Слайд 1Организация развивающей среды по экологическому образованию
Слайд 2План
1. Значение и функции развивающей среды в ДОО.
2.Характеристика основных компонентов
развивающей среды по экологическому образованию.
3.Традиционные компоненты развивающей среды
4. Нетрадиционные компоненты
развивающей среды
Слайд 31. Значение и функции развивающей среды в ДОО
Условием успешного развития,
воспитания и обучения ребенка является среда. В современных педагогических концепциях
она выступает как важный компонент дошкольного образования.
Что подразумевают под средой?
Совокупность взаимодействия живых растений и животных во внешней и внутренней (условия жизни в помещениях) среде ДОО, детей – воспитанников детского сада, взрослых – педагогов и родителей – все это составляет экологическую среду дошкольной организации.
Слайд 4Понятийный аппарат
Пространство экологического развития (Ю.М.Горвиц, Л.Д.Чайный, Е.В. Зварыгин). Оно призвано
воспитывать и укреплять любовь к природе, понимать ее, сохранять, тонко
чувствовать, овладевать навыками общения и т.п.
Способы: создание на участке детского сада и внутри его интерьера разнообразия ландшафтных зон, естественных и искусственных рельефов: искусственных скал, водопадов, мини-озер, цветущих стенок и т.п.
Создание зоны для с.-х. работ: огород, теплица, мини-ферма.
Воспитание «корневой связи» человека с природой – одна из существенных функций пространства экологического развития детей.
Слайд 5Экологизация жизненной среды ( С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина). Создание живого уголка.
Экологизация предметной
развивающей среды (Т.А.Шиленок, Т.В.Каменская) выражается в создании условий для познавательного
и эколого-эстетического развития детей, оздоровления и становления нравственных качеств, формирование навыков экологически грамотного поведения, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Слайд 6В современных детских садах должно уделяться внимание открытости природе (В.А.Петровский,
Л.М.Кларина, Л.А.Смывкина, Л.П.Стрелкова), что проявляется в создании «зеленых» комнат, внутренних
озелененных двориках, открытых террас и веранд.
Слайд 8Основные признаки развивающей среды
Функционирование
Регулирование
Развитие
Изменение
Слайд 9Функции предметной развивающей среды
Развивающая
Совершенствование психических процессов и их свойств
Развитие эмоций
и чувств, отражающих значимость природы
Характерные детские деятельности
Развитие нравственных норм и
правил поведения в природе
Позитивное отношение к объектам природы
Оценочные суждения, развивающиеся от подражания взрослым до выражения отношения к себе и другим
Адекватное реагирование на изменение экологической ситуации
Развитие нравственных привычек и коммуникаций
Рефлективные качества личности: самоанализ, самооценка, самосознание
Эмпатия
Слайд 10Адаптивная
Характеризуется способностью ребенка быстро и адекватно приспосабливаться к изменениям
в экологической среде.
Слайд 11Для дошкольников важно наличие ритуалов (например, поздороваться с растениями, животными)
и традиций (например, ежегодное проведение экологических акций).
Слайд 12Оздоровительная
Проявляется в широком использовании природных факторов для оздоровления: воздушные и
водные процедуры, солнечные ванны, песочная терапия, использование звуков природы в
записях для релаксации.
Слайд 13
Корректирующая
Направлена на формирование экологически оправданного поведения (отсутствие жестоких поступков,
наличие гуманных проявлений).
Воспитательная
Воспитание понимания самоценности живого на земле, ценностного отношения
к жизни, природе, ценности познания окружающего.
Познавательная
Раскрывает понятие целостности мира, системности окружающего, причинно-следственные связи, совершенствование познавательных способностей (ощущение-наблюдение-обобщение-экспериментирование, исследование-творческое применение знаний), знакомство с энциклопедиями, компьютерными программами, книгами и др.
Практико-ориентированная
Формирование умений сохранения природы, соблюдение правил поведения, предупреждение неправильных поступков сверстников.
Слайд 14Значение предметной развивающей среды
Предметная развивающая среда должна способствовать:
-познавательному развитию ребенка
(создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических
наблюдений
за объектами живой
и неживой природы,
поиску ответов на
интересующие ребенка
вопросы)
Слайд 15- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам,
формирование умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и
форм, предпочтение природных объектов их имитации, искусственным объектам)
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации детского сада, грамотное оформление и озеленение территории, создание условий для проведения экскурсий, прогулок и занятий на свежем воздухе)
- формированию нравственных качеств (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности и умения сохранить мир природы)
- формированию экологически грамотного поведения (формирование навыков рационального природопользования, ухода за растениями и животными, экологически грамотного поведения в природе)
Слайд 16- экологизации различных видов деятельности (создание условий для самостоятельных игр
с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной
деятельности и др.)
Слайд 172.Характеристика основных компонентов развивающей среды по экологическому образованию
Традиционные элементы
Уголок живой
природы (варианты: зимний сад, мини-ферма)
Участок детского сада (варианты: огород, сад)
Отдел
по экологическому образованию в группе (кабинете)
Нетрадиционные элементы
Экологическая комната
Лаборатория
Музеи
Специализированные комнаты
Фитобары
Экологическая тропинка
Слайд 183. Традиционные компоненты развивающей среды
Слайд 20Значение уголка живой природы
Значимость растений и животных, необходимость их постоянного
присутствия
Доступность наблюдений и формирование конкретных представлений о растениях и животных.
Условиях их жизни и т.п.
Нравственное воспитание – забота, ответственность и любовь к природе
Формирование эстетических чувств и переживаний
Слайд 21Требования к подбору объектов
Принцип «лучше меньше, да лучше»
Безопасность (исключить: колючие,
ядовитые, аллергенные, агрессивные виды)
Эстетичность
Типичность
Неприхотливость
Учет возрастных особенностей
Слайд 24 Зимние сады чаще всего создаются из субтропических и тропических растений,
поэтому необходимо светлое, теплое и влажное помещение.
В детском саду зимний
сад - место релаксации и доверительного разговора с детьми, где при необходимости ребенок может расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.
Колоритные и разнообразные составляющего зимнего сада, способствуют более радостному восприятию жизни, созданию эмоционально-положительного настроя. Дети круглый год могут порадоваться солнышку и яркому дневному свету, не только во время прогулки, но и в помещении, детки смогут наслаждаться великолепием и благоуханием цветущих растений, испытывать комфорт. Кроме того, зимний сад создает условия для изучения природы различных континентов, а также это место для творчества. Ребята, имеющие способности к живописи, могут использовать колоритные компоненты зимнего сада для своих картин.
Слайд 26Мини-ферма
Мини-ферма: небольшое отдельное помещение, в котором круглый год содержаться домашние
животные, например, декоративные кролики. Мини-ферма помогает познакомить и приобщить детей
к сельскому труду, научиться ухаживать за домашними животными.
Слайд 27Мини-ферма может включать небольшой огород по выращиванию овса, кормов —
продуктов питания для животных в течение года.
Труд детей на мини-ферме
Дети
младшего возраста выполняют простейшие поручения: с помощью воспитателя кормить кроликов; сеять крупные семена овощей, поливать на грядках; собирать овощи.
В средней группе дети выполняют поручения самостоятельно, заботятся о животных: кормят животных, меняют им воду; на участке вместе с взрослыми выращивают овощи. При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели.
Старшие дошкольники убирают овощи, собирают семена, принимают посильное участие в заготовке кормов для кроликов.
Летом привлекаются к выгулу животных на территории детского сада и заготовке корма (травы).
Слайд 29Общие требования
- На участке устраиваются: а) групповые площадки по числу
групп площадью не менее 62 кв. м б) общая физкультурная
площадка из расчета 2 кв. м на ребенка; в) огород-ягодник и фруктовый сад из расчета не менее 1 кв. м на ребенка; г) уголок для животных и птиц площадью не менее 20 кв. м;
- Детские площадки должны отделяться друг от друга зелеными насаждениями и не быть проходными.
- Все части участка должны соединяться хорошо утрамбованными дорожками шириной до 1,5 м и освещаться в вечернее время.
- Земельный участок, принадлежащий детскому саду, должен быть огорожен сплошным или решетчатым забором (высота не менее 2 м), правильно спланирован и иметь отводящие в водосток канавки.
- Между зданием детского сада, детскими площадками и улицей следует устраивать защитную зеленую зону шириной не менее 10 метров.
- Хозяйственный двор располагать в стороне от детских площадок с отдельным изолированным въездом.
- Мусороприемник с плотно закрывающейся крышкой устанавливается на бетонированной или утрамбованной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон главного здания и кухни.
Слайд 30Цель
Решение образовательно-воспитательных задач
Формирование эстетического вкуса
Слайд 31Требования
Целостность. Участок должен составлять единый комплекс и восприниматься как «естественный
ландшафт».
Эстетичность. Участок должен быть красив в пространстве и во
времени. Сочетание цвета, форм, размеров должно соответствовать эстетическим правилам.
Безопасность. Использование на участке натуральных и экологически чистых материалов, удобрений преимущественно естественного происхождения, исключение травмоопасных материалов (камней с острыми краями, остатков строительного мусора и т.д.), ядовитых растений, кустарников и деревьев в острыми , длинными шипами и колючками, растений – потенциальных аллергенов
Слайд 32Здоровьесберегающая направленность. Защита участка от шума и пыли зеленой изгородью,
наличие мест для занятий физическими упражнениями, а также мест для
отдыха и релаксации и др.
Образовательная направленность. Подбор растений, различающихся по требованиям к экологическим условиям (светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые и т.п.), по продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние), по периоду цветения (весеннецветущие, летнецветущие, осеннецветущие, длительноцветущие), по хозяйственному использованию (пряные, лекарственные, технические и др.)
Типичность и неприхотливость. Растения должны быть типичны для данной местности, неприхотливы к уходу и доступны для наблюдения.
Слайд 33Структура участка детского сада
Здание детского сада
Хозяйственная зона
Зона для прогулок
Зона
для занятий физическими упражнениями
Зона игр и наблюдений
Зона деревьев и кустарников
Зона
цветочно-декоративная
Зона огорода
Зона сада
Слайд 35Здание детского сада включает:
групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие
каждой детской группе;
специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные
для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;
сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);
служебно-бытовые помещения для персонала.
Здания детских садов не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей, при согласовании с центром госсанэпиднадзора, допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.
Все основные помещения детского сада размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОО помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру: состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Высота от пола до потолка основных помещений - не менее 3 м.
Слайд 36 Входы в здания должны быть с двойными тамбурами. Глубина тамбура
- не менее 1,6 м. Внутренние двери, имеющие частичное остекление,
ограждают с обеих сторон экраном из реек на уровне роста ребенка. Высота ограждения крыльца (три и более ступеней) составляет 0,8 м. Перед входом в групповую ячейку для детей ясельного возраста должны быть оборудованы пандусы для колясок.
В планировочной структуре зданий детских садов необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-м этаже, для детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.
В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная.
Площади помещений групповой ячейки:
раздевальная (приемная) - площадью не менее 18 м2;
групповая (игровая) - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м2);
буфетная - площадью не менее 3,8 м2;
спальня - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольников - не менее 2,0 м2);
туалетная - площадью не менее 16 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 0,8 м2 на 1 ребенка).
Слайд 37 Следует предусмотреть специальное помещение кладовых для хранения колясок, санок, велосипедов,
лыж, игрушек, используемых на территории.
Питание детей организуют в помещении
групповой. Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды. Допускается 2-гнездная мойка, построенная по старым типовым проектам.
Для ограничения перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при организации окон групповых, игровых, спален, залов и т.д..
В помещениях групповых (игровых) и спальнях следует обеспечить естественное проветривание. Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя - сверху.
Высота ограждения лестниц составляет 1,5 м при сплошном ограждении сеткой, высота поручней для детей - 0,5 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м. Расстояние между вертикальными элементами в ограждении лестниц - не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.
Слайд 40Хозяйственная зона
Предназначена для хранения инвентаря.
Сарай:
- лейки, лопаты, грабли, ведра
для детей
- Тачки, ведра, шланги для полива, лопаты, грабли,
садовые ножницы, секаторы и др.
- Место для удобрений: компостные кучи и т.п.
Слайд 41Зона для прогулок
Групповые площадки по числу групп площадью не менее
62 кв. м
На участках детских садов желательно устройство навесов
для организации дневного сна и пребывания детей на свежем воздухе в ненастную погоду
Оборудование групповых площадок составляют песочные ящики, скамьи со спинкой для отдыха детей и 1 - 2 физкультурных пособия;
Слайд 42Зона для занятий физическими упражнениями
общая физкультурная площадка из расчета 2
кв. м на ребенка
физкультурные площадки оборудуются исключительно физкультурными пособиями и
скамьями для отдыха.
Слайд 43Зона игр и наблюдений
Площадь не менее 20 кв.м.
Включает: песочницы, искусственный
водоем,
место развешивания кормушек и скворечников, поваленное дерево или бревно,
старый пень и др.
Слайд 44Зона деревьев и кустарников
Зеленая защитная зона не менее 10 м
Деревья:
лиственные – береза, клен, липа, тополь(?), дуб, ясень, клен ясенелистный,
вяз, рябина и др.
Хвойные – ель, сосна, лиственница, туя и др.
Кустарники: разные виды сирени, спирея, снежнеягодник, бересклет, рябина черноплодная, калина, дерен татарский и др.
«живая изгородь»: шириной 0,75-1 м.: акация, спирея, можжевельник, туя
Слайд 45Зона цветочно-декоративная
Условие: растения, цветущие с ранней весны до поздней осени
1-летние:
бархатцы, петунья, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный
зев и др.
2-летние: анютины глазки, гвоздика турецкая, маргаритки, незабудки, циния
Многолетние: крокусы, тюльпаны, нарциссы, примулы, флоксы, пионы, георгины, ирисы, люпины, гладиолусы и др.
Газон: мятлик луговой, овсяница луговая, полевица побегообразующая, костер безостый, ежа сборная, пырей ползучий и др.
Слайд 46Зона огорода и зона сада
Огород-ягодник и фруктовый сад из расчета
не менее 0,5- 1 кв. м на ребенка
Огород разбивается поблизости
от хозяйственного двора.
Грядки: шириной 60-70 см, длиной 2,5-3м, межа 50 см.
Мл.гр.: лук, горох, фасоль, редис
Ср.гр.: те же, но разные сорта, дополнительно салат, морковь, кабачки
Ст.гр.: дополнительно: укроп, репа, щавель, мята и др.
Подг. гр: зелень (щавель, укроп, салат, петрушка и др.); пряно-вкусовые (любисток, эстрагон, мята); луковичные (лук-батун, лук репчатый, чеснок); корнеплоды (морковь, репа, редис); огурцы, томаты, кабачки, тыква , злаки (пшеница, рожь, ячмень) и др.
Сад: яблоня, вишня, смородина, ирга, земляника, клубника и др.
Слайд 474. Нетрадиционные компоненты развивающей среды
Слайд 48Экологическая комната
В экологической комнате проводятся занятия, осуществляется релаксация, проводится знакомство
детей с литературой, коллекциями, организуются самостоятельные наблюдения, игры и труд
детей.
Слайд 49Зона обучения
Зона обучения должна быть хорошо освещена. Стол для педагога
и столы для детей.
Также диван и ковер, где дети выполняют
различную деятельность: знакомятся с литературой, играют в различные дидактические игры.
Слайд 50Зона коллекций
Используют для знакомства с объектами природы, классификацией.
Развивает сенсорные
способности.
Требования: доступность: то, что дети могут сами собрать (камни, семена,
раковины моллюсков и т.д..)
- разнообразие
краеведческий аспект
страноведческий аспект
природоохранный аспект
(нельзя собирать коллекции насекомых)
-безопасность
Слайд 51Зона релаксации
Используется для отдыха, самостоятельных игр и наблюдений и т.д.
Может
представлять собой фрагмент живого уголка, искусственный фонтан, альпийскую горку и
др.
Слайд 52Зона библиотеки
Зона, в которой представлены в свободном доступе детские энциклопедии,
книги, экологические журналы, настольные игры, сказочные персонажи и т.д.
Здесь же
может быть телевизор, компьютер, видеотека и т.д.
Слайд 53Зона игр
Свободное пространство для проведения игр, развлечений и физкультминуток.
Слайд 55Небольшое помещение для проведения наблюдений и опытов.
Значение: используется для развития
познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.
В
лаборатории хранится лабораторная посуда, раздаточный материал, оборудование для постановки опытов и длительных наблюдений, например, «дом для червей» и «прозрачный горшок» для наблюдения за ростом корней.
Слайд 57Мини-музеи
Создаются в результате совместной
деятельности детей и взрослых.
Слайд 58Приобщая детей к созданию в группе мини-музея, необходимо рассказывать об
увлекательной деятельности коллекционеров собирателей. Дети должны делиться своими соображениями, какой
музей можно было бы создать, из каких коллекций (рисунки, открытки, игрушки), педагог поощряет активность и любознательность каждого ребенка. Ребята отбирают для музея самое ценное и интересное, создавая свой мир, наполненный яркими сюжетами и образами. Экспонатами музея могут быть необычные объекты природы, которые родители вместе с детьми отыскали в лесу, на даче, во время поездок по стране.
Слайд 60Осенью в музее может проходить выставка «Осенняя фантазия», на которой
выставляются совместные поделки родителей и детей из природного материала
Слайд 61В течение года можно устраивать выставки, посвященные определенному представителю растительного
или животного мира.
«Жил-был ёжик»
Слайд 62Значение музеев
Из собирателей дети превращаются в исследователей
Стимулирование интереса к коллекционированию.