Рембрандт
Автопортрет. Саксия.
Слайд 10Веласкес
Портрет Иннокентия X
Взятие Бреды
Слайд 11Скульптура
Скульптурные (высеченные из камня) и пластические (моделированные, литые)
произведения барокко в этом процессе размягчения превращаются как бы в
живописные импровизации. Прием этот обнаруживается с захватывающей силой в пластике Джованни Лоренцо Бернини.
Слайд 12Бернини
Король Людовик XIV
Экстаз Святой Терезы (общий вид)
Аппалон и Дафна
Слайд 13Архитектура
Архитектор барокко предпочитает сложный, изогнутый план; барочная церковь
не стоит на месте: она взлетает и парит. Прямая линия,
вертикальная или горизонтальная, по возможности, избегается; прямой угол устраняется; предпочитается все косое, выпуклое, кривое и круглое. Барокко любит колодцы и фонтаны: число и пышность фонтанов барочной эпохи — огромно (фонтан на площади Навона скульптора Бернини, Рим; фонтан Треви в Риме, Н. Сальви).
Слайд 14Фонтан Треви в Риме Н.Сальви
Фонтан на площади Навона
Скульптура Бернини
Слайд 15Борромини
Церковь в Сант Аньезе
Церковь в Сан – Карло алле Куатро
Фонтане в Риме
Слайд 16Растрелли
Зимний дворец
Собор Смольного монастыря
Слайд 17Церковь Николы в Хомовниках
Церковь Троицы в Никитниках
Купальня нимф.
Цвингер в
Дрездене.
Слайд 18Театр, музыка.
Развитие европейской музыкальной и театральной культуры
17 – 1-й пол. 18 в. значительной мере определено принципами
барокко. Понятие «музыки барокко» объединяет таких разных композиторов, как Монтеверди, Перселл, Куперен, Рамо, Люлли, Вивальди, Гендель, Глюк, Иоганн Себастьян Бах. В эпоху барокко создается опера, как нельзя более воплощающая идею синтеза искусства и отвечающая требованиям красоты, масштабности и великолепия, определяются виды музыкальных сочинений: симфония, оратория, сюита, соната, кантата, концерт.
Слайд 19Георг Фридрих Гендель
Исполнение оратории Мессия.
Слайд 20Иоган Себостьян Бах
Памятник И.С.Баху в Лейпциге
Слайд 22
Театральное искусство барокко использует весь репертуар средств его
искусства: главными в нем становятся те же грандиозность, великолепие, ошеломительность
(Бернини на одном из своих театральных представлений залил весь зрительный зал водой), сама жизнь, придворный, светский быт, отношения становятся театрализованными, театральная искусственность, игра становятся важнейшей частью правильного поведения в обществе.
Слайд 23
Литература и театр барокко подобно живописи открывают жанры:
буффонады (Гоцци), комической пьесы, героической трагедии в античном духе (Расин,
Корнель), комедии ситуаций (Мольер), романа (Гриммельсхаузен), морализирующего трактата, дневника и т. п.
Слайд 25Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный».
Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами стремились утвердить
своё влияние необыкновенной роскошью дворцов и храмов.
Слайд 26
Для стиля Барокко характерны следующие черты:
новый грандиозный размах,
усложнённость
композиции и пространственных построений,
бурная динамика,
изощренная декоративность,
использование эффектов светотени.
Барокко является, несомненно, феноменом общеевропейской культуры, имеющим свои национальные особенности.
Слайд 27Литература:
Искусство: Энциклопедия. Н.Платонова изд. «Росмэн- издат» 2006
«Изобразительное искусство 8
класс» по программе Б.Н.Неменского (поурочные планы) изд. «Учитель-АСТ»
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007
3 CD-ROM for Windows
«Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы.
CD-ROM for Windows
«Художественная энциклопедия зарубежного искусства»
CD-ROM for Windows
Музыка:
Гендель «Мессия»
Глюк «Орфей и Афродита»
Презентацию подготовил учитель черчения и ИЗО Лебедев С.А.
МОУ «Осинцевская средняя общеобразовательная школа»
Кишертский район